Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Титаев Яков Егорович

Выпускник 1935 года
 
.
Родился 19 марта 1907 года в деревне Селютино Бежецкого уезда Тверской губернии (в одном источнике г. Горловка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии).
.
В РККА с 20 октября 1929 года. В 1929 году - курсант, а с 1930 года - старшина 85-го стрелкового полка г. Гжатск. В 1932 году - курсант Детско-селькой пехотной школы. В 1933 году - командир взвода 50-го стрелкового полка г. Горький.
.
С 1933 года - курсант 2-й военной школы лётчиков им. Осовиахима СССР, г. Борисоглебск.
С 1935 года - инструктор-лётчик 3-й военной школы авиатехников г. Пермь.
В 1938 году - инструктор-лётчик Пермской военной школы пилотов.
В 1939 году - начальник связи эскадрильи 34-го истребительного авиационного полка.
С 1940 года - командир эскадрильи 148-го истребительного авиационного полка 6 сад СЗФ, старший лейтенант.
.
В 1940 году принимал участие в боевых действиях в Северной войне с Финляндией. Летал на самолёте И-153.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года в составе 148-го иап, командир 4 аэ. На начало войны полк летал на И-153. К 19 мая командир полка, три командира эскадрильи, включая Титаева Я.Е. и 6 заместителей командира эскадрильи переучились на самолёт МиГ-3.
.
Боевые итоги: 3 воздушных победы лично и 1 в группе.
Известные победы:
22.06.1941 - 1 Хе-111
29.06.1941 - 1 Хе-111 в группе
01.07.1941 - 1 Ю-88
31.03.1942 - 1 Хш-126
.
11 мая 1942 года штурман 148-го истребительного авиационного полка капитан Яков Егорович Титаев не вернулся с боевого задания.
.
Награждён орденом Красного Знамени (25.07.1941)
.
Жена Титаева Клавдия Михайловна проживала в г. Ярославле-10 по адресу посёлок Куйбышева, ул. Чернышевского д. 10 кв. 1.
***
А война началась на рассвете
Городское информационно-аналитическое издание "Невский исток" № 24 (825) от 21.06.2019
Фрагменты статьи
Небо над Лиепаей
Бомбардировщики врага сильно повредили взлётно-посадочную полосу, от чего не все машины смогли уйти в воздух. Несмотря на разрывы бомб и нескончаемый обстрел, лётчики 148-го истребительного полка взмывали в воздух. От взрывов и автоматных очередей погибли техники, укладчики парашютов, мотористы. Первые потери наблюдались в воздухе. Лётный и технический состав полка проявил смелость, находчивость, мастерство. Каждый исправный самолёт в течение 22 июня совершил от 4 до 8 вылетов, всего 162 боевых вылета.
Как после писала советская передовица, среди лётчиков дерзостью и храбростью отличился командир эскадрильи, капитан Яков Егорович Титаев. Он поднял свой истребитель в особо сложных условиях. В одном из воздушных боёв ас сбил бомбардировщик врага. Ещё одна фашистская авиамашина пала благодаря мастерству лётчика Кудрявцева. Портреты авиаторов были напечатаны в газете «Известия» от 3 июня 41-го года. Позже фамилия Титаева появилась и в Комсомольской правде от 10 июля, а 25 июля в Приказе Президиума Верховного Совета СССР. Яков Егорович был награждён Орденом Красного Знамени.
Смерть героя
Яков Егорович окончил Борисоглебское лётное училище, о небе молодой человек мечтал с юных лет. В армию его призвали в пехоту, где Титаев прошёл путь от курсанта полковой школы до командира взвода. Но, видя тягу молодого человека к железным птицам, командование направило его в лётную школу. Яков с рвением приступил к освоению специальности и осуществлению мечты. Летал отлично, и после учёбы его попросили остаться в школе в качестве инструктора. С женой Клавдией Михайловной он познакомился в посёлке им. Морозова. Будучи 18-летней девушкой Клава сбежала с возлюбленным, молодые люди расписались, а в 36-м у них родилась дочь Майя.
За свой военный путь Титаев был ранен 4 раза. Товарищи не раз думали, что ас погиб, но он возвращался в полк то пешком, то на попутках. Но вылет 11 мая 42-го стал для него последним. Вот так по воспоминаниям очевидцев описывается в книге «В июне сорок первого» последний вылет Якова Егоровича: «В боях под Харьковом лётчики под командованием майора Титаева сопровождали советские бомбардировщики. Они вылетели на задание – разбомбить местный аэродром, где базировался противник. Завязалось воздушное сражение, с которого не вернулся лучший лётчик-истребитель Яков Егорович Титаев. В бою его машину подбило, самолёт загорелся, вошёл в штопор и ударился об землю». Шёл бой, и никто не видел, сумел ли пилот выпрыгнуть из машины с парашютом, поэтому в похоронном извещении Титаева написали: «Не вернулся с задания, пропал без вести». Из-за этого он не получил звание Герой Советского Союза. Авиационный полк Якова Егоровича, получив пополнение, продолжил боевой путь. Полк воевал на Украине, под Сталинградом, на Кубани, защищал небо Ленинграда, освобождал Опочку, Остров и Пушкинские горы. Закончил свой путь там же, где и начал – в Латвии.
Последний раз Майя Яковлевна увидела отца в небе, девочка спала, когда его вызвали на вылет. Уже с высоты, пролетая над городом, Яков Егорович передал семье привет, покачав крыльями самолёта. Как после выяснится, это была их последняя встреча. Мать и дочь отправилась к родным в Ярославскую область, куда пришла страшная весть о гибели отца. Перед началом войны семья Титаевых ждала пополнения, Клавдия была беременна, в феврале на свет появился Толя, отец его так и не увидел...
***
 
Ж.Ф. Попова
В НЕБЕ ЛИЕПАИ
Фрагменты статьи
"...Среди лётчиков полка дерзостью и храбростью отличался ко­мандир эскадрильи капитан Яков Егорович Титаев. Родом он был из небольшой деревни Селютино Рамешковского района Калинин­ской области. Рос подвижным, любознательным, веселым и жизне­радостным, любил играть на гармошке, петь с друзьями песни и, конечно, мечтать. Мечтал летать высоко над облаками, как те краснозвёздные птицы, которых он часто провожал завороженным взглядом. Мечта оставалась мечтой, а служить пришлось в пехоте, где Титаев прошёл путь от курсанта полковой школы до командира взвода.
.
В мыслях же он всё чаще возвращался к авиации, и коман­дование, видя огромное желание Якова Титаева летать, послало его учиться в школу военных лётчиков. С большой энергией приступил он к изучению авиационной техники, к овладению профессией лётчика.
Летать стал отлично, и не случайно после окончания учёбы его оставили в школе в качестве инструктора. В течение четырёх лет Яков Титаев обучает курсантов и в то же время совершенствует свое лётное мастерство.
.
В 1940 году, когда создавался 148-й истребительный авиаполк, он был назначен командиром авиаэскадрильи.
Свои знания, опыт и мастерство лётчика Я.Е. Титаев показал уже в первые часы Великой Отечественной войны. При налётах фашистской авиации он поднимал в воздух свой истребитель в самых трудных условиях, даже под бомбами противника смело вступал в бой с врагом. В одном из воздушных боёв сбил фашист­ский бомбардировщик. Вот что об этом записано в Истории 148-го истребительного авиационного полка: «22 июня 1941 года при отражении налета бомбардировщиков было сбито 2 самолета про­тивника типа Хе-111 капитаном Титаевым и военкомом 1-й авиа­эскадрильи старшим политруком Кудрявцевым». Портреты обоих летчиков были напечатаны 3 июля 1941 года в газете «Известия» в рубрике «На фронтах Отечественной войны».
Под фотографиями подписи: «Лётчик-истребитель Титаев, сбивший в воздушном бою бомбардировщик» и «Лётчик Кудрявцев, смело вступивший в бой с фашистским бомбардировщиком и сбивший одну из вражеских машин» (Известия, 1941, № 155/7531, 3 июля).
Фотография капитана Титаева Я.Е. была помещена и в газете «Комсомольская правда» 10 июля 1941 года, (Комсомольская правда, 1941, № 156/4942, 10 июля.)
.
...а 25 июля 1941 года его имя появилось в Указе Президиума Верховного Со­вета СССР. Яков Егорович Титаев был награжден орденом Крас­ного Знамени (Известия, 1941, № 175/7551, 25 июля.). «За время военных действий, — говорится в наградном листе, — командир эскадрильи 148-го истребительного авиаполка капитан Титаев Яков Егорович сбил 3 бомбардиров­щика. Явился новатором в использовании до конца средств радио­связи самолета с командным пунктом, благодаря чему быстро обнаруживал самолеты противника и сбивал их. Имеет 28 боевых вылетов, из них 7 воздушных боев. За личную храбрость, прояв­ленную в воздушных боях, представляется к награде орденом Красного Знамени».
.
...11 мая 1942 года самолеты 99-го бомбардировочного авиаполка вылетели бомбить Центральный харьковский аэродром, на котором разме­щались фашистские самолёты. Бомбардировочный полк сопровож­дали самолёты-истребители под командованием майора Я.Е. Титаева. Над аэродромом противника завязался воздушный бой с поднявшимися истребителями врага. С боевого вылета не вернулся лучший летчик-истребитель штурман полка орденоносец майор Титаев Я.Е. Гибель май­ора Титаева была перенесена лётчиками и техниками полка с исключительной горечью и скорбью. Очень жаль было лучшего боевого друга и товарища..."
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Помощь в создании страницы оказал Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору