Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Долгунов Александр Петрович

Выпускник 1939 года
.
Долгунов Александр Петрович родился в 1919 году в селе Горловка (Горловский район Рязанской области). По национальности русский.
В рядах Красной Армии с 1938 года. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
Член ВКП(б) с 1942 года.
С 6 сентября 1944 года старший лейтенант А.П. Долгунов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 355-го истребительного авиационного полка (181-я истребительная авиационная дивизия, 3-й штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт). Летал на Як-9 и Як-3.
К концу войны штурман 355-го иап капитан А.П. Долгунов выполнил 80 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 7 самолётов противника.
Список известных воздушных побед А.П. Долгунова:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
23.03.1945 1  Ме-109 восточнее Боссельвит Як-9, Як-3
31.03.1945 1  Ме-109 Ратибор-Зюд
16.04.1945 1  ФВ-190 южнее Герлица
17.04.1945 1  Ме-109 западнее Хоннерсдорфа
23.04.1945 1  ФВ-190 северо-восточнее Бауцена
25.04.1945 1  ФВ-190 юго-восточнее Бауцена
27.04.1945 1  Ме-262 Добершюц
      Всего сбитых самолётов - 7 + 0;  боевых вылетов - 80.

.
Награждён орденами Красного Знамени (25.04.1945, 12.05.1945), Отечественной войны I степени (29.05.1945), Отечественной войны II степени (11.03.1985), медалями.
.
Проживал и умер в г. Москве.
***
Сбить реактивного «Мессера»!
Сбитые самолеты Messerschmitt Me 262A, занесенные на боевые счета пилотов истребительных авиаполков ВВС РККА, легко поддаются подсчету на пальцах одной руки. Реактивные истребители, освещенные в печатных публикациях и интернет-ресурсах и подтвержденные документами ЦАМО РФ, засчитаны Ивану Кожедубу из 176 Гв.ИАП (данное событие по-прежнему вызывает больше сомнений и вопросов, чем ответов и законной гордости, но это тема для отдельного исследования), Льву Сивко (812 ИАП), Ивану Кузнецову (107 Гв.ИАП), Якову Околелову (91 ИАП) и… все.
.
Еще два Ме-262, которые якобы сбили летчики Гарри Мерквиладзе (152 Гв.ИАП) и Владимир Егорович (402 ИАП), подтверждения в архивных документах не имеют и являются, вероятно, плодом фантазии мемуаристов и журналистской братии. Тем не менее, сколь ни мало число удачливых советских пилотов, имеющих на счету реактивную «добычу», один из них почему-то оказался в итоге вовсе обойден вниманием отечественных историков. Попытаемся, в меру своих скромных возможностей, этот пробел восполнить.
Восстановленный Messerschmitt Me 262A-1а в окраске, воспроизводящей вид одной из машин JG 7 на весну 1945 года (www.stormbirds.com)
.
Таким незаслуженно забытым победителем «двести шестьдесят второго» стал старший лейтенант Александр Петрович Долгунов, штурман 355-го истребительного авиаполка 181-й истребительной авиадивизии 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта. Это был сильный, квалифицированный летчик-истребитель, до описанного ниже события уже одержавший 6 воздушных побед (сбил три Ме-109 и столько же ФВ-190), в числе немногих летчиков 355 ИАП в конце войны летавший на Як-3 (основная масса летного состава полка эксплуатировала Як-9).
27 апреля 1945 года старший лейтенант Долгунов в одном из вылетов сбил немецкий реактивный истребитель-перехватчик Ме-262. Это отнюдь не рядовое для наших ВВС событие, тем не менее, в оперативных документах удостоилось довольно скупого упоминания: «Группой 6 Як-9 и 4 Як-3, ведущий ст. лейт. Долгунов, сопровождали 9 самолетов Ил-2 на штурмовку войск противника в районе Кенигсверд. В воздушном бою с Ме-262 ст. лейт. Долгунов лично сбил последнего. Самолет противника упал в районе населенного пункта Добершютц. Подтверждают экипажи штурмовиков старший лейтенант Илюшкин, лейтенант Кашников, лейтенант Касьянов». Из такого немногословного описания трудно понять обстоятельства боя, можно лишь предполагать, что «мессер» летел одиночно (поскольку о встрече с группой противника обычно сообщалось) и попытался атаковать штурмовиков, но истребители прикрытия вовремя заметили угрозу, и их ведущему удалось успешно отразить атаку на подопечных.
Если сопоставить победу Долгунова с известными по западной авиационно-исторической литературе потерями реактивных самолетов люфтваффе, то мы видим, что на искомую дату имеется два сбитых Ме-262 из состава 7-й истребительной эскадры (JG 7), которые не имеют детализации по месту потери (пилоты также не указаны, хотя сообщается, что оба немецких летчика погибли), но в обоих случаях есть примечание, что они «сбиты советским самолетом». Вторая заявка на сбитый реактивный «мессершмитт» может принадлежать майору Якову Околелову, однако в данном вопросе не все так гладко – в оперативных документах 91 ИАП и 256 ИАД, куда входил его полк, сбитый Ме-262 отсутствует, и появляется несколько позднее в материалах некоей конференции по обмену опытом борьбы с реактивными самолетами люфтваффе. Выяснить, была ли победа Околелова засчитана ему позднее по каким-то дополнительным свидетельствам, или это всего лишь попытка выдать желаемое за действительное, пока не удалось. Так что победа Александра Долгунова, можно сказать, имеет двойное основание, и то, что один из «реактивов», потерянных немцами 27 апреля, сбил именно он – более чем вероятно.
Выдержка из наградного листа А. П. Долгунова (http://podvignaroda.mil.ru)
.
Штурман 335-го истребительного авиаполка Александр Петрович Долгунов благополучно пережил войну и встретил День Победы, имея на личном счету 7 самолетов противника, сбитых в 80 боевых вылетах. За успешную боевую работу он был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени и несколькими медалями.
.
Источники:
Общедоступный электронный банк документов "Подвиг народа"
Информацию помог отыскать Сигаев В.А.
Карта сайта Написать Администратору