Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Щоткин Станислав Данилович

Лётно-инструкторский, командный состав Борисоглебского ВВАУЛ
.
Родился "___" _________ 1948 года.
.
Окончил Харьковское ВВАУЛ имени С.И. Грицевца в 1970 году. Для дальнейшего прохождения службы направлен в Борисоглебское ВВАУЛ на должность лётчика-инструктора.
Первоначально службу проходил в Жердевском полку, где командиром был полковник Осташков Н.М. В 1970 г. лейтенант Щоткин С.Д. распределён во 2-ю аэ (командир аэ майор Здор В.Н.) на должность старшего лётчика-инструктора.
В 1972 году - командир звена на полевом аэродроме Поворино Жердевского полка, старший лейтенант.
 В Жердевке прошёл должности от лётчика-инструктора до заместителя командира эскадрильи.
.
В 1975 году - командир авиационной эскадрильи Борисоглебского полка. В этом же году году авиационная эскадрилья капитана Щоткина С.Д. 160 уап за достигнутые успехи была занесена в Книгу Почёта авиации ордена Ленина Московского военного округа.
 
Таловая, 1976 год. Мельница вблизи аэродрома. В центре - начальник лагеря майор. Щоткин С.Д.
.
Затем была должность заместителя командира полка и перевод в Ряжск. Приказом Министра обороны СССР от 19 октября 1978 года военный лётчик-инструктор I класса майор Щоткин Станислав Данилович назначен командиром 127 уап. Третий командир данного полка.
.
1979 год. Встреча Нового года в лётной столовой авиагарнизона Ряжск:
.
.
Командир полка - ключевое звено в организации и проведении полётов в полку, центральное обучающее лицо, основной организатор и руководитель сложного воинского организма. Соединяя усилия личного состава полка и частей обеспечения, где представлены силы и средства управления и обеспечения полётов, командир организует непрерывный процесс лётной подготовки. Это значит, что лётчики-инструкторы должны качественно обучать курсантский состав, грамотно эксплуатировать авиатехнику, оборудование и вооружение, выполнять задачи одиночно, в составе звена и эскадрильи в соответствии со своим предназначением.
.
Майор Щоткин С.Д. был назначен командиром полка в возрасте 30 лет. Он стал одним из самых молодых командиров полка в авиации ордена Ленина МВО, перед этим успешно прошёл все ступени служебной лестницы в Борисоглебском ВВАУЛ имени В.П. Чкалова и был подготовлен профессионально к решению стоящих перед полком задач. Приказом Главнокомандующего ВВС от 30.12.1978 командир полка майор Щоткин С.Д. получил очередное воинское звание подполковник.
.
Надо отметить, что Ряжский полк первоначально формировался в составе авиационного училища дальней авиации, а затем переведён в состав училища истребительно-бомбардировочной авиации. Психология работы, подготовки лётного и курсантского состава несколько отличаются в этих разных по предназначению училищах. И начальниками в Борисоглебском ВВАУЛ, их заместителями были лётчики из училищ истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации.
Станислав Данилович прибыл в полк в октябре 1978 года, когда уже начала меняться психология, методика подготовки лётного и курсантского состава к полётам. Курсанты III курса училища начали осваивать сверхзвуковой боевой истребитель МиГ-21. Офицеры лётно-методического отдела училища Кононов М.С., Дерябин А.А. и другие постоянно следили, чтобы в полку для самолёта Л-29 имелись методические пособия, необходимая литература, памятки. Методику лётного обучения, заложенную в Тамбовском лётном училище, предстояло видоизменить, модифицировать. И стреловидность крыльев авиационной техники Борисоглебского лётного училища не только изменилась - они стали треугольными, а это означало, что существенно возросли скорости полёта, а вместе с ними и всевозможные риски. В связи с этим первоначально нужно было менять отношение к подготовке курсантов у самих лётчиков-инструкторов.
