Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Тарасов Анатолий Леонидович

Лётчик-инструктор, командир звена 2-й ВШЛ с мая 1937 по февраль 1940
.
.
Информацию для данной страницы собрал и предоставил Елисеев Анатолий, племянник выпускника 1938 года Елисеева Анатолия Васильевича
.
Тарасов Анатолий Леонидович родился 3 июля 1907 года в c. Тугустемир Оренбургского уезда Оренбургской губернии Российской империи (ныне Тюльганского района Оренбургской области). По национальности русский.
В 1917 году окончил сельскую школу. В 1927 году окончил 9-летку в Оренбурге.
Жена, Тарасова (Бабурова) Мария Александровна, родилась в Москве в 1913 году, в 1945 году проживала в г. Чкалов (Оренбург).
15 октября 1929 года Анатолий Тарасов призван на военную службу в 84 кавалерийский полк в Средне-Азиатский военный округ, где проходил службу в должности красноармейца и младшего командира.
Член ВКП(б) с февраля 1931 года.
В 1932 году окончил военно-теоретическую школу лётчиков в Ленинграде.
В 1934 году окончил Энгельсскую военную школу лётчиков, служил в ней же инструктором-лётчиком.
С 20 мая 1937 года – инструктор-лётчик 2-й ВШЛ в г. Борисоглебске. Фотография его группы курсантов здесь: ссылка
.
.
С 23 июня 1939 служил во 2-й ВШЛ в должности командира звена.
С 10 февраля 1940 года – помощник командира эскадрильи 163 рап.
С 1 апреля 1940 года – в той же должности, а затем – в должности командира эскадрильи служит в 116 истребительном авиационном полку.
С 9 января 1942 года – штурман 274-го иап.
17 июня 1942 года капитан Тарасов был назначен командиром эскадрильи 236-го истребительного авиационного полка.
.
Упорные воздушные бои того времени нашли отражение в скупых строчках оперативных сводок 201-й истребительной авиационной дивизии, входившей в состав 1-й Воздушной армии. Вот выдержка из оперсводки № 80 за 7 августа 1942 г.: «В 20.45. в районе прикрытия войск на высоте 400–500 метров четыре “Як-1”, ведущий – капитан Тарасов, заметили двенадцать самолетов “Юнкерс-88” под прикрытием десяти “Мессершмиттов-109”. В результате боя капитан Тарасов сбил один “Юнкерс-88”, старший сержант Лысцов – один “Юнкерс- 88”, сержант Харин – один “Мессершмитт-109”...»
.
8 августа 1942 командир эскадрильи 236 ИАП (201 ИАД 1 ВА) капитан Тарасов А.Л. в районе Воскресенское (17 км южнее н.п. Погорелое Городище Смоленской области) на подбитом самолёте Як-1 таранил вражеский Ю-88. В результате атаки Ю-88 сбит, капитан Тарасов погиб.
Как провел свой последний воздушный бой капитан Тарасов, описано в оперсводке № 81 за 8 августа 1942 г.: «В 19.00.–20.20. четыре “Як-1” (ведущий – комэск капитан Тарасов) в районе Воскресенское на высоте 1.000 метров вели воздушный бой с четырьмя группами “Юнкерсов-88” по 5–6 в группе, под прикрытием “Мессершмиттов-109”. Наши истребители атаковали бомбардировщики противника, в результате атаки бомбардировщики бомбы сбросили беспорядочно, а некоторые ушли, не сбросив бомб. Капитан Тарасов таранил “Юнкерс-88”. Тарасов с задания не вернулся».
.
Вот что вспоминает в своей книге боевой товарищ Тарасова А.Л. Бойков П.М.:
«…день 8 августа 1942 г. в Подмосковье выдался знойным. Ни облачка, ни ветерка.
Неожиданно в землянке первой эскадрильи 236-го иап раздался звонок. Капитан Тарасов взял трубку и услышал голос начальника штаба полка майора Пронина.
- Вас понял, приказ будет выполнен,- чётко ответил Тарасов и обратился к лётчикам.
