Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Гуща Александр Иосифович

Выпускник 1929 года
.
 
.
Гуща Александр Иосифович родился 28 марта 1909 года в  г. Столбцы  Столбецкой волости Минского уезда Минской губернии Российской империи (ныне Столбцовского района Минской области Республики Беларусь). По национальности белорус.
Учился в Москве в бывшей гимназии П.Н. Страхова. Это «Единая трудовая школа 2-й ступени № 50» Сокольнического района, потом школа № 7 того же района.
.
Путь в небо начинал вместе с будущим советским конструктором авиационной техники дважды Героем Социалистического Труда Яковлевым Александром Сергеевичем: С 1923 г. участвовал в работе школьной ячейки ОДВФ (Общества друзей воздушного флота) московской школы № 50 под руководством А.С. Яковлева (с апреля 1925 года - Военная воздушная академия), в 1924 г. записался в кружок по постройке планера АВФ-10 А.С. Яковлева и стал его ближайшим помощником, наряду с А.П. Свóбодой. Они втроём в сентябре 1924 г. ездили в Коктебель (Крым) на 2-е Всесоюзные планерные соревнования, где АВФ-10 был премирован.
.
.
Вот что пишет о Гуще А.И. в своих воспоминаниях Александр Сергеевич Яковлев:
"...Я пришёл в школу, и первым, с кем завёл разговор о постройке, был Гуща. Этот худенький и робкий парнишка, с такой смешной фамилией, считался самым горячим «другом воздушного флота», очень настойчивым и трудолюбивым.
Я рассказал ему, за чем пришёл. Гуща серьёзно выслушал и деловито спросил:
— Настоящий планёр-то будем делать или так, дурака валять?
— Конечно, настоящий, — не менее деловито ответил я. — И на планёрные состязания в Крым поедем!
Сказал и поразился своей смелости. Об этом я сам пока лишь втихомолку мечтал.
Но куда ни шло! Вспомнив Анощенко, я по-хозяйски добавил:
— Будешь хорошо работать — и ты поедешь на состязания в Крым.
Гуща недоверчиво усмехнулся:
— Ну, это ты брось! Не может быть.
И хотя он не поверил, что поедет на состязания, но работать начал с большим энтузиазмом. Он и «Александр Павлович» Гришин, который еще учился в школе, стали самыми лучшими моими помощниками.
В планёрный кружок записалось пятнадцать школьников, и работа закипела. После занятий все собирались вместе — строгали, клеили, пилили, заколачивали гвозди. Всё до последней мелочи, необходимой для планёра, мы делали сами, а материал доставали на авиационном заводе. Там нам давали отходы и брак, который не шёл в производство боевых самолётов.
Планёр мы строили в гимнастическом зале школы, и к нам было постоянное паломничество школьников. Многие смеялись над нашей выдумкой, не верили, что у нас что-нибудь выйдет путное. Но большинство школьников нам сочувствовало, особенно, когда стало видно, что получается какой-то аппарат. Правда, пока это было довольно бесформенное сооружение — нагромождение реек, планок и проволоки.
Планёр надо было обтянуть материей. Но тут мы стали перед большим затруднением: всё построили, всего добились, а обтяжку сделать не можем. В кружке состояли только мальчики и шить не умели.
Гуща всё-таки решил сам взяться за это дело. Но нитка не лезла в иголку, а иголка всё время колола ему пальцы.
— Нет, придётся звать девчат, — хмуро проговорил он.
Девочки с радостью согласились помочь, и скоро их умелыми руками обтяжка была сделана.
Хорошо и весело работалось нам по вечерам. Но наступили летние каникулы, и наш кружок стал таять с каждым днём. Ребята уезжали в лагери, в деревню, на дачу. К концу постройки осталось всего только пять человек, но это были настоящие энтузиасты. Нам очень хотелось, чтобы планёр попал на состязания, а времени оставалось мало, и приходилось работать уже целыми ночами.
Наконец, планёр готов и специальной комиссией допущен на состязания.
За два дня до отъезда я принёс Гуще и Гришину командировочные удостоверения на вторые всесоюзные планёрные состязания в Коктебеле.
По дороге в Крым ребята частенько без всякой необходимости вытаскивали кошельки с деньгами. Там лежали их командировочные деньги, первый раз в жизни самостоятельно добытые. Я понимал их гордость: всего лишь год назад сам испытывал то же самое.
И вот, наконец, мы прибыли в Коктебель.
В первый же подходящий, ясный и с небольшим ветром, день вывели наш планёр на старт. Лётчик сел в кабину и привязал себя ремнями к сиденью. Техническая комиссия окончательно всё осмотрела. Прицепили тросы. Стартовая команда встала по своим местам.
Стартёр поднял флажок и, когда набежал порыв ветра, махнул рукой. Планёр покатился, поднял хвост и, быстро оторвавшись от земли, набрал небольшую высоту и бесшумно скользящим полётом спланировал к подножию горы.
Увидев своё творение в воздухе, я почувствовал прилив великого счастья. Гуща и Гришин тоже были взволнованы и счастливы.
Вскоре выяснилось, что планёр хорошо слушается рулей и устойчиво держится в воздухе. На нём совершались полёты почти каждый день.
В награду за удачную конструкцию я получил приз: двести рублей и грамоту. Этот успех навсегда приковал меня к авиации. Через год я сконструировал новый планёр, а потом начал строить и самолёты.
Работа над планёром не прошла бесследно и для Гущи — он тоже навсегда стал авиационным человеком. Через несколько лет я его встретил. Он был уже лётчиком, командиром одного авиационного соединения..."
.
Затем продолжал полёты на планере в планерной школе при МВТУ вместе с Королевым Сергеем Павловичем, в будущем советским учёным, конструктором и организатором производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположником практической космонавтики. В1926  –  окончил  Московскую  планерную  школу,  инструктор-планерист  (1-й  выпуск)
.
.
С 1926 по 1927  гг. –  ученик  почтальона  на  Московском  почтамте. 
В 1927 году добровольно вступил в РККА: с 07.1927–1928 – Военно-теоретическая школа ВВС, г. Ленинград, курсант.
В июне 1928 года Александр Гуща поступил во 2-ю ВШЛ в г. Борисоглебске, которую окончил 11 ноября 1929 года  по линии "Разведчики" (1 и 2 учебные эскадрильи). После выпуска был оставлен в школе инструктором I разряда.
04.1931 – 17 авиаотряд Украинского военного округа, старший лётчик;
11.1931 – там же, командир звена;
02.1934 – 8-й корпусной авиаотряд Украинский ВО, и.д. командира отряда;
08.1934 – 9-я дальнеразведывательная эскадрилья Укр. ВО, командир отряда;
12.1935 – 15-я крейсерская авиаэскадрилья Киевского ВО, командир отряда;
12.1936 – там же, инструктор-лётчик по технике пилотирования, Киевский ВО;
03.1937 – 22-я АЭ, “ “ “ “ , Киевский ОВО;
12.1939–25.04.1940 – Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования (ЛВАКУ), Орловский ВО, слушатель командного отделения;
20.06.1940 – 130-й с/б авиаполк, инструктор по технике пилотирования;
12.10.1940 – 209-й с/б авиаполк, командир эскадрильи;
06.09.1941 – 285-й штурмовой авиаполк (ШАП), командир полка, приказ 1 Закав. бр.

