Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Вараксин Пётр Иванович

Выпускник 1937 года
.
Родился 10 июня 1914 года в селе  Черноусово Каменского района Екатеринбургской области (Россия). По национальности русский.
.
В  Красную  Армию  призван 15.08.1933 Свердловским городским военкоматом.
С августа 1936 года - курсант 3-ей военной школы лётчиков и летнабов ПриВО.
С 5 ноября 1936 года - слушатель Борисоглебской ВШЛ, лейтенант. Окончил обучение в сентябре 1937 года.
.
После выпуска направлен в 72 истребительную эскадрилью Киевского отдельного военного округа на должность старшего лётчика.
.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 26 марта по 18 мая 1938 года в качестве пилота истребителя И-16.
Из-за нескольких аварий и катастроф новых истребителей, произошедших в Испании весной этого года, Вараксин вместе с группой других лётчиков отказался участвовать в боевых действиях на не доведённых до конца самолётах и был отправлен в Советский Союз.
.
С ноября 1938 года - старший лётчик 11-го истребительного авиационного полка МВО.
Военную присягу принял присягу 23 февраля 1939 года.
.
14 мая 1939 года во время аварии на И-16 в районе аэродрома Сейма получил лёгкие ушибы.
.
Участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии в сентябре 1939 года.
.
Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 года. Воевал на Западном фронте.
.
С 23 октября 1941 года по октябрь 1942 года в звании капитана был командиром отдельной эскадрильи 188-го истребительного авиационного полка, с ноября 1942 года по май 1943 года - командиром эскадрильи 20-го истребительного авиационного полка 303-й истребительной авиационной дивизии.
Летал на истребителях И-15бис, МиГ-3, Як-1.
.
Из  наградных  документов:
     "...Тов. Вараксин в 188-м истребительном авиационном полку с 23 октября 1941 года. Летал на самолёте И-15, впоследствии параллельно с выполнением боевой работы переучился на самолёты ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1. С 23.10.41 по настоящее время т. Вараксин показал себя как волевой, грамотный командир эскадрильи, имея большой боевой опыт, который грамотно и в практичной работе передаёт своим подчиненёным. Кроме руководства эскадрильей много помогает командиру полка по обучению молодого лётного состава на самолётах Як-1. В боевой работе энергичен, летает смело и даже нахально.
     За отличную боевую работу эскадрилья имеет 2 благодарности от командира 77-й смешанной авиационной дивизии и благодарность от Военного Совета 5-й Армии.
     Лично имеет 142 боевых вылета на  разведку, штурмовку, прикрытие своих войск и  ж.д. участков.
     Имеет лично сбитых 7 самолётов, из них 6 Ме-109, 1 Ме-110 и 4 самолёта Ме-109 сбитых в групповом бою. Всего т. Вараксин имеет 32 воздушных боя. Лично  на штурмовках уничтожил до 15 мотоциклистов, до 20 автомашин, до 15 подвод с продовольствием и боеприпасами, до 200 солдат и офицеров. Будучи ведущим в составе четвёрки уничтожил мост через реку Угру.
     За операцию с 4 по 14 июля 1942 года имеет 17 боевых вылетов, из них 7 с воздушными боями. В результате прикрытия ЛаГГ-3 сбил 4 самолёта противника и Ме-109Ф. Из них 1  сбил в воздушном бою в составе 9 против 27  самолётов противника.
     В воздушном бою силён, решителен, находчив и в любую минуту готов помочь товарищу, попавшему в трудное положение.
     Достоин правительственной награды ордена Ленина.
     15 июля 1942 года                Командир 188-го иап подполковник Черепанов..."
.
Всего за время участия в Великой Отечественной войне сбил лично 5 самолётов и в групповых боях 3 самолёта.
.