- Получено задание – прикрыть наземные войска в районе Погорелое- Городище,- сказал командир,- взлёт шестёрки через 15 минут. В составе ударной группы со мной летят: сержант Молчанов, старшина Чекунов и сержант Линченко. Прикрывают мой заместитель старший лейтенант Привалов с младшим лейтенантом Демой. Превышение, дистанция, интервалы между самолётами и парами – установленные. Все остальные указания о порядке прикрытия и боя, полученные при разборе предыдущего вылета, остаются в силе. Запуск двигателей – по зелёной ракете. Взлёт парами. Посадка – по одному. По самолётам!
Схватив планшеты и шлемофоны, лётчики побежали к машинам.
В капонире у самолёта командира эскадрильи хлопотал технический экипаж - заканчивал подготовку истребителя к четвёртому за день вылету. К капониру подошёл старший техник-лейтенант Семенов.
-Всё готово? – спросил он рослого механика.
-Так точно, всё готово.
Семёнов проверил заправку самолёта горючим, воздухом, кислородом. Всё в норме. Заметив командира эскадрильи, Семенов поспешил ему навстречу.
-Товарищ командир, истребители эскадрильи к вылету и бою готовы! – доложил инженер подразделения.
-Как наша «десятка», товарищ сержант?
-Машина надёжная, товарищ капитан, - с гордостью за свой истребитель ответил техник.
Тем временем лётчики заняли свои места в кабинах и ожидали вылета. Взвилась зелёная ракета, и почти одновременно закрутились воздушные винты, загудели моторы. Шесть истребителей Як-1 взлетели и приняли боевой порядок. Под крылом самолёта – поле боя. Там под массированным бомбовым ударом, под артиллерийским обстрелом, под свинцовым ливнем бойцы и командиры 20-й армии шли вперёд, бились с врагом, отвоёвывая каждый метр родной земли. Эскадрилья Тарасова сменила патрульную группу капитана Шаванды, которая только что рассеяла большую группу «юнкерсов» и три из них сбила. Качнув на прощание крылом, победители ушли на дозаправку. Истребители Тарасова приступили к патрулированию в 5 км, за линией фронта. Вскоре с запада показались 30 «юнкерсов» и 12 «мессершмиттов». Шесть против сорока двух! Патрульная группа стремительно бросилась на врага. Яростный бой закипел на всех этажах. Первым атаковал фашистов командир. Самолёт Тарасова видели в самой гуще немецких «юнкерсов», словно стрела, он врезался в них сверху, снизу, сбоку и виртуозным манёвром своевременно уходил из-под обстрела. В первые минуты боя он сбил одну вражескую машину, затем вторую. Несколько самолётов сбили его боевые друзья. И всё же бомбардировщики Ю-88 продолжали лететь прежним курсом, выдерживая боевой порядок. Лидер, увлекая всю стаю, готовился дать команду на открытие бомболюков. Фашистские лётчики, разъярённые тем, что сопровождаемые ими бомбардировщики один за другим падают на землю, неистово атаковали советские самолёты, стараясь связать их боем и отвлечь от бомбардировщиков. Огненная карусель продолжалась. Тарасов снова прорвался сквозь заградительный огонь, и снова атаковал лидера. Вражеский стрелок трассирующими очередями хлестнул из пулемёта. Но Тарасов сблизился до дистанции в 50м и дал широкую очередь по кабине воздушного стрелка. И вдруг сотрясающий удар по самолёту опрокинул «десятку» на правое крыло. Тело лётчика обожгла резкая боль – пулемётная очередь раздробила бедро, - рука сорвалась с сектора газа. В этот же миг, сбитый Молчановым «мессершмитт», охваченный пламенем, пронёсся вниз, впритирку с фюзеляжем «десятки». Успех боевого задания висел на волоске. Враг не отворачивал и упорно шёл к цели. В распоряжении Тарасова оставались считанные секунды.
-Иду на таран. Прикройте, – предупредил комэск по радио и направил истребитель на лидера.
