Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Лобашов Дмитрий Алексеевич

Выпускник 1941 года
.
.
Лобашов Дмитрий Алексеевич  родился в 1921 году в деревне Ордынка Кашинского уезда Тверской губернии РСФСР (ныне Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области). По национальности русский.
Холост. Социальное положение  —  из служащих.
Член ВКП(б) с 1939 года.
.
В рядах Красной Армии с 1939 года, призван Октябрьским РВК города Москвы. Поступил в Борисоглебскую ВШЛ. Обучался в 4 аэ.
05.10.1941 окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков им. В.П. Чкалова с присвоением воинского звания сержант и назначен пилотом в распоряжение Командующего ВВС Московского ВО.
.
.
22.10.1941 — пилот-инструктор 19 запасного иап Сибирского ВО (19-й зиап сформирован 21 июня 1941 года в ВВС Сибирского ВО на аэродроме Тарново под Новосибирском. Полк осуществлял подготовку маршевых полков и отдельных экипажей).
.
Участник Великой Отечественной войны с 23.06.1942 в составе 18 гвардейского иап 234 иад 1 ВА Западного фронта, гвардии старшина.
В 1942 году ранен на Западном фронте.
02.10.1942 назначен командиром звена 18 гиап.
На 31.01.1943 - гвардии старшина. командир звена 18 гиап.
12.02.1943 присвоено воинское звание гвардии младший лейтенант.
12.08.1943 присвоено воинское звание гвардии лейтенант.
На 16.08.1943 - гвардии лейтенант, командир звана 18 гиап 303 иад 1 ВА Западного фронта.
.
Из истории 18 иап
04.06.1938–16.11.1938 - 6 истребительный авиационный полк сформирован во 2 Особой Краснознамённой армии (аэр. Гаровка, г. Хабаровск) на основе 26 отдельной истребительной эскадрильи 33 авиабригады ВВС ОКДВА (приказ по ВВС ОКДВА № 0015 от 12.05.1938 и № 00193 от 17.11.1938).
07.03.1942 - За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 70 6 иап преобразован в 18 гвардейский истребительный авиаполк.
06.07.1941 - штат 015/21.
20.07.1941–25.07.1941 — в г. Борисоглебске переформирован по штату 015/134 методом разделения на два полка, получивших одинаковое наименование «6 иап».
21.01.1942 На основании распоряжения командующего ВВС СЗФ в 6 иап был влит 728 иап.
14.02.1942 728 истребительный авиаполк выведен из состава 6 иап.
24.08.1942–22.02.1943 — Переформирован по штату 015/284.
Типы самолётов, применявшихся в боевых действиях
Знаком быстрого опознавания авиаполков 303 иад (9 гиап, 18 гиап, 139 гиап, 523 иап, «Нормандия») была большая белая молния на фюзеляже.
И-16 (25.07.1941 — 07.02.1942)
08.02.1942 - 8 И-16 передано в 728 иап.
Як-1 (23.06.1942 — 23.08.1942)
28.02.1942–15.05.1942 - освоены в 5 забр СибВО (г. Новосибирск).
18.08.1942 - принято 7 Як-1 от 91 иап.
Як-7б (23.06.1942 — сентябрь 1943 г.)
28.02.1942–15.05.1942 - освоены в 5 запасной авиабригаде Сибирского военного округа.
.
Всего Лобашов Дмитрий Алексеевич выполнил более 200 боевых вылетов, провёл 40 воздушных боёв, в которых сбил лично 8 и в составе группы 5 самолётов противника. Летал на самолете Як-7.
.
.
Список известных воздушных побед Д.А. Лобашова:
Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
08.07.1942 1  Ю-88  (в паре) Слободка Як-7
20.07.1942 1  Хе-111  (в гр. 1/4) Козельск
05.08.1942 1  Ю-88  (в паре) Носово - Зимовское
1  Ме-109 Курьково
23.08.1942 1  Ю-88 Грынь - Вейно
1  Ме-109  (в паре)
13.07.1943 1  Ю-88  (в паре) Солодово
17.07.1943 1  ФВ-190 Ягодная
1  ФВ-190 Красниково
27.08.1943 1  ФВ-189 Ново-Троицкое
29.08.1943 1  Хе-111 Бывалки
30.08.1943 1  Ю-87 Юшково
1  Ю-87 Ушаково
      Всего сбитых самолётов - 8 + 5;  боевых вылетов - более 200;  воздушных боёв - 40.
.
4 сентября 1943 года командир звена 18-го гвардейского истребительного авиационного полка 303 иад 1 ВА Западного фронта гвардии лейтенант Лобашов Дмитрий Алексеевич погиб в воздушном бою  на самолёте Як-7 с авиацией противника в районе Ельни.
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУК НКО СССР № 01756/пр от 27.10.1943.
.
Награждён орденом Отечественной войны II степени (27.02.1943), орденом Красного Знамени (16.08.1943).
Увековечен в печатной Книге Памяти Тамбовской области том 4.
.
Мать Лобашева Аграфена Дмитриевна проживала в д. Ордынка Студеновского сельсовета Кашинского района Калининской области.
***
.
Из книги  Героя Советского Союза Николая Пинчука (был ведомым у Лобашова Д.А.) «В воздухе - "Яки"»
.
Утром 12 июля послышалась сильная канонада. Советская артиллерия обрушила на позиции врага тысячи снарядов разных калибров. За четверть часа до перехода танков и пехоты в атаку над полем боя появились пикирующие бомбардировщики. Что недоделала артиллерия, сокрушала и подавляла авиация. Затем в воздух поднялись штурмовики, обрушив на противника пушечно-пулемётный огонь и реактивные снаряды. Советские войска перешли в наступление.
Немецко-фашистское командование предпринимало отчаянные попытки задержать наши войска. Оно бросило на наиболее угрожаемые участки большие силы авиации. В небе часто стали появляться группы бомбардировщиков и истребителей одной и другой стороны. Бои в воздухе не прекращались в течение всего дня. Тогда в нашем полку отличились Семён Сибирин, Иван Столяров, Дмитрий Лобашов и Владимир Баландин. Каждый из них сбил по 2 немецких самолёта.
С утра 13 июля мы прикрывали Илы 224-й авиадивизии в районе Мелехово, Шваново, Клен. Восьмерку "ястребков" возглавлял капитан Сибирин. Штурмовиков было десять. Звено лейтенанта Лобашова находилось в группе прикрытия, а четвёрка Сибирина составляла ударную группу и летела на 600-800 метров выше нас. Вдруг командир передал по радио: "В воздухе ниже нас немецкие истребители". Мы обнаружили четыре ФВ-190, которые на бреющем полете пытались атаковать Илы. Их атака была отбита, причём Иван Столяров сумел уничтожить один фашистский самолёт.
Через считанные минуты справа впереди меня на большой скорости проскочил "фоккер". Даю полные обороты мотору и мчусь за ним. А в это время второй немец сзади открыл огонь по моему самолёту. К счастью, вражеский лётчик оказался плохим стрелком. Зато Владимир Баландин стрелял метко и с первой очереди сбил его. Мне удалось сблизиться с вышедшим вперёд другим "фоккером" и длинной очередью отправить его к праотцам.
Штурмовики, сделав четыре захода на цель, сбросили бомбы, а затем реактивными снарядами и пушечно-пулемётным огнём уничтожали артиллерийские орудия, автомашины и живую силу врага. Без потерь мы все возвратились на свои аэродромы.
На разборе проведённого боя выяснилось, что немцы применили новый, хитрый по замыслу тактический прием, хотя и дорого поплатились. Суть его заключалась в следующем: самолёт, который выходит вперёд, на какое-то время отвлекает внимание наших лётчиков от просмотра задней полусферы, а в это время его напарник безнаказанно может вести огонь. Получилось вроде удара из-за угла. На войне на это жаловаться никому не будешь. Неважно, кто и как строит свой маневр, какую применяет тактику. Важен результат. Он же был в нашу пользу.
.
Д. Лобашов и Н. Пинчук
.
После третьего боевого вылета мы с лейтенантом Лобашовым снова заняли места в кабинах своих "ястребков". Над аэродромом появился немецкий разведчик Ю-88. Запустив моторы, мы взлетели с места стоянки поперёк взлётной полосы. Самолёты с трудом оторвали от земли На самой границе лётного поля, чуть не задев зенитки, прикрывавшие наш аэродром. Набрав скорость, пошли вверх и вскоре настигли врага. Он начал маневрировать и со снижением уходить в сторону своих. На высоте 200-300 метров мы подожгли сначала левый, а затем и правый мотор "юнкерса". Фашисту не удалось доставить разведданные, он упал в районе Столбовая, Солодово.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
.
От Администратора сайта. Точная дата рождения Лобашова Д.А. нам пока не известна. Помянем выпускника в день его гибели - 4 сентября
Карта сайта Написать Администратору