Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Доценко Аркадий Дмитриевич

Выпускник 1932 года
.
Фотографии готовятся к публикации
.
Информацию о своём отце предоставил Доценко Сергей Аркадьевич.
.
Доценко Аркадий Дмитриевич родился 16 января 1912 года в г. Липецк Воронежской области. Окончил 4 класса сельской школы в г. Котельва Полтавской области.
В 1927 году вступил в ряды Красной Армии. Окончил Полтавскую ВПШ им. Фрунзе. Член ВКП(б) с 1932 г.
С 08.1927 по 01.1930 курсант Полтавской школы переподготовки комсостава запаса.
С 01.1930 по 06.1931 курсант Объединенной военной школы лётчиков и авиатехников, г. Вольск.
С 06.1931 по 06.1932 курсант 2-ой военной школы летчиков, г. Борисоглебск.
С 06.1932 по 02.1934 младший летчик 52-го авиаотряда, г. Москва.
С 02.1934 по 04.1934 младший летчик 4-го батальона особого назначения МВО, г. Москва.
С 04.1934 по 08.1936 младший летчик 1-го отд. авиазвена ПВО МВО, г. Москва.
С 08.1936 по 01.1937 младший летчик КУКС ЗА РККА ХВО, г Евпатория.
С 01.1937 по 11.1937 старший летчик КУКС ЗА РККА ХВО, г. Евпатория.
С 11.1937 по 10.1938 командир звена КУКС ЗА РККА ХВО, г. Евпатория.
С 10. 1938 по 07.1940 командир авиаотряда Авиаэскадрильи при КУКС ЗА ХВО, г. Евпатория.
С 07.1940 по 11.1941 командир отдельного авиаотряда 54-го отдельного авиаотряда ОдВО, г. Херсон и Южный фронт.
.
Участник Великой отечественной войны с 22 июня 1941 года.
С 11.1941 по 01.1942 в резерве ОдВО и Южного фронта.
С 01.1942 по 02.1942 пилот 672-го ночного бомбардировочного авиаполка Южного фронта.
С 02.1942 по 06.1942 врио командира авиаполка 672-го ночного бомбардировочного авиаполка Южного фронта.
С 06.1942 по 08.1942 штурман авиаполка 672 штурмового авиаполка 238-ой штурмовой авиадивизии Южного фронта.
Летал на самолётах Р-Зет, СБ, Ил-2, У-2.
При выполнении боевого вылета получил тяжёлое ранение. С 08.1942 по 12.1942 г. находился на излечении в эвакогоспитале г. Сочи.
После выздоровления вернулся в строй.
С 01. 1943 по 05.1943 в резерве.
С 05.1943 по 08 1943 заместитель командира 765-го и 920-го ночного бомбардировочного авиаполков 313-ой авиадивизии 15-ой воздушной армии, Брянский и 2-ой Прибалтийский фронты.
С 08.1943 по 06.1945 заместитель командира 990-го ночного ближнебомбардировочного авиаполка 313-ой авиадивизии 15-ой воздушной армии, Ленинградский фронт.
С 06.1945 по 05.1946 заместитель командира 701-го ночного ближнебомбардировочного Рижского авиаполка 84-ой авиадивизии 15-ой воздушной армии,
С 05.1946 по 06.1946 заместитель командира 374-го транспортного авиаполка 12-ой ТАД, г. Белая Церковь.
С 06.1946 по 09.1953 заместитель командира 363-го авиационного транспортного десантного полка, г. Кривой Рог.
В отставку вышел 12.09.1953 в звании подполковника.
.
Награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Александра Невского, Великой Отечественной войны I степени, медалями.
.
После отставки проживал с семьёй: женой Елизаветой Федоровной и сыновьями Станиславом и Сергеем, в г. Кадом Рязанской области (1954-1959 гг.) и г. Кондрово Калужской области (1959-1967 гг.).
В г. Кондрово устроился на работу начальником пожарной охраны Троицкой бумажной фабрики. Затем работал директором одной из городских столовых и директором райторга. Вывел эти предприятия на высокий уровень.
После переезда в 1967 г. в г. Уфу работал директором заводского комбината питания на большом оборонном предприятии города, который также вывел на образцовый уровень.
Был очень ценим вышестоящим руководством. Имеет много благодарностей от дирекции завода и Совета министров Башкирии.
В середине 70-х годов вышел на пенсию. Последние годы жизни (1978-1981 гг.) проживал в г. Одессе с женой и младшим сыном.
Скончался 5 сентября 1981 года.
.
Рассказывает Доценко Сергей Аркадьевич:
"...Выше изложена боевая и трудовая анкетная биография. Но есть истории, которые, к сожалению, не отражены в сухих официальных документах, а они наиболее интересны. Знаю о них из рассказов отца и моего старшего брата (ныне покойного). К примеру, нигде не указано как отец был контужен в 1942 году. В одном из наградных листов, опубликованном на сайте «Подвиг народа», имеется упоминание о том, что самолёт отца был сбит вблизи станицы Белореченской на Кубани в августе 1942 года. А произошло это вот как.
Отец был ведущим группы самолётов Ил-2. Группа была атакована атакованы «мессерами» противника. С целью принудить к посадке и сдаче в плен Самолёт отца немцы взяли в «клещи»: один сверху, два по бокам и один сзади (это хорошо показано в финале фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика»). Пытаясь вырваться, отец резко сбросил скорость, в результате чего находящийся сзади «мессер», не успев среагировать, врезался в самолёт отца. Отец смог выбраться из падающего самолёта и раскрыть парашют, но при этом сильно травмировался и потерял сознание. Очнулся на земле. Увидел, что над ним склонились наши солдаты. Понял, что упал на нашей территории (а произошло это над линией фронта), и что жив. Немецкий лётчик тоже смог выбраться из самолёта и приземлился удачно. Его подвели к отцу. Он молча покачал головой. Что он хотел этим «сказать»? Может быть, что отец не выживет? Отца отправили в госпиталь в Сочи, где он находился до конца года, значительное время пролежав на доске, так как был травмирован позвоночник.
За сбитый немецкий самолет отец получил премию 500 р. (цифру называю по памяти). Медицинская комиссия хотела отправить отца после такой травмы на тыловую службу, но он категорически отказался и добился отправки на фронт. Правда, разрешили летать только на бомбардировщиках, где нагрузки на организм меньше..."
.
От Администратора сайта. В мой адрес от Доценко С.А. получены сканы фотографий, после обработки которых на сайте будет создан отдельный фотоальбом. Ссылку на фотоальбом размещу на этой странице.
Карта сайта Написать Администратору