Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Черствов Георгий Дмитриевич

Выпускник 1942 года
.
Информацию для размещения на училищном сайте прислала Дронова Любовь Александровна 23:56 24.10.2019:
"...В 1941 году Георгий Черствов бросил 10-й класс и уехал в город Борисоглебск, в летное училище, которое оканчивал и его старший брат Иван. В 1942 году ускоренными темпами Георгий окончил училище и был направлен на Карельский фронт летчиком-истребителем на самолете «И-16». На фотографии выпускников 1941 года есть фото Черствова Ивана - брата Георгия. Посылаю, все что найдено..."
.
***
Георгий Черствов родился 22 апреля 1923 года в деревне Сельцо Раменского района Московской области. По национальности русский.
В семье было шестеро детей. Он был самым младшим из братьев.
 Семья Черствовых: стоят слева Георгий, справа Иван.
.
Учась в 9 классе, по примеру старшего брата Ивана Дмитриевича Черствова увлёкся авиацией и поступил в аэроклуб при Мячковском аэродроме.
Георгий Черствов (слева) с мамой Олимпиадой Яковлевной и братом Иваном. Сельцо.
.
Окончив аэроклуб, 8 ноября 1941 года поступил в Борисоглебскую военную школу лётчиков, которую несколько ранее окончил и его брат Иван.
 Георгий вместе с товарищем по авиационной школе
.
Досрочно окончив училище в 1942 году Георгий Черствов в звании сержанта направлен на Карельский фронт в 197-й истребительный авиационный полк.
.
Для справки:
197 иап сформирован 26.07.1941 на аэродроме Лодейное Поле Карело-Финской ССР на самолётах И-153;
22.11.1942 переформирован в смешанный авиационный полк (1 эскадрилья на «Харрикейнах», 2 аэ на У-2);
02.03.1943 расформирован, и 05.03.1943 вновь сформирован как 197-й истребительный авиационный полк в составе 260-й смешанной авиационной дивизии 7-й ВА Карельского фронта. Одна эскадрилья получила на вооружение истребители И-16, одна - И-153 и одна аэ - «Харрикейны».
.
В части Георгий Черствов был самым молодым лётчиком, и командиры ласково называли его сынком. Но с первых же боевых вылетов он показал себя умелым и храбрым пилотом, и вскоре был назначен командиром звена (в 19 лет!). Мужественный и отважный лётчик был награждён командующим Карельским фронтом именными часами.
 Георгий у своего самолёта. 1942 год.
.
     Однажды звено Черствова вело бой с одиннадцатью фашистскими самолётами. В этом бою советские лётчики с честью справились с противником. Один из фашистских лётчиков выпрыгнул из горящей машины и был взят в плен. Оказалось, этот немец - командир соединения истребителей, на его счету 32 самолёта, сбитых на разных фронтах, у него много наград, в том числе два железных креста.
     В одном из одиночных вылетов Георгию не повезло. При патрулировании он приблизился близко к линии фронта, и немецкие зенитные батареи подбили его самолёт. Машина загорелась, сбить пламя не удавалось и пришлось прыгать с парашютом. На земле почувствовал, что болит нога и в унтах мокро. Разулся и увидел рану, перевязал её и пошёл в сторону аэродрома, до которого было километров двадцать. Полз и твердил сам себе: «Только бы не заснуть, только бы не заснуть, это смерть». В таком тяжёлом состоянии Георгию удалось добрался до аэродрома.
     Стараниями медиков Георгий стал поправляться. Но немного изменился его облик. При пожаре самолёта обгорели нос и щёки. Командование полка решило отправить Георгия на учёбу: "В тылу поправишься и переучишься на новую технику — самолёт «Ла»".
За этот и другие бои командир звена 197 иап старшина Георгий Черствов был награждён орденом Красной Звезды.
.
 Из наградного листа:
      «В боевой работе проявил себя мужественным и смелым  лётчиком-истребителем. За период боевых действий с мая месяца 1942 года произвёл 38 боевых вылетов с налётом 40 ч. 51 мин., участвовал в 12 воздушных боях, в группе сбил 8 самолётов противника.
10.08.1942 г. в числе шести лётчиков возвращавшихся с боевого задания, в районе реки Западная Лица из облаков был внезапно атакован 6-ю «Ме-109».
     В первой же атаке ведущий группы «Харрикейнов» лейтенант Рутковский и капитан Павлов были подбиты и выведены из строя. Оставшиеся молодые пилоты - младший лейтенант Бровцев, старшина Черствов, старший сержант Ченцов и сержант Жильцов смело приняли бой с численно превосходящим противником, встав в круг. Бой продолжался в течение 20 минут, только двум «Ме-109» удалось скрыться и уйти от преследования Сталинских соколов, остальные 4 «Ме-109» были сбиты. Четвёрка «Харрикейнов» благополучно вернулась на свой аэродром.
