Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Шутт Николай Константинович

Выпускник 1938 года
Герой Советского Союза
 
.
Родился 30 декабря 1916 г. в д. Плащеницы Минской области.
Учился летать в аэроклубе Минска, в 1938 г. призван в армию. До конца года окончил Борисоглебскую ВШЛ.
В 1939 г. участвовал в боях против японцев на реке Халхин-Гол в Монголии.
Вновь участвовал в боевых действиях, начиная с декабря 1941 г., к 1943 г. был старшим лейтенантом 270-го ИАП, к сентябрю выполнил 315 боевых вылетов и сбил 15 самолетов (1 - в группе) за 86 воздушных боев.
Получил звание капитан, войну заканчивал на территории Германии.
За две войны сбил 55 самолетов, (несколько из них - в группе). Затем вновь получил назначение на Дальний Восток, в августе участвовал в боевых действиях против японцев.
В 1949 году уволен с действительной военной службы в запас в звании майор. Проживал в Тирасполе.
Умер 30 марта 1977 г.
Награды: ГСС и ОЛ (4 февраля 1944 г.); ОКЗн, дважды; орден Александра Невского.
.
Источники:
***
                                                           Мастер воздушного боя
                     Статья. Газета «Строитель коммунизма» от 10 февраля 1988 года № 23.
Автор Е.А. Накрохин (Преподаватель Борисоглебского ВВАУЛ, затем директор Музея боевой славы Борисоглебского ВВАУЛ)
.
Есть люди, которые умеют в трудные и опасные моменты держать себя так, как будто ничего не случилось. Таким был Николай Константинович Шутт, выпускник Борисоглебского авиаучилища 1938 года. Его запомнили как мастера всевозможных проделок, организатора веселых розыгрышей.

Николая Шутта любили за остроумие, находчивость и за то, что он никогда не оставлял товарищей в беде, помогал им и выручал, не считаясь с опасностью.

Весной 1942 года, когда фашиста подошли к городу Керчи, полк истребителей, в котором служил Шутт, перелетал на другой аэродром.
Шутт задержался с взлетом и взлетал последним. Но поднялся в воздух не один, а втиснул в свою кабину летчика Евгения Павловича, который за несколько дней до перелета таранил фашистский самолет, сильно повредил свой истребитель и остался «безлошадным» (так шутя, называли летчиков, не имевших самолета).

Взлет был нелегким, но «ишачок» поднялся, только убрать шасси оказалось невозможно, на аэродроме когда Шутт производил посадку, командир полка хотел его отругать, но когда увидел, что из кабины самолета спускаются двое летчиков, заулыбался и сказал совсем другое: - спасибо старший лейтенант, за разумную инициативу. Так должны поступать мы все.

Однажды Шутт не вернулся с боевого задания. Прошел день, второй. В полку все переживали, считая его погибшим. Но вдруг на аэродроме появился танк. Он проскочил на большой скорости через летное поле, промчался к машине со стартовой радиостанцией и лихо, развернувшись, остановился, подняв клуб пыли.

Медленно поднялась крышка башни люка, и из танка показался с грязным до неузнаваемости лицом, но в знакомой тенниске Николай Шутт. Он вылез из люка и во весь рост стал на танке.

Гул восторга прокатился по аэродрому. К танку подбежали летчики, стащили за ноги начали качать, обнимать, расспрашивать.

Шутт с юмором рассказывал о том, как ему удалось избежать плена. В воздушном бою он сбил одного фашиста, но и его сбили. Спустившись на парашюте, летчик оказался в расположении врага.
Спрятавшись в пшеничном поле, Шутт приготовился к схватке. Но фашистам некогда было его искать. Недалеко находились советские танки. Танкисты видели, как летчик вел бой и как спускался на парашюте за линию фронта. Они спасли Шутта, а потом доставили в часть.

Николай Шутт был всесторонне развит. До войны он окончил ФЗУ, потом автошколу, учился на рабфаке при Минском медицинском институте, успешно занимался в аэроклубе. Потом учеба в Борисоглебской летной школе.

В 1939 году Шутт стал летчиком-истребителем. Его направили в строевую часть на Дальний Восток. Там на истребителе И-16 он участвовал в воздушных боях с японскими самураями в районе реки Халкин-Гол.

В начале Великой Отечественной войны Шутт прибыл на запад. Первые воздушные бои начал на Керченском полуострове в качестве командира звена. С первых же дней зарекомендовал себя смелым, грамотным, бесстрашным воздушным бойцом.

Еще до войны в полку на аэродроме висел плакат с текстом: «Товарищи летчики! Учитесь стрелять так, как стреляет звено лейтенанта Н. Шутта!». Шутт действительно стрелял без промаха, и умело передавал свой опыт другим летчикам.

В 1942 году, когда Шутт еще летал на самолете И-16 на вооружении которого кроме пулеметов, были РС (реактивные снаряды). В одном из вылетов ему пришлось вести бой сразу с двумя Ме-109. В ходе боя Шутт выбрал момент и выпустил РС, обычно применявшиеся по наземным целям или по большой группе самолетов противника, и с такой точностью, что снаряд, разорвавшись, уничтожил оба Ме-109. Так мог стрелять только Шутт.

Летом 1943 года Шутт уже командовал эскадрильей. Летчики эскадрильи под его командованием провели на Курской дуге более 60 воздушных боев, и сбили 15 вражеских самолетов, не потеряв своего ни одного.

6 августа 1943 года Шутт находился на стоянке у самолета Як-1. На аэродром приехал начальник политического отдела дивизии, и под крылом самолета вручил Шутту партийный билет. Получая его, Шутт поклялся, что будет драться с фашистами, не жалея сил и самой жизни. Эту клятву Шутт выполнил с честью. Далеко за пределы полка разнеслась слава о Николае Шутте, когда он во главе четверки «яков» вступил в бой с целой армадой «юнкерсов», шедших бомбить наш передний край обороны. Шутт первым атаковал ведущего и сразу сбил его. Ведомые сбили еще два «юнкерса». Фашисты, потеряв три бомбардировщика, начали беспорядочно сбрасывать бомбы не долетев до цели, и развернувшись, улетели обратно, преследуемые нашими «яками».

Защищая переправу наших войск через Днепр, Шутт в одном бою сбил три вражеских бомбардировщика.

Имя Шутта стало уже известно всему фронту. Его знали как одного из лучших ассов 2-й воздушной армии. За боевые заслуги Николаю Шутту 4 февраля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Сражался Шутт на Крымском, Южном, Сталинградском, Воронежском, степном и других фронтах. Войну закончил в небе Берлина и Праги.

За время войны Шутт совершил 444 боевых вылита, провел более 100 воздушных боев и сбил лично 22 вражеских самолета.

После окончания войны майор Шутт продолжал служить в должности заместителя командира полка, а за тем по состоянию здоровья был списан с летной работы и уволен в запас.

Сначала он поселился на родине в Белоруссии, потом переехал в Молдавию в город Тирасполь. Там активно участвовал в военно-патриотической работе, уделяя много внимания воспитанию молодежи на боевых традициях народа.

В 1977 году Николай Константинович скончался.

Имя героя не забыто. В городе Тирасполе ему установлен памятник, у подножья которого всегда свежие цветы.
Карта сайта Написать Администратору