.
Во время Великой Отечественной войны был заместителем командира авиационного полка, командиром 285 штурмового авиационного полка, заместителем командира 2-й гвардейской штурмовой авиационной Черниговско-Речицкой Краснознамённой ордена Суворова дивизии, командиром дивизии:
.
.
15.10.1942 – 285 ШАП, командир полка, приказ НКО;
03.01.1943 – 228-я штурмовая авиадивизия (ШАД), заместитель командира дивизии;
04.04.1944 – 2 гв. ШАД, заместитель командира дивизии (преобразована из 228-ой ШАД).
Воинские звания:
14.03.1936 – капитан;
23.04.1940 – майор;
28.02.1942 – подполковник, в 1944 г. – гвардии подполковник;
.
Участвовал в Сталинградской битве. Прошёл всю войну.
В марте 1945 года его самолёт был сбит. Осколок снаряда раздробил голеностопный сустав. Тем не менее, ему удалось покинуть самолёт.
30.03.1945 – госпиталь после тяжёлого ранения.
17.11.1945 был демобилизован по болезни (ст.43) или 5.01.1946 г.(?)
Адрес после демобилизации: Ульяновская область, р/п Чердаклы, ул. Красноармейская, д. 27.
Вскоре (не позднее 1953 г.) переехал в Москву и жил по адресу: Сиреневый бульвар, д. 3, к. 4, кв.73.
Работал в Тушино на авиационном заводе.
.
Награды
Орден Красного Знамени (09.12.1941)
Медаль За оборону Сталинграда (22.12.1942)
Орден Отечественной войны 2 ст. (03.08.1943)
Орден Красного Знамени (10.08.1944)
Орден Красной Звезды (03.11.1947)
.
Умер 1 июня 1978 года в г. Москве.
Похоронен на Кузьминском кладбище, могила № 93.
.
Жена Гуща Нионила Владиславовна (1912–1999).
Дети: Геннадий (1931–1996), Виталий (1936–1990), Александр (1948–1995).

.

Потомственные авиаторы
Старший сын А.И. Гущи Гуща Геннадий Александрович 30 лет прослужил в ВВС, из них 27 лет летал. Окончил Борисоглебское ВВАУЛ, ВВА им. Ю.А. Гагарина (Монино), Академию Генерального штаба ВС СССР.
Прошёл путь от инструктора (на Як-11) в Борисоглебском ВВАУЛ до заместителя командующего воздушной армией. Места службы: Украина, Белоруссия, ГСВГ (ГДР), Забайкалье, Одесса, Москва. Освоил за это время более десятка типов самолётов (Ла-7, Ла-11, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, Су-7Б, Су-17, Су-22, Су-24, а также Як-12, Ан-2, Ан-14).
После ухода с лётной работы служил на должности начальника штаба воздушной армии в Одессе, затем преподавал в Академии Генерального штаба ВС СССР (позже Российской Федерации).
После увольнения работал в Верховном Совете СССР в комитете по делам ветеранов ВС и инвалидов ВС (председатель комитета был Руцкой А.В.). В 1993 году уволился по болезни. Умер 27 апреля 1996 года.
Его сын: Гуща Валерий Геннадьевич.
Учился в Рижском ВВАИУ им. Алксниса (1981–1986). Инженер-механик.
После окончания учёбы служил в авиационном полку техником самолёта (МиГ-25, МиГ-29), затем начальником ТЭЧ звена (ГСВГ, ГДР).
С 1990 года – младший научный сотрудник 30 ЦНИИ ВВС (Чкаловская). Затем старший научный сотрудник. Уволился из армии в 1996 году в звании майора.
Закончил МИЭП (Московский институт экономики и права) – юрист, адвокат. Кандидат юридических наук.

***

.
Информацию для сайта предоставил Засыпкин Юрий Владимирович, начальник отдела научно-технической информации ОКБ им. А.С. Яковлева.
.
Дпугие источники информации:
Общедоступный электронный банк документов "Подвиг народа"
Помощь в создании странички оказал  Плотников Игорь Юрьевич
Уточнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору