Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Лепиксон Ян Иоганович

Выпускник 1924 года
.
Лепиксон Ян Иоганович родился 3 июля 1897 года в г. Пернове Лифляндской губернии, Эстония в семье ремонтных рабочих железной дороги. По национальности финн.
До 1909 года учился в школе г. Пернове, затем работал в железнодорожном депо.
В 1911 году устроился учеником слесаря на фабрику Вальгоф в г. Пернове, затем работал в разных мелких мастерских.
В 1913 году был уволен с фабрики за участие в стачке.
В 1914 году поступил на земляные работы в Ревеле на постройке морской крепости Петра Великого.
В 1915 году был уволен за требование увеличить питание рабочим, и был призван в армию нижним чином в запасной батальон в Старой Руссе. По набору попал в школу шоферов в Петербурге, откуда направлен в Большой Токмак Таврической губернии в полевые авторемонтные мастерские. В этом же году за неблагонадёжность был откомандирован обратно в пехоту для отправки на фронт.
В 1916 году находился на фронте под Ригой стрелком Латышского стрелкового батальона.
12 января 1917 года был ранен, находился на излечении в земской больнице г. Алапаевска.
Февральская революция застала Лепиксона Я.И. на Урале, в г. Нижний Тагил в среди команды выздоравливающих, откуда он вернулся в Пернове. Устроился в шофёрскую бригаду 118 штаба дивизии в Ревеле, затем переведён в пехоту рядовым 56 Сибирского стрелкового полка, где вступил в полковую ячейку большевиков.
.
После взятия немцами Риги поступил в Эстонский полк в г. Юрьеве, где прослужил до Октябрьского переворота. Принимал активное участие в недопущении провокационной травли офицеров Эстонского полка.
В ноябре 1917 года Эстонский полк был переведён в г. Пернове, где Лепиксон Я.И. как член партии большевиков остался в полковом Комитете вплоть до оккупации Эстонии немцами, после чего был вынужден из Пернове переместиться в Ревель, затем в Петербург, далее Смоленск, где принимал участие в эвакуации самолётов в Саратов.
Остался в Саратове, устроился работать слесарем, затем сборщиком-регулировщиком авиационной техники.
В 1920 году переведён в 11-й авторемонтный поезд при 2-й Конной Армии в Павлограде.
В 1921 году направлен в Егорьевскую школу, работал в политотделе Главвоздухофлота.
В 1924 году окончил 2-ю ВШЛ в г. Борисоглебске.
До 1926 года служил в Липецке, затем в Ташкенте.
.
.
В 1930 г. переведён в резерв, работал в В.О.Г.В.Ф. пилотом.
В 1931 году выполнял аэрофотосъёмку.
С 1933 года работал а С.А.Т.У. В 1933 году - командир транспортного отряда.
Летал на самолётах Анрио, Авро, Р-1, Р-3, Р-5, Ю-21, Ю-13, Ф-13, Сталь-2, АНТ-9. Общий налёт более 2000 часов.
.
Погиб 9 января 1936 года в авиакатастрофе в г. Сталинабаде.
.
.
Источники:
Карта сайта Написать Администратору