Гусев Константин Михайлович
Выпускник 1928 года
Генерал-лейтенант авиации (04.06.1940)
.
.
Гусев Константин Михайлович родился 1 июля 1906 года в селе Городенки Васильевской волости Серпуховского уезда Московской губернии Российской империи (с 1960 года включено в состав п. Пролетарский, ныне гордского округа Серпухов Московской области) в семье рабочего. По национальности русский.
Член ВКП(б) с 1930 года.
В 1916 году окончил церковноприходскую школу и был отдан на бесплатное обучение в монастырь Давыдова Пустынь. В начале 1917 года из монастыря был изгнан за участие отца в забастовке рабочих.
С 1918 по 1920 трудился рабочим на суконной фабрике, а затем работал учеником в слесарной мастерской и одновременно учился в вечерней профтехшколе, которую окончил в 1925 году.
.
В Красной Армии с 1925 года, по комсомольской путёвке поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА. После прохождения теоретического курса обучения в 1926 году был направлен во 2-ю Военную школу лётчиков в г. Борисоглебске, которую окончил в 1928 году.
Служил в 52-й авиационной эскадрилье: с июля 1928 года был младшим лётчиком, командиром звена.
.
.
С июля 1930 года - командир авиаотряда, затем около года временно командовал этой эскадрильей.
С июля 1933 года — командир 9-й легкоштурмовой авиаэскадрильи «Ультиматум» 114-й лёгкой штурмовой авиабригады Белорусского ВО.
.
.
С 10 ноября 1936 по 17 июня 1937 находился в республиканской Испании и командовал группой советских лётчиков-добровольцев (майор, командир эскадрильи штурмовиков Р-5ССС, командир 15-й штурмовой группы республиканской авиации). Имел псевдоним «Константинов».
По возвращении из Испании 20.06.1937 года получил внеочередное воинское звание комдив и назначен командующим ВВС Белорусского, затем Западного Особого военного округа.
11 апреля 1940 года присвоено воинское звание комкор.
С апреля 1940 года был заместителем начальника ВВС РККА.
4 июня 1940 года присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.
В июле 1940 назначен заместителем начальника Главного управления ВВС РККА.
С декабря 1940 г. — командующий ВВС Дальневосточного фронта.
.
Депутат Верховного совета СССР первого созыва. Депутат Верховного совета Белорусской ССР. Член Военного совета при Наркоме обороны (с октября 1938 г.)
.
Арестован 11 июля (по другим данным 17 июля) 1941 года в г. Хабаровске. Приговор Особого совещания при НКВД СССР 13 февраля 1942 года по обвинению в участии в военном заговоре — высшая мера наказания. Виновным себя не признал.
Расстрелян 23 февраля 1942 года. Место расстрела и захоронения не известно. Предположительно, был расстрелян в городе Саратове и похоронен на Воскресенском кладбище.
Посмертно реабилитирован определением ВК ВС СССР 4 сентября 1954 года.
.
Награждён орденом Ленина (25.05.1936), двумя орденами Красного Знамени (02.01.1937; 21.06.1937).
***
.
Накануне войны
Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г.
Гусев К.М., генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Дальневосточного фронта
(Выступление по Докладу начальника Главного управления ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта авиации Рычагова П.В. "Военно-Воздушные Силы в наступательной операции и в борьбе за господство в воздухе".)
.
«...Я считаю, что основная задача военно-воздушных сил — это взаимоотношение с войсками. Задачи воздушных сил определяются прежде всего задачами фронта. Я не могу рассматривать действия военно-воздушных сил во фронтовой операции оторванными от определенных [её] этапов. Господство в воздухе, равно как и каждая задача военно-воздушных сил, определяется прежде всего задачами фронта. Основная задача любого авиационного начальника прежде всего должна быть четко уяснена. Задача фронта должна определить и задачу военно-воздушных сил.
Мне казалось бы очень важным здесь, на совещании, определить действия по времени, потому что действия ВВС по времени — это очень важный элемент в работе воздушных сил.
В период сосредоточения войск и в период подготовки к фронтовой операции задачи будут одни и те же: прикрытие сосредоточения войск, разведка и т.д. Если мы имеем первоначальный этап, если происходит взаимная подготовка к войне, задачи будут несколько иные. Видимо, в функции воздушных сил входит и задача по прикрытию сосредоточения войск.
Очень важно уяснить, когда начать борьбу за господство в воздухе. Я считаю, что борьба за господство в воздухе должна решаться активно и одновременно с решением задачи прикрытия войск. Прикрытие войск действием истребителей только над районом сосредоточения надо считать пассивным, не решающим проблемы настоящего прикрытия войск. Задача прикрытия войск определяется активной борьбой за господство в воздухе.
Борьба за господство в воздухе потребует максимального напряжения всех сил страны. Борьба за господство в воздухе на отдельных участках выльется в очень длительную войну, и она неизбежно перейдет в борьбу за господство в воздухе вообще. К борьбе за господство в воздухе нужно готовиться еще в мирное время. Взять, к примеру, историю войны Германии в Польше. Почему германская авиация разбила польскую? Потому, что в мирное время средствами агентуры Германия знала точную дислокацию и наличие аэродромной сети Польши и поэтому Германия била не по пустому месту, а по польской авиации. Удар впустую вообще чреват серьезными последствиями, так как противник после пустого удара может организоваться и дать ответный удар. Поэтому еще в мирное время надо готовить борьбу за господство в воздухе путем агентурной разведки, устанавливать аэродромную сеть будущего противника.
Необходимо еще в мирное время готовить нашу авиацию к борьбе за господство в воздухе, уметь сосредоточивать свои воздушные силы на определенных направлениях. Если определится какое-то государство как главный воздушный противник, то для того, чтобы разбить этого противника, надо сосредоточить против него основные силы, а на других участках фронта придется оставить авиацию только для прикрытия.
Подготовка основных и промежуточных аэродромов требует серьезной подготовки тыла. Там, где тыл не будет подготовлен и не будет способен принять большое количество авиации на определенном фронте или даже на участке, там авиация не даст желательных результатов, если не будет обеспечено хорошее управление воздушными силами, то наверняка будет обречена на неудачу».
РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 57, л. 45-46.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
.
|