24.06.1942 группой 6 «Харрикейнов» в районе аэродрома Мурмаши атаковали 8 «Ю-88» прикрываемых 10 «Ме-110» и 4 «Ме-109», бомбардировщики не сбросив бомб расстроенным строем ушли на запад.   
     В завязавшемся воздушном бою с 14 истребителями, 1 «Ме-110» и 1 «Ме-109» сбиты метким огнём нашей группы «Харрикейнов».
14.08.1942 гидросамолёт противника «Арадо 96» (возм. «Арадо 196») сел на Урд-Озеро для вывозки с нашей территории экипажа, выпрыгнувшего с парашютами с зажжённого самолёта «Ме-110», Черствов в группе 6 «Харрикейнов» штурмовкой уничтожил его.
  5.09.1942 г. в группе 6 самолётов «Харрикейн» сбил 1 «Ме-109» в районе 5–7 км. северо-восточнее Мурмаши. Все сбитые самолёты подтверждены штабом ВВС и наземным командованием. Черствов в воздушных боях проявляет много личной инициативы и находчивости, проявляя в сложной боевой обстановке хладнокровие.
     15.09.1942 в воздушном бою лично сбил 1 «Ме-109».
     За проявленные образцы мужества и отваги в борьбе с германским фашизмом достоин правительственной награды - орден «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».
     Подписал представление командир 197 иап майор Шамышейский.
16.09.1942.
.
Награду Г. Черствов получил в Москве из рук М.И. Калинина. Получил лётчик и три дня отпуска, навестил родных, одноклассников и школьных учителей. Потом опять улетел на фронт.
Вскоре ему и Василию Веденееву было присвоено офицерское звание - младший лейтенант.
.
Река  Западная Лица и Мурмаши, которые упоминаются в наградном листе - это мурманское направление. 197-й истребительный полк базировался на аэродроме Мурмаши, недалеко от Мурманска и входил в состав ВВС 14-й армии. Основная задача полка - охрана Мурманской железной дороги в районе ст. Оленья. Но, судя по описанию боёв в наградном листе, полк привлекался и для прикрытия бомбардировщиков, так как по Западной Лице проходил рубеж обороны, а ст. Оленья - это тыловая станция.
     Полк воевал на «Харрикейнах» — это английский истребитель. Получали их по ленд-лизу с осени 1941-го года. Поначалу лётчикам полёты на нём давались нелегко, так как не было даже инструкций на русском языке, по той же причине были проблемы и у механиков. Вооружение самолёта было слабовато. Со временем на «Харитоны» (так их назвали в войсках) стали ставить по два 12,7-мм пулемёта с боекомплектом по 100 патронов на каждый ствол, под крылья подвески для двух 50-кг бомб и даже модифицировали для применения реактивных снарядов, то есть они работали и как штурмовики. Судя по наградному листу ходил на штурмовку и Черствов.
.
После излечения в августе 1943-го Георгий был направлен на Центральный фронт в 165-й истребительный авиаполк 286-й Нежинской истребительной авиационной дивизии на должность заместителя командира авиаэскадрильи.
В короткие минуты между боями, нередко в кабине самолёта, он писал письма родным. Просил, чтобы ему чаще писали и не тревожились, если от него долго не будет писем. В письмах Георгий про себя писал мало: "Добрый день, дорогие мои мама, Шура, Вера и Валюша! ...Жив-здоров, воюю. Сутками приходится дежурить. Сейчас сижу в машине и дежурю - пишет он 30 сентября 1943 года - ...Писем ни от кого ещё не получал, кроме как от вас и от Житкова Алексея  Михайловича (классный руководитель). ...Живу хорошо, работаем много. Фрицев также гоним хорошо... Крепко целую вас. Георгий". Это была его последняя весточка. 
.
Через 3 дня Черствов Георгий погиб.
.
 В документах 165 истребительного авиаполка есть запись: «3 октября 1943 года в 16 часов 20 минут при сопровождении самолетов Ил-2 874-го штурмового авиаполка на выполнение боевого задания в районе д. Котичев  самолёты 165 истребительного авиаполка встретились с самолётами противника.
     В результате боя самолёт младшего лейтенанта Веденеева Василия Ивановича был подожжён истребителями противника. Младший лейтенант Веденеев В.И. выпрыгнул на парашюте и благополучно приземлился.
     Ведущий группы младший лейтенант Черствов Георгий Дмитриевич с резким набором высоты ушёл на солнце и был потерян из виду. Очевидно был сбит, попав под атаку двух ФВ-190, находившихся сверху».
.
Воспоминания Осипова С.С.:
«В начале октября 1943 года Жора Черствов, Василий Веденеев, Николай Соловьев и я сопровождали две группы самолетов 874 штурмового авиаполка, шедших на штурмовку немецких войск, оборонявшихся за Днепром. Вскоре мы увидели, что навстречу нам и выше нас примерно на 700-800 метров, шли две группы вражеских бомбардировщиков в сопровождении большого количества истребителей. Несколько вражеских истребителей бросилось на нас. Самолёт Веденеева был подбит и загорелся. Лётчик выпрыгнул на парашюте. Вражеские истребители открыли по нему огонь. Мы с Николаем Соловьёвым отбили атаки противника, дав возможность Веденееву приземлиться в лесу. Что с ним было дальше я узнал только сейчас. Как был подбит самолёт Георгия Черствова, я не видел. Только когда возвращались с задания наши штурмовики, его уже не было с ними.
Так в одном бою мы потеряли двух товарищей».
.
Судьбы двух молодых ребят во многом похожи. Василий Веденеев старше Георгия на год, родом из Смоленской области. В шестнадцатилетнем возрасте переехал в Москву, к сестре. Окончил ФЗУ и работал слесарем на станкозаводе. Как все мальчишки того времени, Георгий и Василий мечтали стать лётчиками. Поступили в аэроклуб, затем в 1941 году в Борисоглебскую военную школу пилотов имени В.П. Чкалова, досрочно окончили её (От Администратора сайта. Василий Веденеев окончил Херсонскую ВШЛ). И оба были сбиты в одном бою...
.
Родственники Г. Черствова получили похоронку: «Ваш сын младший лейтенант Черствов Георгий Дмитриевич 3 октября 1943 года, будучи заместителем командира авиаэскадрильи, не вернулся с боевого задания, пропал без вести».
.
1977 год.
34 года земля хранила тайну гибели лётчиков. 34 года безнадёжно разыскивали их могилы родственники.
Как-то на болоте, что вблизи деревни Жердное Гомельской области, шли мелиоративные работы. Вдруг ковш экскаватора выбросил на поверхность куски дюраля и несколько снарядов от авиационной пушки.
     На место находки срочно выехали научные сотрудники Гомельского областного краеведческого музея, работники Брагинского райвоенкомата, сапёры.
     С семиметровой глубины были извлечены обломки самолёта-истребителя Ла-5, двигатель, пистолет, ракетница, документы, именные часы.
 Пистолет Георгия, найденный мальчиком Серёжей
.
Здесь же нашли останки лётчика.
 Погоны Черствова
.
Самой обнадёживающей находкой оказались карманные часы, на них гравировка: «Отважному истребителю Черствову от командующего К.Ф.».
 Часы, по которым опознали Георгия
.
Остатки документов направили экспертам для исследования.
.
Местные жители видели гибель самолёта 4 октября 1943 года. В жёстоком неравном бою было сбито два советских самолёта. Один лётчик выбросился на парашюте. Тяжело раненого, обгорелого, его нашли в лесу местные жители братья Михаил  Романович  и  Василий Романович  Целуйко, которые бежали из фашистского концлагеря и скрывались в лесу недалеко от своей деревни, пытаясь установить связь с партизанами. Рискуя жизнью, медсестра сельской больницы Наталья  Демьяновна  Целуйко, жена Михаила, каждый день пробиралась к лётчику, делала перевязки и приносила всем еду. Прошло полтора месяца, лётчик стал поправляться, только на лице оставались шрамы от ожогов, а в ноге сидел осколок. «Я обязательно ещё буду летать и встречу день Победы в Берлине», - не раз говорил он. Но за два дня до освобождения деревни гитлеровцы окружили место, где скрывались лётчик и братья Целуйко. В завязавшемся бою погибли все трое... Это был лётчик Веденеев Василий Иванович.
     30 октября 1977 года в д. Верхняя Слобода Брагинского района Гомельской области состоялась траурная церемония, посвящённая перезахоронению останков лётчиков Г.Д. Черствова и В.И. Веденеева - воинов Советской Армии, которые погибли в годы Великой Отечественной войны.
14 часов. По Новой улице Верхней Слободы под звуки траурного марша идут участники церемониала. Вслед за группой приехавших сюда воинов Белорусского военного округа, которые несут и сопровождают в почётном карауле урны с останками героев, идут их родственники, земляки, боевые товарищи лётчиков. Среди участников перезахоронения были ученики Чулковской школы №20 – пионеры отряда имени Георгия Черствова вместе с классным руководителем Л.Г. Зерзеле.
 Памятник на месте гибели
.
Ярким предстал перед нами образ Георгия Черствова в воспоминаниях людей, хорошо знающих его.
   «Получив ваше письмо, мы все были очень взволнованы. И не только мы, родственники, но и вся деревня, знавшая Георгия. Ведь страшные эти слова - «пропал без вести». Теперь, когда пролит свет на последние минуты жизни брата, хоть и саднит боль утраты, мы знаем: он геройски погиб в жестоком бою», - сказал Александр Дмитриевич Черствов.
    «Жору Черствова знаю по совместной учебе в Чулковской средней школе, - вспоминал полковник в отставке Махов Михаил Ильич, одноклассник Черствова, - он был сильным, смелым и добрым товарищем.  В достижении поставленной цели был настойчивым, особенно это проявилось, когда мы учились в Мячковском аэроклубе. Расстались мы с Жорой в 1941 году.  Он поехал учиться в Борисоглебское авиационное училище, а я - в Сталинградское».
     Из воспоминаний подполковника в отставке Пономаренко, бывшего начальника штаба 165 истребительного авиаполка: «Младший лейтенант Черствов воевал в составе нашего полка совсем мало – немногим больше месяца. Но и за это время он проявил себя храбрым лётчиком, который уже обладал боевым опытом. Его смерть, также как и гибель младшего лейтенанта Веденеева тяжело переживалось всем личным составом полка».
.
     Щемящей болью отозвались в сердцах близких слова похоронки. Из воспоминаний родственников:
"В 1977 году приходит из военкомата приглашение на захоронение в Белоруссии праха Георгия Черствова. Мы, родственники, прибыли сначала в Гомель, дальше на автобусе добрались до города Брагина. Белорусы отнеслись к нам очень трогательно и почтительно. Разместили нас в гостинице. Настало утро и мы поехали на поле, где поставлен обелиск. На этом месте раньше было озеро, которое осушили мелиораторы. По показаниям местных жителей (показания разнятся) нашли самолёт на 4-метровой глубине. Вытащили аккуратно останки лётчика, планшет, в котором были документы. Почти всё истлело, и по отдельным отрывкам нельзя было определить, кто это. В числе личных вещей оказались карманные часы - подарок командующего фронтом лётчику-истребителю Черствову Г.Д. Это был подарок судьбы.
Сделали запрос в Центральный архив Министерства обороны. В ответ было сказано, что при выполнении боевого задания не вернулись из боя Черствов Г.Д. и Веденеев В.А.
По рассказам очевидцев, когда лётчики возвращались с задания, на них напали «Фокке-Вульфы» и подожгли машину Василия Веденеева. Георгий стал охранять спускавшегося на парашюте Василия. В результате и Георгия подбили. Василий удачно приземлился, и местные жители укрыли его в лесу, в землянке. Ухаживала за раненым местная медсестра, и еду ему приносили тайком два её сына (выше было написано, что один из Целуйко был мужем). Прошло 22 дня, и Василий был готов идти через фронт к своим. Но тут у немцев партизаны нарушили связь, и немцы с собаками при прочёсывании леса вышли на землянку, где был Василий и двое сыновей медсестры. Немцы расстреляли всех троих. Похоронили их, и на обелиске лётчика написали: «Здесь погиб и захоронен лётчик Василий».
.
А когда по часам установили Георгия Черствова, то лётчик Василий обрел свою фамилию - Веденеев.
По рассказам местных жителей, самолёт Георгия Черствова стал снижаться к земле и перед самой землёй резко врезался носом в озеро.
Белорусы свято чтят память погибших на войне. На центральной усадьбе хозяйства соорудили стелу, возвели вечный огонь. Ухаживают за могилами, приезжают молодожёны, кладут цветы к вечному огню со всех окрестных деревень. Мы сначала хотели сделать захоронение в Подмосковье, но пришли к выводу: «Им там будет лучше…»
.
После аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивное заражение этой местности оказалось очень сильным, и власти запретили приезжать.
Прах отважного воина на орудийном лафете был доставлен на новое место захоронения - главную площадь посёлка Верхняя Слобода. Здесь состоялся траурный митинг, на котором присутствовали тысячи людей.
Местные жители радушно встретили родных и близких Г.Д. Черствова и его боевого товарища В.И. Веденеева, ко­торый также трагически погиб в схватке с фашистами. Член штаба школьного музея Серёжа Давыдов рассказывает, что особенно тепло были встречены Александр Дмитриевич, Михаил Дмитриевич и Павел Дмитриевич Черствовы, братья героя.
После захоронения Георгия в Гомельском музее был создан стенд, где хранятся личные вещи, в том числе простреленный парашют, часы и др.
.
В подмосковной школе в музее также есть отдел, посвящённый герою войны Георгию Черствову.   
.
В населенном пункте д. Уза Узовского сельсовета Буда-Кошелёвского района  Гомельской области есть  улица, названная в честь Черствова Г.Д.
.
Дополнительные источники:
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Карта сайта Написать Администратору