Летающий курсант училища по профилю истребительно-бомбардировочной авиации на МиГ-21. Кто он? В полёте курсант выполняет одновременно несколько сложнейших функций: работает с оборудованием кабины, ведёт радиообмен, при необходимости переходит на другие каналы связи, пилотирует самолёт, ведёт ориентировку, производит пуски ракет и (или) сброс авиационных бомб. Всегда должен быть готов к действиям в особых случаях в полёте. Это очень сложный набор профессиональных действий, и к ним нужно основательно готовиться. На тяжёлых самолётах все эти функции распределены между разными членами экипажа, а у истребителей и истребителей-бомбардировщиков функции командир экипажа, штурмана, бортинженера, радиста и воздушного стрелка возложены на одного человека - лётчика. Поэтому требовательность и спрос за качество подготовки курсантов к полётам значительно возросли.
Станислав Данилович знал заранее свою задачу в полку. Первое, с чего он начал – повышение уровня знаний, навыков у лётного, курсантского состава и лиц группы руководства полётами. В полку несколько поменялось отношение к изучению аэродинамики, авиационной техники, руководству по эксплуатации самолёта, руководящих лётных документов, качеству проведения тренажей и др. За незнание документов командиры стали твёрже спрашивать, вплоть до отстранения лётчиков и курсантов от полётов. Была поставлена задача командиром полка – курсантам наизусть знать технику выполнения полёта по кругу, характерные ошибки на посадке и их исправление, действия при отказах авиационной техники в полёте. При этом в подготовку курсантов инструкторы стали активнее подключать идеомоторную (мысленное движение) тренировку. Подобные требования предъявляли и прежние командиры, но подполковник Щоткин С.Д. в корне изменил подход к обучению: добивался осознанных, чётких действий от подчинённых, сообразуясь с реальной ситуацией и временем. Тех действий и в той психологической обстановке, которая сложится в конкретном особом случае на определённом этапе полёта и, которые помогут курсанту выйти победителем.
По типу темперамента Станислав Данилович был холериком. Управленческие решения в полку он принимал быстро, оперативно. Но это, как правило, не происходило наедине, предварительно он вёл диалог с офицерами управлений эскадрилий, своими заместителями, выслушивал их мнение. И после общения с подчиненными, приняв окончательный вердикт, Станислав Данилович в большинстве принимаемых решений тактически не ошибался.
Подполковник Щоткин С.Д. был хорошо подготовленным, превосходным лётчиком, грамотным методистом на земле и в воздухе, его указания на отклонения, на допускаемые ошибки в полёте носили чёткий, безошибочный характер. Если он показывал в зоне как правильно выполнить какой-то отдельный элемент или фигуру пилотажа в целом, проверяемому лётчику легко было повторить заданное: командир полка владел безупречной, однообразной техникой показа. Всю свою энергию и опыт он направлял на успешное, полное обучение лётчика, находившегося в передней (задней) кабине. Методами и приёмами лётного обучения он владел в совершенстве. Командир полка отдавал себя в работе без остатка: организовывал полёты на двух аэродромах, согласовывал все вопросы обеспечения, продолжал стройку в гарнизоне, изнемогая и уставая, но этого мало кто замечал. Ведь он оставался всегда оптимистом, простым землянином, человеком с большой душой, тоже ранимой и уязвимой.
При Станиславе Даниловиче в гарнизоне начала строиться двухэтажная кирпичная гостиница с участием «прораба» майора Шпак М.А. С участием командира полка в 1980 году на аэродроме построено кирпичное здание предполётных указаний для лётного и курсантского состава, комната отдыха (релаксации), оборудован зал для приёма пищи во время полётов, комната предполётного осмотра. Южнее командного пункта отстроено кирпичное здание, в котором слева разместилась группа объективного контроля, справа – парашютно-десантная служба.
Больших успехов добилась команда в/ч 21955 в самолётном спорте на чемпионате ВВС МВО и чемпионате ВВС СССР. Лётчики полка неоднократно становились чемпионами и призёрами в этих состязаниях. Команды полка на первенство Борисоглебского ВВАУЛ, первенство округа по летним и зимним видам спорта также неоднократно были победителями и призёрами.
Подполковник Щоткин С.Д. был лидером коллектива и в спортивных состязаниях – играл в команде управления полка в волейбол и хоккей, участвовал в лыжных гонках, при этом оставался простым и доступным, любил здоровый юмор.
