Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Кумсков Виктор Александрович

Выпускник Борисоглебского аэроклуба 1940 года
Герой Советского Союза Дата указа: 15.05.1946, медаль № 9048
Генерал-майор авиации
.

.
Родился 16 апреля 1921 года на хуторе Дуплятский (7 км юго-восточнее н.п. Поворино) ныне Новониколаевского района Волгоградской области в крестьянской семье. По национальности русский. Член КПСС с 1944 года.
В 1940 году окончил рабфак и аэроклуб в Борисоглебске.
В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Балашовскую военно-авиационную школу пилотов.
.
В боях Великой Отечественной войны с июля 1943 года.
К концу сентября 1944 года совершил 115 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку живой силы и боевой техники противника и нанес ему большой урон. Всего за годы Великой Отечественной войны совершил 147 боевых вылетов на Ил-2.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Кумскову Виктору Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9048).
.
В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию, адъюнктуру, защитил диссертацию, был начальником одной из кафедр академии, профессор.
С 1981 года генерал-майор авиации В.А. Кумсков в запасе. Продолжал преподавать в академии.
Жил в городе Монино Московской области.
.
.
Скончался 28 ноября 2001 года. Похоронен в Монино на Гарнизонном кладбище.
.
.
Награждён орденом Ленина (15.05.46), тремя орденами Красного Знамени (11.09.43; 20.10.43; 13.06.45), орденом Александра Невского (31.12.44), двумя орденами Отечественной войны I степени (30.12.43; 11.03.85), орденом Отечественной войны II степени (04.08.44), двумя орденами Красной Звезды (30.12.56; 08.01.80), орденом "За службу Родине в ВС СССР" III степени (30.04.75), медалями.
***
.
Из воспоминаний Героя.
В последних числах апреля 1945 года 2-й Украинский фронт успешно вел наступление в Чехословакии. Немецкие войска отступали по всему фронту.
Только на участке Брно - Вышков враг все ещё упорно сопротивлялся.
Частям штурмовой дивизии была поставлена задача: уничтожить живую силу и технику противника на участке Брно - Вышков. Управлять действиями штурмовиков должен был командир корпуса с КП наземных войск.
Командир полка поставил задачу: группе самолётов в составе 6 Ил-2 под прикрытием 4 Як-9 подавить живую силу противника в населённом пункте и станции Лулец.
Истребители сопровождения базировались на одном с нами аэродроме. Мы имели большой опыт совместных действий.
Командир эскадрильи назначил меня своим заместителем в группе. Каждому лётчику было указано место в строю и его обязанности. Замыкающему летчику, опытному фотосъёмщику, командир приказал сфотографировать результат боевых действий группы. После взлёта и построения в боевой порядок правый «пеленг» мы легли на курс.
Мы с ведущим проверили связь между собой и с остальным экипажем. При подходе к КПП ведущий не мог установить с ним связь и дал команду связаться мне. Я установил связь и получил приказание идти на свою цель, которое передал ведущему. Он понял. Подходя к пункту Лулец, командир эскадрильи принял решение атаковать этот пункт, где находилось до 6-8 автомашин. Цель, конечно, бедная. Но как только он развернулся на цель, я заметил на станции Лулец эшелон с крытыми вагонами. Паровоз был под парами, медлить было нельзя, он мог уйти. Я передал ведущему об обнаруженной цели, а сам стал доворачивать на эшелон.
Ведущий приказал атаковать эшелон. Я находился в очень выгодном положении для атаки и немедленно перешёл в пикирование с высоты 900 метров, за мной последовали остальные самолеты.
Пикируя с углом 30 градусов, мы вели пулемётно-пушечный огонь по эшелону, а бомбометание производили на выводе из пикирования с высоты 250-300 метров. Я и другие экипажи первый заход произвели удачно. Основная масса бомб попала в эшелон, остальная часть - в станционные постройки. Начали рваться боеприпасы. Мы сделали ещё три захода из боевого порядка «круг». Пушечным огнём был взорван паровоз, который, отцепив эшелон, хотел уйти. Истребители прикрывали нас двумя парами, патрулируя с обратным кругом. Противодействия с земли не было оказано, а истребители противника были связаны боем в соседнем районе. Замыкающий лётчик сфотографировал результаты нашего удара. Мы собрались в прежний боевой порядок и легли на обратный курс. Пролетая КПП, я передал о принятом решении и о результатах атаки. Командир корпуса одобрил моё решение и приказал идти на свой аэродром. Фотоснимок подтвердил результаты. Группа без потерь вернулась на свой аэродром.
Благодаря разумно проявленной инициативе ведущего и использованию всех возможностей радиосвязи группа уничтожила более важную по своему значению цель - взорвал эшелон с боеприпасами.
.
Источники:
Карта сайта Написать Администратору