Самолёты сначала падали вместе, но потом ЯК-1 перешёл на планирование, а немецкий бомбардировщик развалился на части. Это зрелище оказало большое психологическое воздействие на все экипажи «юнкерсов» - они в панике шарахнулись в разные стороны. «Мессершмитты» задались целью отомстить за восемь сбитых «юнкерсов» и словно хищники набросились на повреждённый истребитель Тарасова. Но он, изрешечённый, разбитый, чудом держался в воздухе и, управляемый слабеющей рукой раненого лётчика, тянул к своей территории. На помощь командиру подоспели боевые друзья. Израсходовав боезапас, ведомые лётчики лобовой атакой встречали «мессершмиттов». Те не выдерживали и отворачивали в сторону. И всё же перед линией фронта Тарасов был атакован сзади. В пространство между истребителем Тарасова и «мессершмиттом» ворвался ведомый лётчик Молчанов, готовый к тарану преследователя. Но тут другой фашистский истребитель атаковал Молчанова. Молчанов заметил смертельную опасность, у него ещё была возможность выйти из-под удара, но тогда наверняка погиб бы его командир. Молчанов чувствовал, как самолёт его вздрагивает от попадания снарядов, в упор выпущенных по нему, но он не свернул с боевого курса и шёл настойчиво, в лобовую. Исход поединка должны были решить нервы. У кого крепче, тот не свернёт. Не выдержали нервы у фашистского пилота. Прекратив огонь, он бросил истребитель в разворот. Несколько огненных трасс ударили по фонарю кабины, по бронеспинке. Жгучая боль пронзила тело лётчика. Промелькнула роща, за ней большое колхозное поле. Туда и направил свою машину Тарасов. Следом шёл Молчанов. Земля приняла в свои объятия тех, кто её самоотверженно защищал…»
.
Этот таран отразился в немецких документах:
Выписка из сводки генерал-квартирмейстера Люфтваффе:
.
Документ 2-ой танковой дивизии вермахта:
Перевод Сергея Медведева:
8.8.42 в 19-30 русский истребитель таранил немецкий бомбардировщик и снес ему одну из несущих плоскостей. Пилоту-наблюдателю (обер-ефрейтору Хёллерингу из бомбардировочной эскадры «Гинденбург»)единственному удалось выпрыгнуть с парашютом. Он приземлился непосредственно перед русской линией обороны.
Несмотря на сильнейший огонь многочисленных русских пулеметов и автоматов, лейтенант Пёршманн, фельдфебель Шинко, фельдфебель Денер и обер-ефрейтор Пассерт (из 38 танкового саперного батальона), а также лейтенант фон Оппель (из второго батальона 3 танкового полка) сумели прорваться к месту приземления пилота-наблюдателя и, несмотря на то, что все они были ранены, спасти его из рук русских.

.
Долгое время капитан Тарасов А. Л. числился пропавшим без вести. Самолёт с останками лётчика был обнаружен в мае 1999 г. поисковым отрядом "Память". Работы по подъему самолета с останками лётчика начались 25 февраля 1999 г. Раскопки проводили поисковики из ВПО «Память» (г. Гагарин) при участии представителей ассоциации «Военные мемориалы».
Имя летчика установлено по сохранившемуся при нём партбилету.
Благодаря содействию московского поисковика Сергея Садовникова удалось выяснить, что самолет принадлежал командиру эскадрильи 236 ИАП 201 ИАД капитану Тарасову Анатолию Леонидовичу.
В декабре 2015 г. из воронки на месте раскопок был поднят двигатель самолета и найден номер мотора: ПФ 14-88.
Поисковику из Москвы Сергею Садовникову удалось найти родственников летчика: Марию Леонидовну и Марию Александровну Бабурову – родную сестру и супругу Анатолия.
Анатолий Тарасов похоронен на воинском кладбище «Снегири» Истринского района Московской области.
.
21 февраля 2015 года в окрестностях деревень Вишенки и Раменки Гагаринского района Смоленской области на месте гибели лётчика-истребителя командира эскадрильи 236 ИАП капитана Тарасова Анатолия Леонидовича была установлена памятная доска:
.
.
Неоценимую помощь и содействие в установке памятного знака оказали поисковики из Волоколамска Александр Кудрявцев, Александр ..., Сергей Медведев:
.
.
В дальнейшем на этом месте планируется соорудить насыпь под камень с табличкой.
.
Победы Тарасова А.Л. по данным историка Быкова:
04.08.42 1 Ме-109
07.08.42 1 Ю-88
08.08.42 1 Ю-88 (таран)
.
Дополнительные источники:
Дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору