Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Кайдан Константин Лукич

Выпускник 1932 года
.
 
.
Кайдан Константин Лукич родился 26 декабря 1909 года в г. Одессе Одесского уезда Херсонской губернии Российской Империи (ныне Одесской области Украины).
.
В Красной Армии с 15 декабря 1929 года. Призван Киевским ГВК. В 1932 году окончил Борисоглебскую ВШЛ.
.
От Администратора сайта. Предположительно Кайдан К.Л. был осуждён и отбывал наказание в системе ГУЛАГ.
.
Место службы: служил в авиационной части Ухтпечлага (Ухто-Печорский трудовой лагерь), входившей в систему НКВД ГУЛАГ, Воркутауголь НКВД.
.
1 февраля 1926 года приказом спецотдела ОГПУ впервые на севере была организована Северная воздухолиния при Соловецких лагерях. По инициативе начальника Ухтпечлага Я.М. Мороза приказом ГУЛАГа в 1932 г. Соловецкая и Вишерская воздухолинии были ликвидированы, а самолёты переброшены на Печору. Так родилась воздухолиния Ухтпечлага. Самолёты использовались для связи между лагподразделениями, авиаразведки, перевозки почты и пассажиров.
Самолёты были переброшены на Печору ещё до официального создания воздухолинии. Первый самолёт из Архангельской области в Чибью прилетел в феврале 1931 г. Экипаж – пилот Н.С. Снежков и линейный механик В.Г. Линдеман. Первые летательные аппараты воздухолинии – это списанные из ВВС гидросамолёты Ю-20 (морские разведчики, «Юнкерсы»). Весной, летом и осенью они приводнялись на поплавках на поверхность рек и озер, а зимой поплавки заменяли лыжами. К концу 1931 г. в Ухтпечлаге было уже 4 «Юнкерса», которые базировались в д. Карпушовка (Усть-Цилемский район). Позже воздухолиния пополнилась самолётами других марок: 10-21, 10-13, К-5, У-2, Щ-2, П-12.
Первая воздушная трасса была проложена на Воркуту через Чибью летчиком высокого класса заключенным В.А. Гинце и бортмехаником С.П. Курлышевым. Пассажиром был сам начальник Ухтпечлага Я.М. Мороз. В дальнейшем все полёты осуществлялись через Чибью.
Осенью 1931 г. пригнали из Нарьян-Мара этап заключённых для обустройства центральной базы воздухолинии в лагпункте Карпушовка. 11 сентября 1931 г. временно исполняющим должность начальника воздухолинии был назначен заключенный Николай Львович Кекушев, но уже 21 декабря его сменил Яков Филиппович Степанов, который 6 августа 1930 г. первым проложил авиатрассу из Архангельска к Ухте. Степанов рассказывал, что полёт был сложным.... Экипаж гидроплана мужественно преодолел трудности и благополучно долетел до Ухты. На вопрос, почему он не посадил гидроплан на реке Ухте, Степанов ответил: «Вода на реке очень чистая, на дне был виден каждый камешек, и я подумал, что там очень мелко. Поэтому садиться не рискнул. Выбрал удобное место на реке Ижме». На обратный рейс в Москву летчик взял почту и первого начальника Ухтинской экспедиции Сергея Федоровича Сидорова, получившего травму (перелом ноги). Прилетал еще раз, взял почту и заключенного Иванова, бывшего главного инженера Грознефти – его необходимо было доставить в суд (вина Иванова заключалась в том, что был против поиска промышленной нефти на Ухте).
С 1932 по 1936 гг. авиабазой руководил легендарный лётчик Лев Владиславович Ковалевский, герой Гражданской войны, награждённый орденом Боевого Красного знамени (он же начальник лагпункта).
Под руководством Ковалевского в д. Карпушовка силами заключенных (60-70 чел.) построили: двухэтажное общежитие для лётчиков (часть из них имели семьи и жили в крестьянских избах); столовую, баню, технический склад, ангары; 2 барака для заключённых, здание управления, коровник, конюшню, каптёрку, пожарное депо, кузницу, бензинохранилище, дом начальника воздухолинии. В мастерской авиабазы из списанных самолётов строили моторные лодки - «глиссеры» и в навигационный период перевозили пассажиров, почту, грузы из одного лагпункта в другой по рекам Вычегда, Печора, Ижма, Ухта.

Первый глиссер из утильматериалов был сдан в эксплуатацию 6 сентября 1935 г. группой работников авиабазы под руководством заместителя начальника Маркуса, за что Маркус, авиатехник Н.И. Андреев (колонизованный), жестянщик В.Я. Глотов (колонизованный), Стрельников (заключённый), радист Опошнянский (колонизованный) получили благодарность начальника лагеря Я. Мороза. Водитель глиссера № 414 Андреев и механик Румянцев ходили по Печоре до Кедрового Шора и Воркута-Вом; экипаж глиссера № 413 с водителем Олейник и механиком Петраченко – по Печоре до Усть-Цильмы, Усть-Усы. Всё лето глиссер курсировал по маршруту Ижма-Порожск.
Воздухолиния не имела авиасвязи, метеослужбы, аэродромов. Не имея навигационных приборов, лётчики ориентировались в полётах по рекам Печора, Уса, Ижма, Вымь, Воркута, Вычегда, Северная Двина и по строящемуся тракту Усть-Вымь – Чибью.
В 1936 г. в штате воздухолинии состояли 7 вольнонаёмных, 7 колонизованных и 10 заключённых. Это начальник и инженер Воздухолинии П.В. Маркус (вольнонаемный), радист Опошнянский (колонизованный), летчики: В.А. Гинце и К.Л. Кайдан. (вольнонаёмный); старший линейный техник, комендант и воспитатель И.В. Байшев (вольнонаёмный); авиатехники С.Т. Курышев (вольнонаёмный), М.И. Сантировский, водители глиссеров Андреев и А. Гриневич (колонизованный); моторист глиссера Олейник (колонизованный), а также кладовщик, рабочий, столяр, заведующий мотомастерской он же бригадир Барышев, моторист мотомастерской Храмко, жестянщик Глотов, токарь Корш, завхоз, повар-пекарь, конюх, животновод-дояр, водовоз, возчик, сапожник, банщик, бельевщик, огородник.

В штат воздухолинии были включены коменданты пунктов приёма, заправки и отправки самолётов с Морской, Усть-Усы, Адзвавома, Усть-Ижмы, Воя, Кедрового Шора, Еджыд Кырты, Воркута-Вом, Усть-Ухты, Котласа. В этих пунктах имелись комнаты отдыха лётчиков, водогрейки, бензобазы.
.
.
После гибели Л.В. Ковалевского (16 апреля 1934 г.) начальником воздухолинии был назначен Павел Васильевич Маркус, 1897 г.р., русский, уроженец Москвы, имел высшее образование. До ареста он работал инженером воздушного флота и МВТУ. Осуждён 24 марта 1928 г. коллегией ОГПУ по ст. 58-6 УК РСФСР на 5 лет ИТЛ. Освобождён досрочно. В мае 1932 г. принят на работу в Ухтпечлаг по вольному найму на должность инженера воздухолинии. Погиб во время авиакатастрофы 4 октября 1936 г. После гибели Маркуса начальником воздухолинии был назначен лётчик Константин Лукич Кайдан. Оставался на этой должности до 30.07.1937, когда его занял новый начальник. Последним начальником был сотрудник оперчекистского отдела Федор Егорович Волчанский (назначен 30 июля 1937 г.)
Интенсивность воздушного движения можно проиллюстрировать следующими фактами: На центральной авиабазе авиалинии: 114 приземлений и 114 взлётов в день. На авиабазе Ухта: 75 посадок и 75 взлётов в сутки. На авиабазе Усть-Уса: 72 приземления и 72 взлёта в сутки.
В архивах хранится множество документов об участии лётчиков из эскадрилий НКВД в экстремальных событиях. Личный состав авиации участвовал в подавлении Усть-Усинского бунта/ осстания пленных в 1942 году: для перевозки офицеров, наблюдения за перемещениями групп пленных, переброски оружия и боеприпасов была мобилизована вся имеющаяся авиация республики - 6 самолётов НКВД и 4 самолёта Сыктывкарского авиаотряда гражданской авиации.
Когда заключённые захватили райцентр Усть-Уса, организованную эвакуацию доставили сотрудники аэродрома. Лидер восстания отправил на телеге 6 пленных захватить аэродром, на котором в то время находились два самолета. Но операция не увенчалась успехом, так как находившийся в то время там единственный охранник аэропорта и пилот Воркутлага КАЙДАН были предупреждены о готовящемся налете китайским военнопленным поваром. Группа боевиков, направлявшаяся к аэродрому, была встречена организованным огнем и отступила.
Лётчики также принимали участие в операции по ликвидации немецкого спецназа, высадившегося с парашютом у города Печора в 1943 году. В ночь на 6 июня 1943 года два немецких четырёхмоторных бомбардировщика Condor FW200C взлетели с норвежского аэродрома Нарвик. На борту находилась диверсионная группа абвера (12 человек, в основном военнопленные Красной Армии), которая была сброшена вместе с оружием и грузом. Целью был снос железнодорожного моста через реку Печора. Немецкая миссия провалилась, потому что один из членов команды преследовал других, чтобы вернуться в СССР. После приземления они убили руководителя группы и отправили гонца на ближайший пост НКВД. Но пока все это не стало известно, все войска района были мобилизованы на перехват немецких парашютистов.
.
В сентябре 1943 года Кайдан Константин Лукич - начальник авиаотряда.
.
Дата окончания службы: 31.07.1954. Воинское звание: старший лейтенант.
.
Награждён орденом Знак Почёта (15.09.1943), орденом Отечественной войны II степени (06.11.1985), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945) и другими.
.
 Фотография из орденской книжки
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы Иванов Александр Полянскович
Помощь в дополнении страницы информацией оказала Зданович Евгения Михайловна
Карта сайта Написать Администратору