Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Сидоров Василий Григорьевич

Выпускник 1940 года
.
 
.
Сидоров Василий Григорьевич родился 13 июня 1919 года в г. Ярославле Ярославской губернии РСФСР (ныне Ярославской области РФ). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — рабочий из рабочих.
Член ВЛКСМ с 1937 года. Профессия — слесарь. Холост.
Окончил 7 классов школы в с. Ильинское.
.
В рядах Красной Армии с декабря 1938 года, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1939.
.
.
31.03.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную школу лётчиков имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 9-го истребительного авиационного полка ВВС Забайкальского ВО в г. Чита (приказ НКО СССР № 01315).
14.05.1940 назначен младшим лётчиком истребительной эскадрильи 4-го дбап Забайкальского ВО.
17.03.1941 назначен младшим лётчиком 64-го штурмового авиационного полка ВВС Забайкальского ВО.
В дальнейшем служил в составе 235 шап ВВС Ленинградского ВО. Сведений о назначении на должности не найдено.
На 28.06.1941 — пилот 235 шап ВВС Ленинградского ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 21.07.1941 в составе 235-го шап 5 сад ВВС Северного фронта (с 23.08.1941 - Ленинградского фронта) на подступах к Ленинграду.
.
 (В.Д. Едкин на данной фотографии обрезан)
.
Летал на самолётах И-153.
.
 И-153
.
22 сентября 1941 года пилот 235 шап младший лейтенант Сидоров Василий Григорьевич на самолёте И-153 не вернулся с боевого задания из района Липки, пропал без вести. В этот же день не вернулся с боевого задания ещё один лётчик полка - Зотов Николай Никитович, также выпускник Борисоглебской ВШЛ.
Исключён из списков Красной Армии как пропавший без вести приказом ГУФУ войск КА № 0158/пр. от 09.05.1942.
.
.
Представлен к награждению орденом Красного Знамени, но не был награждён по причине того, что числился пропавшим без вести.
Увековечен в печатной Книге Памяти Ярославской области том VII.
.
Отец Сидоров Григорий Петрович и мать Сидорова Ольга Васильевна 1896 г.р. проживали в г. Москве по адресу ул. 4-я Мещанская д. 3 кв. 8.
Сестра Карташова Зинаида Григорьевна проживала в г. Москве по адресу ул. Штурвальная д. 3 корп. 2 кв. 251.
***
.
Информация от Куксенко Сергея Сергеевича, командира ПО Высота, г. Кириши Ленинградской области
.
24.01.2021 в болоте в районе урочища Малиновка нашим поисковым отрядом было обнаружено место падения самолёта И-153 № 7287. Из обломков извлечено тело пилота с хорошо сохранившимися документами на имя Сидорова Василия Григорьевича 1919 года рождения, пропуск на аэродром и комсомольский билет № 7480739.
.
.
Проверка по ОБД показала, что данный пилот 235 шап не вернулся с боевого задания 22.09.1941.
Представлен к награждению орденом Боевого Красного Знамени, но исключён из списков как не вернувшийся с боевого задания.
.
Найдены родственники, в том числе младшая сестра. Искали они Василия очень долго, в архиве есть копии запросов в ЦАМО.
.
06.05.2021 с торжественными церемониями и в присутствии родных похоронен на братском мемориале урочища Липовик-Дубовик Киришского района.
.
Вкратце об отряде.
.
.
Командир отряда Куксенко С.С. Костяк отряда - киришские поисковики с более чем тридцатилетним опытом работы как на территории РФ (Смоленская, Псковская, Новгородская, Ленинградская, так и на Украине (Донецкая, Кирововоградская области). Найдено и опознано очень большое количество наших солдат. До прошлого года обособленной группой формально числились в одном из местных отрядов, но по сложившимся обстоятельствам было принято решение полностью отделиться.
Специально по авиации мы не работаем, но за годы поиска нами также обнаружены многочисленные места падений самолётов как с экипажами, так и без. Отрабатывается любая информация, которая может привести к возвращению имён погибших, будь то пехота, танкисты или лётчики.