Список известных воздушных побед П.И. Вараксина:
30.11.1941       1/2       Ме-109                Яхрома                              в паре с другим лётчиком
19.03.1942       1/2       Ме-110                совхоз  «Дугино»               в паре с другим лётчиком
21.03.1942       1          Ме-109                Жучино – Перестенки         лично
07.07.1942       1          Ме-109                Буда  Монастырская           лично
08.07.1942       1          Ме-109                Буда  Монастырская           лично
11.07.1942       1          Ме-109                Пошки                                лично
13.07.1942       1          Ме-109                Боброво                              лично
18.03.1943       1/2       ФВ-190                Баскаковка                         в паре с другим лётчиком
.
Награждён двумя орденами Красного Знамени (28.10.1941, 23.07.1942).
.
3 мая 1943 года не вернулся с учебно-тренировочных полётов из района Мосальск Смоленской области. Изначально числился пропавшим без вести. Позже выяснилось, что опасаясь суда за драку с замполитом полка дезертировал, перелетев к врагу и сдался в плен.
Добровольно вступил в Российскую освободительную армию генерала Власова. В январе 1944 года в лагере военнопленных Мариенфельд в Восточной Пруссии занимался вербовкой пленных для авиации РОА.
В апреле 1945 года не вернулся из учебно-тренировочного вылета. Вероятно, скрылся, использовав чужие документы. Дальнейшая судьба не известна.
.
Жена Вараксина Елизавета Петровна проживала в г. Чкаловске по адресу ул. Григорьевская дом 117.
.
***
Из книги В. Зверева МОЙ ПОЗЫВНОЙ - "ТАРАН-21"
 
.
"...30 апреля после ужина командир эскадрильи капитан Вараксин, исполнявший должность штурмана полка, будучи в нетрезвом состоянии, избил замполита полка майора Кривошеева. Вараксин - боевой лётчик, воевавший с лета 1941 года, награждённый двумя орденами Красного Знамени, воевал смело и результативно (больше десятка сбитых самолётов противника лично и в группе). Но он имел одну слабость - любил расслабиться после боевого дня спиртным, часто перебирая лишку. Тем временем командование дивизии решило провести ротацию штурманов. Штурман 168 иап должен был прибыть в наш полк, а Вараксина планировалось перевести на ту же должность в 168-й. Вопрос о переводе Вараксина о переводе штурманом 1968 иап был в стадии решения. Но замполит Кривошеев был против этого, указывая на известную "слабость" Вараксина. К его мнению, по всей видимости, прислушивались, и перевод не состоялся. Вараксин так и остался только исполняющим обязанности штурмана в нашем полку. Когда капитан узнал об этом, то сильно разозлился и несколько дней грозился поквитаться с "обидчиком". А после ранения командира полка Кукина вообще загулял, и тут под горячую руку ему и попался замполит.
Дело дошло до политотдела дивизии и армии. Вараксину грозил трибунал, его сняли с должности, но от полётов не отстранили. Самое большое, что ему грозило в той ситуации - штрафбат. Не знаю, о чём думал Вараксин, чего было больше в его действиях - обиды или страха... 3 мая в полк был обычный лётный день. Боеврй работы не вели, и лётный состав выполнял тренировочные полёты по отработке взлёта парами, полёты по маршруту, учебные воздушные бои. В 12.20 два Як-1 - ведущий пары капитан Вараксин, ведомый младший лейтенант Мясников - вылетели по маршруту Моссальск - Милятино - Юхнов - Зубово - Моссальск. С середины маршрута пара вернулась на аэродром, т.к. на самолёте ведомого в полёте вывалилась "нога". Вараксин завёл Мясникова на посадку, а сам, сделав круг над аэродромом, полетел на запад. Назад он не вернулся. Началось разбирательство. В добровольный перелёт Вараксина к врагу вначале никто не хотел верить. Такое просто не укладывалось в голове, ведь у него в тылу осталась семья, маленькая дочь, о которой каитан часто рассказывал. В дальнейшем мы узнали, что Вараксин активно сотрудничал с фашистами, служа им верой и правдой. И только в 1945 году его настигла заслуженная кара - как изменник Родины он был арестован, судим и казнён..."
***
Источники:
Страница создана с помощью Пширкова С.Ю.: начальная информация, сканы фотографии, УПК и страниц из книги В. Зверева
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Карта сайта Написать Администратору