Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Челищев Владимир Владимирович

Выпускник  1925 года
.
.
Челищев Владимир Владимирович родился 28 июля 1899 года в г. Осташкове Тверской губернии Российской губернии в семье рабочих. По национальности русский.
Образование общее - 4 класса.
В Красной Армии с 1922 по 1931 гг. В 1923 году окончил Егорьевскую ВШЛ, в 1925 - Борисоглебскую ВШЛ, в 1926 году - школу высшего пилотажа.
Член ВКП(б) с 1932 года.
Повторно призван в Красную Армию в 1941 году. Место призыва - Нижне-Тагильский ГВК Свердловской области.
Участник Великой Отечественной войны с 17 января 1942 года.
В июне 1942 года - адъютант 2 авиационной эскадрильи 734-го авиационного полка Брянского фронта, старший лейтенант.
В марте 1944 года - адъютант командира эскадрильи 97-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 17 ВА 3-его Украинского фронта, гвардии капитан.
Дата окончания службы: 06.07.1946
Награждён орденом Красного Знамени, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда".
***
.
Аэродром для Уралвагонзавода
.
На территории Алтайского микрорайона в годы войны был аэродром.
В архиве выставочного комплекса УВЗ хранятся документы, фотографии, карты, подтверждающие существование аэродрома в годы Великой Отечественной войны. Копии этих документов сейчас демонстрируются в музее школы № 20. У педагогов и учеников этой вагонской школы хорошая задумка - установить на месте старого аэродрома памятник. Он увековечит практически неизвестный в городе факт деятельности в годы войны на территории Уралвагонзавода двух авиационных заводов. Каждый девятый легендарный штурмовик ИЛ-2 имел бронекорпус УВЗ. Уральский танковый завод отправил на предприятия авиапрома около 4000 бронеавиакорпусов. На этом аэродроме проходили испытания более 200 собранных в Нижнем Тагиле легендарных штурмовиков. Отсюда они улетали на фронт.
Но у заводского аэродрома была почти семилетняя довоенная история. Он и закреплённый за Уралвагонстроем, а затем и Уралвагонзаводом самолет (У-2, позже П-5) появились в 1934 году. В ноябре 1934-го сюда был направлен Владимир Владимирович Челищев - опытный лётчик, имевший за плечами большой лётный стаж, награждённый грамотой, подписанной лично командующим Дальневосточным военным округом В.К. Блюхером, и именным оружием за умелые действия во время военного конфликта на КВЖД в 1929 году. Он окончил знаменитую Егорьевскую авиашколу, выпускниками которой были первые лётчики страны и которую окончил В.П. Чкалов. После окончания боевых действий на КВЖД Челищев получил назначение командиром экспериментального воздушного поезда. В 1933 году впервые его самолёт, с прицепленными к нему планерами, появился в небе над Москвой. В.В. Челищев осуществил неслыханный для тогдашней авиации воздушный десант на планерах. Лётчик был зачислен в отряд особого назначения имени "Правды" и назначен консультантом Главного управления аэрофлота.
О своей работе на Уралвагонзаводе в 30-е годы В.В. Челищев оставил очень интересные воспоминания "Из блокнота бывшего летчика". Руководители стройки, затем завода интенсивно использовали самолёт для оперативного решения задач снабжения производства материалами, быстрой связи с предприятиями Челябинска, Магнитогорска, Свердловска, Серова, Сосьвы. Часто летали в Москву. Самолёт, выделенный в распоряжение Уралвагонзавода, использовался не только по заводским делам, но и по заданиям руководства Нижнего Тагила.
В очень засушливое лето 1938 года, вспоминал Челищев, на Урале горели леса. В то время лётчику часто приходилось летать с первым секретарем городского комитета ВКП(б) Троховым в эпицентры пожаров. 
И был случай, когда только мужество, выдержка и большой опыт лётчика спасли руководителя горкома от гибели. В то лето горел большой лесной массив между Нижним Тагилом и Кушвой. Челищев писал: "Тов. Трохов, желая посмотреть, не угрожает ли пожар железной дороге, попросил меня снизиться и пройти над железнодорожным полотном. Ветер был восточный, и дым с огнем относило в сторону. Мы снизились до бреющего полёта. Было душно и жарко. Однако лететь было можно. Неожиданно ветер переменился, и мы очутились в едком дыму. Надеясь на то, что мы его быстро проскочим, я продолжал полет, но начал задыхаться.
Тогда я начал набирать высоту, а дым все плотнее окутывал самолёт. Кругом ничего не было видно. 
Задыхающийся, напрягая последние силы, я вёл самолёт по пионеру вверх. "Только бы не свалиться на крыло, не потерять сознание и выдержать", - проносилось в голове. А когда, казалось, не было сил держаться, я дал форсаж мотору, и самолёт буквально вырвался на свежий воздух. Внизу расстилалось море дыма и огня. Потерявший создание Трохов лежал в пассажирской кабине. На обратном пути он еле-еле пришёл в себя.
После этого случая я стал более осторожен с лесными пожарами".
.
Самолёт Уралвагонзавода
.
Таких случаев, когда от профессионализма лётчика В.В. Челищева зависели жизни работников завода, руководителей Нижнего Тагила и сохранность самолёта, было много.
В фондах музея хранится редкий, пожелтевший от времени документ 1937 года "Аттестация на лётчика Уралвагонзавода им. Ф.Э. Дзержинского" за подписью главного инженера предприятия С.Ф. Горбунова. "Лётчик УВЗ Владимир Владимирович Челищев, - говорится в нем, - за время пребывания на Уралвагонзаводе показал себя как грамотный летчик, отлично владеющий самолетом. Выполняя задание дирекции завода, совершал полёты в тяжёлых метеоусловиях, строго укладываясь в установленные сроки.
Гористая местность на Севере Урала, отсутствие запасных посадочных площадок, малый размер аэродромов на промышленных точках (так, например Надеждинский, Сосьвинский аэродромы), быстро меняющаяся погода и невозможность получить метеосводку (за отсутствием станций на северных точках) – всё это создаёт чрезвычайно тяжёлые лётные условия для работы лётчика, с каковыми лётчик Челищев В. В. справляется".
 
В Нижнем Тагиле Челищев не оставил своего увлечения планерами. В 30-е годы при аэродроме он организовал планерный кружок, работа которого продолжалась до конца 40-х.
.
В предвоенные годы особо отличившиеся стахановцы удостаивались права в качестве пассажиров на заводском самолёте сделать круг над Нижним Тагилом. Впечатления были незабываемыми.
В 1942 году В.В. Челищев ушел на фронт. Воевал в чине гвардии капитана в 97-м Гвардейском ночном бомбардировочном авиаполку. Осуществил более 70 боевых вылетов. Был награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги" и другими.
В 1945 году был заместителем коменданта Софии – столицы Болгарии.
В 1946 году вернулся на родной завод. Но уже не летал, работал заместителем начальника отдела подготовки кадров, а затем начальником автоцеха.
.
.
В 1947 году прекратил свою деятельность и заводской аэродром, не стало у предприятия своего самолёта.
А. ПИСЛЕГИНА
.
Источники:
Общедоступный Электронный банк документов "Подвиг народа"
Изначальную информацию помог отыскать Симонов Андрей Анатольевич
Карта сайта Написать Администратору