.
     Что касается данного конкретного случая. Изучая немецкую АФС нашего района, мною обнаружена подозрительное место, при выезде на местность для проверки сразу стало понятно, что в этом месте падение самолёта.
Как обычно в таких случаях, мы стараемся найти что-то номерное, позволяющие идентифицировать машину и судьбу экипажа, чтобы понимать, есть ли смысл работы на воронке, так как работы в болоте достаточно трудоёмкие и длительные, и извлечение обломков самолёта, в котором не предполагается найти останки экипажа - подчас просто бессмысленная трата полезного для другого поиска времени. Здесь всё вышло настолько интересно и быстро, что такую удачу никто не ожидал.
     В процессе извлечения из воронки специальными приспособлениями деталей самолёта, буквально через полчаса зацепилась стропа парашюта в месте пришива к куполу. Насколько могли, вытянули руками практически до строп управления, дальше всё встало. Зацепили лебёдкой и через минуту на поверхности показалось практически полностью тело пилота в комбинезоне и гимнастёрке с петлицами младшего лейтенанта и документами в карманах (комсомольский билет, пропуск на аэродром, удостоверение личности офицера, а также карточки питания Краточки, кстати, использованы до 20.09.1941 включительно, потому можно предположить, что верная дата гибели лётчика не 22 сентября, а 21-е...
     Судя по сильно обгоревшим ногам (практически до колен) и некоторым другим элементам, лётчик находился в падающем самолёте или уже мёртвым, или как минимум без сознания или уже мёртвым. Также на теле отсутствовала левая рука. Её мы обнаружили позднее, в процессе раскопок самого самолёта с самого края воронки буквально в срезе входа самолёта в болото: её оторвало в момент вхождения в грунт. Нам повезло сразу зацепить пилота потому, что болото в данном месте не очень глубокое и самолёт вошёл в болото вверх шасси, так что пилот оказался в подвешенном состоянии вниз головой, а парашют оказался сверху. До него  мы и смогли дотянуться крючком (глубина около 3-х метров). Опять же, в данном положении доступ к телу не был закрыт бронеспинкой и другими элементами конструкции.
     Далее в течение февраля было сделано ещё 5 выездов. Работы проводились при 20 градусном морозе, вымораживали края воронки, чтобы остановить постоянно поступающую из болота воду. В конце концов остатки самолёта были полностью извлечены. На люках, закрывающих шасси, хорошо были видны пулевые пробоины...
.
     Одновременно проводился поиск родственников. Большую роль сыграло обстоятельство, что кто-то из неравнодушных архивных работников подписал прямо на учётке адрес с последнего запроса старшей сестрой о судьбе пилота. За послевоенные годы семья сменила много регионов и часть осела в Москве, а часть в Красноярске. Уже вечером следующего дня у нас были все адреса и контакты. Очень жаль, что старшая сестра Зинаида, которая постоянно и писала эти запросы, не дожила всего нескольких лет до этого момента... Хорошо, что осталась младшая, Валентина, которая также пронесла память о брате через всю свою жизнь. Для неё известие об обнаружении места гибели брата было, конечно, шоком...
     Валентина Григорьевна смогла приехать из Красноярска, вместе с дочерью, чтобы вместе с нами отдать последние почести своему брату, которого они ждали каждый день на протяжении этих лет.
     Родственники привезли с собой около 10 фотографий Василия Григорьевича. Также его фото есть в группе лётчиков 158 иап в хорошей книге Новикова А.А. "В небе Ленинграда " на стр. 77 (только месторасположение пилотов напутано).
.
.
     Весной 2022 года на могиле Сидорова Василия Григорьевича, где сейчас стоит крест, будет установлен памятник, на котором также будет вырезан орден Боевого Красного Знамени, который он по праву заслужил.
.
Источники:
Информацию предоставил командир поискового отряда "Высота" Куксенко Сергей Сергеевич
Дополнительные источники:
Портал "Память народа"
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору