Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Коробко Андрей Ефимович

Выпускник 1931 года
.
 
.
Коробко Андрей Ефимович родился 17 октября 1904 года в селе Райгород Прусянской волости Черкасского уезда Киевской губернии Российской Империи (ныне центр Райгородского сельского совета Каменского района Черкасской области Украины).
.
В Красной Армии с 4 апреля 1922 года. В 1926 году окончил кавалерийскую школу, в 1928 - школу лётнабов, в 1931 - Борисоглебскую ВШЛ.
Служил в частях: 12 ошб 2 ПрибФ, Омская ВАШП, Упр. ВВС УрВО.
Работал в учебных заведениях ВВС на должностях командира отряда учебной эскадрильи Пермской ВАШ, командира учебной эскадрильи Качинской ВАШП, начальника формируемой Канской ВАШСБ.
Полковник с января 1941 года.
В декабре 1941 г. снят с должности и назначен преподавателем Омской ВАШП. Затем исполнял обязанности начальника УЛО Сталинградской ВАШП.
С октября 1943 года - начальник отдела перелётов ВВС Уральского военного округа, полковник.
За выпуск самолётов в туман снят с должности, разжалован до рядового и отправлен на фронт красноармейцем в штрафбат. Отбыв наказание, восстановлен в воинском звании и на основании телеграфного распоряжения начальника управления кадров ВВС КА № УК/5/2 от 3.09.1944 с 10.09.1944 назначен на должность начальника штаба Омской ВАШП. С марта 1948 года - начальник штаба Качинского ВАУЛ.
.
Уволен в запас 29.05.1954.
***
Из книги Вячеслава Викторовича Филиппова «Подготовка авиационных кадров для фронта в Красноярском крае в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (Красноярск, Сибирский федеральный университет, 2015):