Очень жаль, что не сложились взаимоотношения у командира полка и командира ОБАТО. Оба настырные, упёртые, с неимоверной работоспособностью, очень радели за положение дел во вверенных частях. При объединении своих усилий они могли бы много хорошего сделать для гарнизона.
Не все офицеры, прапорщики в гарнизоне сразу восприняли нового командира полка. Можно осуждать стиль руководства какого-то командира, может кому-то не нравится сам командир, но в Вооружённых силах не допускается игнорирование или тем более не выполнение приказов старшего начальника.
Однако настоящая трагедия в полку случилась в лётной работе. Во время полётов 8 августа 1979 года при выполнении тренировочного полёта в зону строем произошла катастрофа самолёта Л-29 с гибелью курсанта.
Любое полётное задание в авиации регламентируется соответствующими нормативными документами, и ни один лётчик не должен выходить за оценку ниже чем «удовлетворительно», а при полёте строем не допускать непонятных эволюций самолёта для своего ведомого, управлять им и беречь его! Командир полка был уверен, что делал всё правильно для обеспечения безопасности полётов. Значит, какие-то значительные нарушения произошли в эскадрилье?
Авиационная катастрофа в зоне с гибелью курсанта Серова Евгения Владимировича произошла в 4-й эскадрилье. В зону полетели парой два не слётанных лётчика, которые никогда не были в одном самолёте и не летали вместе строем. Всё было сделано не так в угоду выполнения ПЛАНА! Не исполнил своих обязанностей ведущий пары. Комиссия МВО, которую возглавлял член Военного совета генерал-майор авиации Сингаевский А.И., сделала вывод: катастрофа произошла из-за недисциплинированности ведущего капитана Д., выразившаяся в грубом нарушении обязанностей ведущего при выполнении полёта на групповую слётанность.
Командир эскадрильи майор Коваленко В.И. приказом Командующего авиации МВО от 14.11.1976 г. был понижен в должности и назначен заместителем командира эскадрильи – штурманом эскадрильи. Заместитель командира эскадрильи по политической части капитан Д. переведён к новому месту службы.
.
В 1984 году 127 уап начал работу по плану учебно-боевой подготовки. Но уже в начале года случилось лётное происшествие с гибелью лётчика. Катастрофа самолёта Л-29 произошла 28.01.1984 в 13 час.16 мин. по личной недисциплинированности лётчика. Это была суббота. Выпускник ДОСААФ лётчик-инструктор лейтенант Аниськин Михаил Фёдорович выполнял тренировочный полёт в зону на сложный пилотаж. Пролетая над деревней, где родился и вырос, произвёл снижение на малую высоту и выполнил непредусмотренную заданием фигуру пилотажа, не справился с управлением и столкнулся с землёй. Лётчик погиб. Вспоминается указание, существовавшее в авиации: лётчик не должен служить, летать там, где находится его дом, родные. В воинскую часть по случаю трагедии приехала директор средней школы, где раньше учился Аниськин Михаил. На траурном митинге с участием личного состава она обратилась ко всем присутствующим с просьбой строго соблюдать лётные законы, сказала о том, что небо ошибок не прощает никому. В полку были проведены мероприятия, обеспечивающие недопущение подобных случаев. Приказом Министра обороны СССР от 25 февраля 1984 года подполковник Щоткин С.Д. переведён в Харьковское ВВАУЛ на должность преподавателя кафедры аэродинамики и динамики полёта. Так преждевременно закончилась лётная карьера командира полка – способного, энергичного, деятельного офицера.
В первой половине 90-х - начальник ПС и ПДП 5 ВА (г. Одесса), полковник.
.
Место жительства: Украина, г. Одесса.
.
Источники:
Книга Суворова А.М. "Обретая крылья" (Из истории Ряжского 127-го учебного авиационного полка, 1970-1998 годы) http://www.bvvaul.ru/forum/viewtopic.php?t=1453
Помощь в создании страницы оказала Шиловская Римма
Карта сайта Написать Администратору