Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Киселёв Николай Николаевич

Первый командир 127 уап (аэродром Ряжск)
.
.
Николай Николаевич родился 9 ноября 1928 года в городе Алма-Ата, Казахстан.
Во время войны работал на заводе в городе по производству снарядов.
После окончания 10 классов поступил в лётную школу в городе Семипалатинске.
.
В 1947 году поступил в Сталинградское военно-авиационное училище лётчиков, которое тогда находилось в Новосибирске.
После окончания училища летал там лётчиком-инструктором.
Через три года стал командиром звена и был переведён для дальнейшего прохождения службы в Алтайский край, в гарнизон Топчиху. Летал на самолётах УТИ МиГ-15, МиГ-17. Вскоре был назначен командиром авиационной эскадрильи.
В связи с расформированием Сталинградского лётного училища в 1960 году майор Киселёв Н.Н. был переведён в Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, служил в 643-м авиационном полку на должностях командира авиационной эскадрильи, заместителя командира полка. Летал на самолётах Як-18, затем на Л-29.
В 1967 году закончил (заочно) Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени М.М. Расковой.
.
Приказом ГК ВВС от 5 августа 1970 года подполковник Киселёв Н.Н. назначен на должность командира формируемого 127-го учебного авиационного полка Тамбовского лётного училища в городе Ряжске.
Командованием лётного училища неслучайно был сделан выбор о назначении подполковника Киселёва Н.Н. командиром полка. Требовался опытный, знающий офицер, умеющий успешно и своевременно обеспечить выполнение задач, поставленных перед училищем и новым гарнизоном.
Полковник Киселёв был небольшого роста, на вид не худой, но щупловат, подтянут, разговаривал всегда тихим, спокойным голосом, взгляд внимательный, никогда не допускал грубости или бестактности, поэтому в беседе с командиром подчинённые никогда не знали, ругается он или, наоборот, доволен результатами их работы. Настоящий военный интеллигент. 
Из воспоминаний начальника штаба 127-го уап, прибывшего из 1-го полка ТВВАУЛ, подполковника Тимашева И.П.: «Я Киселёва Н.Н. помню, будучи курсантом на 1-м курсе, летал с ним. И по совместной службе, уже будучи инструктором, до убытия его командиром полка в Ряжск. Это доброжелательный, благородный, спокойный человек, великолепный лётчик-методист, был доступен для всех категорий подчинённых. Летать с ним на все проверки и допуски было счастьем для лётчиков. Думаю, он таким же был и в должности командира полка».
С такой характеристикой своего командира были согласны все лётчики, переведённые в Ряжск из 643-го уап Тамбовского авиационного училища.
.
Задачи перед полковником Киселёвым Н.Н. были поставлены архисложные - за два с половиной года создать материально-техническую базу гарнизона, подготовить лётный и технический состав, перегнать авиационную технику и весной 1973 года приступить к полётам с курсантами на двух аэродромах.
Благодаря чёткому взаимодействию и взаимопониманию трёх командиров - Киселёва, Тихонского и Ванеева, на западной окраине города Ряжска в границах Фофоновской слободы, началась планомерная стройка авиационной базы с комплексом её объектов.
Каждый командир части чётко знал и понимал свои задачи, что и к какому сроку сделать. Для этого один раз в неделю на совещании руководящего состава гарнизона полковник Киселёв ставил задачи на неделю, день, по каждому объекту, зданию, классам подготовки лётного состава и необходимой лётно-методической документации.
Особое внимание он уделял срокам начала строительства бетонной взлётно-посадочной полосы, строительству домов для личного состава и поставке (перегонке) авиационной техники.
Неоднократно с отчётом по этим вопросам Киселёва приглашали вначале в штаб Тамбовского лётного училища. Однако, решая всё запланированное на земле, командир полка ни на минуту не забывал о предстоящих полётах. Это было первой и главной задачей.
С начала 1971 года в полк начал прибывать лётный, инженерно-технический состав и офицеры наземных служб. Нужно было разобраться в уровне подготовки каждого лётчика, техника, специалиста. Методически грамотно всех ввести в строй, создать учебно-методическую базу, подготовиться к выполнению и обеспечению полётов.
Уже начиная с 15 июня 1971 года по плану учебно-боевой подготовки командир полка запланировал проведение на аэродроме Ряжск практических полётов с руководящим составом. Со второй половины 1971 года и в течение 1972 года полёты выполнялись с грунтовой полосы, в том числе и зимой. Классом предполётной подготовки, отдыха и приёма пищи у лётного состава была землянка (расположена южнее территории ТЭЧ), в которой были столы, оборудованы места сидений, висела доска объявлений, затем для этих целей использовался деревянный контейнер.
Полковник Киселёв понимал, что эта неустроенность временная, что всё скоро будет по-другому. Было заметно, в эти месяцы он даже меньше смотрел в глаза своих подчинённых и старался больше времени проводить в воздухе, обучая, проверяя и допуская лётный состав полка к новым видам лётной подготовки. При этом знал, что в его отсутствие «земные» проблемы продолжают решать его помощники.
Начиная с первого дня появления командира полка в Ряжске его главной задачей была планомерная подготовка лётчиков к инструкторской работе, их способность обучать курсантов I и II курса, обеспечение готовности лиц группы руководства полётами к слаженным действиям в особых случаях в полёте.
Весь уклад воинской службы полковник Киселёв Н.Н. подготавливал с целью создания в полку, гарнизоне здорового армейского коллектива. В нём должны царить организованность, порядок и дисциплина, что по убеждению командира полка должно положительно влиять на овладение курсантами профессии военного лётчика.
Он стремился, чтобы сами лётные учителя были примером во всём. В этом вопросе Николай Николаевич всегда начинал с себя. Для этого командир полка использовал все методы и приёмы работы с личным составом: великолепное владение техникой пилотирования, чёткое руководство полётами, подведения итогов работы полка за месяц, год, собрания, встречи и приёмы по личным вопросам.
В служебной деятельности и повседневной жизни Николай Николаевич являлся образцом высочайшей культуры поведения, проявляя уважение к подчинённым и умение их услышать. Всегда оказывал помощь офицерам и прапорщикам в службе и личной жизни.
Важным событием для командира полка полковника Киселёва Н.Н. и его заместителей стала осень 1972 года, когда 27 ноября он подписал приказ № 048 о формировании 127-го учебного авиационного полка (окончание создания) Тамбовского ВВАУЛ имени М.М. Расковой.
К этому времени в основном определились составы всех четырёх авиационных эскадрилий, и лётный состав продолжал осваивать Курс лётной подготовки, а с осени 1972 года началась подготовка его по программе лётчиков-инструкторов. Командир полка понимал, что большинство командиров звеньев не имеют опыта обучения на самолёте Л-29, все лётчики-инструкторы впервые приступают к обучению курсантов, отсутствует опыт организации и руководства полётами.
В этой ситуации он твёрдо знал, что основной упор при полётах с курсантами необходимо делать на единую методику лётного обучения всем элементам полёта по кругу, а курсантам наизусть знать технику их выполнения, исправление допускаемых отклонений. За вводимыми в строй руководителями полётов закрепить опытных учителей.
Поставленную задачу по срокам начала обучения курсантов командир полка выполнил: 27 апреля 1973 года полк впервые приступил к полётам с курсантами с двух грунтовых аэродромов. Всего в тот год были обучены и вылетели самостоятельно 242 курсанта.
Когда в сентябре 1973 года были закончены полёты с курсантами Николай Николаевич очень гордился достигнутыми результатами, даже при том, что было списано по лётной неуспеваемости 33 курсанта и допущена одна серьёзная предпосылка к лётному происшествию.
Впервые лётчики-инструкторы полка получили колоссальный опыт обучения молодых людей, посвятивших свою жизнь полётам на реактивных самолётах.
Недостатков в организации, проведении полётов и качестве обучения было немало, но командованию полка и эскадрилий удалось избежать главного - не допустить лётных происшествий. Для первого года обучения курсантов лётным составом, не имеющим в большинстве своём такого опыта, это было определённым и важным достижением.
Командир полка уже твёрдо знал, что нужно сделать в улучшении лётно-методической подготовки лётного состава в следующем году, чтобы не допустить повторных ошибок в обучении на вывозной программе, упущений в руководстве полётами.
.
.
К 1974 году сданы в эксплуатацию 3-й и 4-й ДОС, здание командного пункта на аэродроме, полностью начала работать ТЭЧ полка с выполнением всех видов регламентных работ.
В 1975 году в жилой зоне построено 2-этажное кирпичное здание магазина, в служебной зоне введена в эксплуатацию лётно-техническая столовая.
Все, кто служили в полку, гарнизоне помнят те ответственные и напряжённые годы, месяцы, недели, какая тяжесть работы и забот легла на плечи командира полка. Ему удавалось совмещать вопросы контроля строительства в гарнизоне и организации и проведения полётов, при этом полковник Киселёв много летал на проверки техники пилотирования, давал допуски к тренировочным полётам лётному и курсантскому составу, выполнял полёты на личное совершенствование.
К маю 1975 года лётный состав 1971 и 1972 годов выпуска получил квалификацию «Военный лётчик-инструктор II класса». В 1975 году полк под командованием полковника Киселёва Н.Н. впервые добился звания «отличный», выращено 407 отличников боевой и политической подготовки, три подразделения: 2-я, 4-я авиационные эскадрильи и ТЭЧ стали отличными, повысилась классность лётного и технического соста¬ва, лётчики-инструкторы получили опыт первоначального лётного об¬учения курсантов 2-го курса.
Полк подготовлен в составе 4-х авиационных эскадрилий к боевым действиям на самолёте Л-29 днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях по воздушным и наземным целям.
Подготовлено к ведению боевых действий ДПМУ (днём в простых метеоусловиях)- 76 лётчиков;
ДСМУ (днём в сложных метеоусловиях) - 60 лётчиков;
НПМУ (ночью в простых метеоусловиях) - 66 лётчиков;
НСМУ (ночью в сложных метеоусловиях) - 12 лётчиков.
.
В сентябре 1975 года полковник Киселёв Н.Н. был списан по состоянию здоровья и переведён в Сасовское лётное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза Г.А. Тарана Рязанской области на должность начальника военного цикла.
Покидая родной авиационный полк и гарнизон, полковник Киселёв Н.Н. мог быть спокоен и удовлетворён — всё, что предстояло ему сделать за время пребывания в занимаемой должности, он сделал, и даже больше. Была создана база по подготовке курсантского состава, и она заработала: общий налёт полка с 1971 по 1975 год составил более 58 тысяч часов, из них на курсантов 42 тысячи часов.
И самое главное - полк и части обслуживания подготовлены к дальнейшей работе по обучению и обеспечению лётного и курсантского состава с двух аэродромов.
Киселёв Н.Н. летал на самолётах Як-18, УТИ МиГ-15, МиГ-17, Л-29. Военный лётчик-инструктор I класса, имел общий налёт более 4000 часов.
Награждён орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III степени, «Знак Почёта», многими медалями.
.
Умер полковник Киселёв Н.Н. 11 октября 1991 года в военном госпитале г. Рязани. Похоронен в городе Сасово Рязанской области. Группа офицеров лётного состава сочла за честь убыть в Сасово, чтобы отдать последнее признание и уважение своему первому командиру полка.
Жена, Надежда Ивановна, осталась жить в Сасово, дочь Наташа и сын Александр проживают в городе Рязани.
.
Источник:
Книга Суворова А.М. "Обретая крылья" (Из истории Ряжского 127-го учебного авиационного полка, 1970-1998 годы) http://www.bvvaul.ru/forum/viewtopic.php?t=1453
Материал на полковника Киселёва Н.Н. до службы в Ряжском полку предоставила внучка Екатерина. Фото прислал внук Дмитрий.
Карта сайта Написать Администратору