" ... Начальником школы был назначен майор Коробко Андрей Ефимович, родившийся 17 октября 1904 года в селе Райгород Каменского района Киевской области, служивший в РККА с 1922 года. В 1926 году Андрей Ефимович окончил кавалерийскую школу, в 1928 – школу лётнабов, в 1931 – Борисоглебскую ВАШЛ. Постоянно повышавший уровень своего образования офицер быстро делал карьеру: в феврале 1936 года ему было присвоено воинское звание «капитан», в апреле 1938 – «майор», 9 января 1941 года – «полковник». До назначения начальником Канской ВАШСБ Андрей Ефимович уже имел большой опыт работы в учебных заведениях ВВС: в 1936–1939 годах он исполнял обязанности командира отряда учебной эскадрильи Пермской ВАШ, а с февраля 1939 по декабрь 1940 года – командира учебной эскадрильи Качинской ВАШП...
.
...Много времени занял и поиск места для аэродрома, с которого планировалось осуществлять учебные полёты. В январе-феврале 1941 года начальник школы полковник Коробко лично облетел и объездил район вокруг г. Канска в радиусе 20 километров с целью поиска места для строительства аэродрома. Готовых площадок Андрей Ефимович не обнаружил, но нашёл относительно ровную площадь 2х2 километра южнее г. Канска. Данную площадку нельзя было признать идеальным местом для будущего аэродрома, вокруг неё имелись множество мелких, до 1 метра высотой, бугров, валунов и кустарников. Для подготовки этого места к полётам по подсчётам коменданта аэроузла требовалось около 600 000 рублей, а планировка могла занять около месяца. Лучшей площадки ближе к городу начальнику школы найти не удалось, и райисполком был готов отдать землю в распоряжение школы. Полковник Коробко в связи с этим просил начальника Управления ВУЗ ВВС РККА генерал-майора Иванова отдать распоряжение об ассигновании 600 000 рублей на обустройство места, предназначенного для аэродрома, чтобы ускорить положительное решение местных властей о передаче земли...
.
...Формирование в г. Канске ВАШСБ сказалось положительным образом на развитии и обустройстве города. Находясь в ноябре 1940 года в Москве полковник Коробко добился через дорожный отдел Генерального штаба РККА, возглавлявшийся комбригом Славиным, ассигнования 500 000 рублей для мощения канских улиц. Весной и осенью дороги г. Канска были совершенно непроходимы. Прибывавшие в школу грузы уже ближайшей весной невозможно было бы доставить с железнодорожной станции в военный городок, поэтому требовалось замостить улицы от вокзала до военного городка и на аэродром. Данная сумма была отпущена в бюджет 1941 года Красноярскому краю для Канска. Однако почему-то при получении данной суммы краевые власти не получили указания, что деньги предназначаются для г. Канска. За разрешением вопроса Андрей Ефимович обратился к генерал-майору Иванову, чтобы начальник УВУЗ ВВС РККА оказал содействие об указании через Генеральный штаб РККА Красноярскому крайдоротделу об отпуске этих денег Канскому горсовету.
Опасения полковника Коробко нельзя было назвать напрасными. Власти Красноярского края, не имея прямого указания об использовании данной суммы, могли потратить её на другие нужды, и начальник школы решил подключить к решению вопроса такую высокую инстанцию как Генеральный штаб РККА, надеясь с помощью авторитета военного руководства получить деньги для нужд г. Канска...
.
...8 марта 1941 года полковник Коробко сообщил кодограммой № 82 генерал-майору Иванову о том, что в школе имеются моторы М-11: на складе – 59, на самолётах – 14. В Канской ВАШСБ находилось в тот момент 8 самолётов У-2 и 14 самолетов Р-5 , ожидалось прибытие ещё 30 машин.
Никак не могла разрешиться проблема с устройством аэродрома. В июне 1941 года у школы всё ещё не было собственного места для проведения полётов. В связи с этим начальник школы направил генерал-майору Иванову 17 июня 1941 года очередную кодограмму за № 374, из которой начальник УВУЗ ГУ ВВС РККА узнал, что, несмотря на его разрешение на использование гражданского аэродрома, до 10 июня 1941года летать пилотам школы руководство аэродрома не позволяло, поскольку не имело на то распоряжения Совнаркома. Самолётам У-2 приходилось взлетать со случайных площадок, а для самолетов Р-5 места не было вовсе. (22)
Подобное положение привело к тому, что полковник Коробко 22 июня 1941 года на имя начальника УВУЗ ГУ ВВС РККА отправил очередную кодограмму, в которой сообщал: «Аэродрома нет, полёты прекращены, план выпуска срывается. Разрешите выезд в Москву для доклада».
Вопрос был согласован с ГУ ГВФ. 25 июня 1941 года полковник Коробко сообщил кодограммой за № 430 генерал-майору Иванову: «Приказом Военсовета округа гражданский аэродром занял. Летают две смены целый день. Готовлю полевой второй аэродром. Эскадрилья ГВФ мною переведена на площадку, на которой я летал до 23.06.1941 г. (аэродром «Крестьянская»)»...
.
...25 декабря 1941 года полковник Коробко был снят с должности начальника учебного заведения, на его место был назначен подполковник Кумов Александр Павлович. (30) Война серьёзным образом повлияла на судьбу бывшего начальника Канской ВАШСБ. Полковник Коробко 10 декабря 1941 года был назначен преподавателем Омской ВАШП, в этой должности он служил до июля 1942 года. С июля 1942 года до октября 1943 года Андрей Ефимович исполнял обязанности начальника УЛО Сталинградской ВАШП. В октябре 1943 года полковник Коробко получил назначение на должность начальника отдела перелётов ВВС Уральского военного округа. Приказом командующего ВВС РККА за № 017 от 12 июня 1944 года он был осуждён Военным трибуналом УрВО за выпуск самолётов в полёт в туман к 6 годам заключения с отправкой на фронт. С 12 июня по 19 декабря 1944 года бывший полковник служил в звании красноармейца в 12-м отдельном штрафном батальоне 2-го Прибалтийского фронта. Отбыв наказание, Андрей Ефимович был восстановлен в воинском звании и назначен начальником штаба Омской ВАШП, а в марте 1948 года – начальником штаба Качинского ВАУЛ, каковым был до 1951 года. За выслугу лет в Красной Армии А. Е. Коробко был награждён орденами Красного Знамени (3.11.1944) и Ленина (20.06.1949). 29 мая 1954 года полковник Коробко был уволен в отставку..."
.
Награждён орденом Ленина (20.06.1949), двумя орденами Красного Знамени (03.11.1944; 03.11.1953), медалями «За оборону Сталинграда» (22.12.1942), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), «За победу над Японией» (30.09.1945) и другими.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы Иванов Александр Полянскович
Помощь в создании страницы оказал Стрельбицкий Константин Борисович http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=75254.msg534604#msg534604
Карта сайта Написать Администратору