Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Санин Тимофей Никитович

Выпускник 1939 года
.
.
Информацию для персональной страницы собрал Зуев Андрей Геннадьевич.
Помощь в написании биографии оказал Харин Василий Валерьевич (автор сайта "Авиаторы второй мировой")
.
Лейтенант Санин Тимофей Никитович (Зуев А.: В различных документах отчество Санина записано по-разному: Никитович, Николаевич, Никитич. Я думаю, что верно всё-таки НИКИТОВИЧ) родился в 1917 году в селе Никольскоое Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии Российской империи. По национальности русский. Социальное положение и происхождение - служащий из крестьян.
В 1935 году окончил 7 классов.
Член ВЛКСМ.
.
В Красной Армии с 1938 года. 15.01.1939 поступил в Борисоглебскую ВШЛ им. В.П. Чкалова, которую окончил в этом же году. Выпущен в звании младшего лейтенанта.
После выпуска оставлен в ВШЛ инструктором.
С 23.05.1940 - лётчик-инструктор Стрыйской ВШЛ.
С 06.01.1941 - лётчик-инструктор Фастовской ВШЛ.
Прохождение службы:
.
.
Участник Великой Отечественной войны.
С ноября 1941 года по 7 декабря 1941 года - командир звена 248 иап.
.
А. Зуев: "...В своих мемуарах маршал авиации Красовский С.А. пишет, что из-за недостатка летного состава, для обеспечения боевых действий 56-й армии, нередко использовали на фронте инструкторский состав лётных школ и училищ. Поэтому, наверное, Санин в приказе ГУК ВС указан как лётчик-инструктор Фастовской военной авиационной школы: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_prikaz74912947/
А может быть, что кадровики в УПК и других документах не сделали своевременно соответствующие записи. Я не уточнял в архиве – стоял ли Санин на штате или был прикомандирован к 74 сад (в архивных документах она же указана как «истребительная авиадивизия «Кубань» или «авиагруппа полковника Гиля»), но в Книге «Учета безвозвратных потерь» 74 сад (ЦАМО, фонд 20138, опись 2, дело 5, л. 4 об.) под № 15 Санин записан как лейтенант, командир звена 248 иап.
74-ю сад в то время обеспечивал 708 бао, там же на финансовом довольствии стоял и 248 иап. И вот здесь уже оператор на Памяти народа допустил ошибку, записав Санина в 36 иап: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie50569033/ …)
.
Защищал ростовское небо: прикрывал свои войска на поле боя, сопровождал бомбардировщиков, вылетал на перехват самолетов противника и штурмовку его войск.
Только в ноябре выполнил 16 боевых вылетов, выполняя иногда иногда по 3-5 вылетов в день. За короткое время пребывания на фронте к 7 декабря 1941 года выполнил более 23 боевых вылета на штурмовку мотомехчастей и живой силы противника, в составе группы уничтожил до 46 танков и свыше 600 солдат и офицеров, в воздушном бою поджёг «Ю-88». Был представлен к награде командованием полка в ноябре 1941 года. Второй самолёт Санин Т.Н. сбил 7 декабря в бою, из которого он не вернулся.
.
Командир звена 248 иап 74 сад младший лейтенант Санин Тимофей Никитович погиб 07.12.1941 на самолёте И-16 в воздушном бою, св котором сбил «Ме-109».
Из Журнала боевых действий 74 сад:
«…7.12.41 г. во время патрулирования над районом действия наших войск, группа наших истребителей была атакована немецкими Ме-109...
.
.
Приказом ВС Южного фронта №: 100/н от 12.02.1942 лейтенант Санин Т.Н. награжден орденом Красного Знамени. Наградной лист подписан командующим 56 армии за день до гибели Санина – 06.12.1941.
.
В книге учета боевых потерь 74 смешанной авиадивизии местом захоронения указано: ст. Чалтырь Ростовской области.
Фамилия Санина Т.Н. высечена на мемориальной доске на обелиске погибшим лётчикам 248 авиационного истребительного полка, установленного в г. Азов по улице Московской. В настоящее время на братских могилах Ростовской области не увековечен.
***
.
ПОХОРОНЕННЫЙ В ОБЛАКАХ
Оригинал взят у mius_front в ПОХОРОНЕННЫЙ В ОБЛАКАХ
.
В наши дни мы стали редко поднимать голову вверх и смотреть на небо. Разве что в ожидании дождя, услышав раскатистый бас грома. А когда ливень хлынет безостановочно, станем вглядываться в серую дымку облаков в надежде поскорее увидеть солнце.
В войну было иначе. С началом бомбардировок Ростова в последних числах июля 41-го люди стали чаще смотреть на небо. С тревогой и в напряженном ожидании. Прислушиваясь к каждому звуку. Присматриваясь из-под прижатой ко лбу ладони, ждали ростовчане беды оттуда, сверху - из облаков. Небо, наполненное звуками сирен ПВО, выстрелами зенитных установок, гулом моторов тяжёлых бомбардировщиков, перестало быть мирным. Жители копали укрытия, осваивали подвалы, проводили бессонные ночи в бомбоубежищах - облака, в одночасье налившиеся свинцом, стали вдруг смертельно опасными.
.
Воздушная тревога в городе
С началом боев у оборонительных рубежей Ростова, те горожане, кто был чуть посмелее, видели в пасмурном  сером небе яростные отчаянные воздушные схватки. В смертельных поединках сходились защитного цвета  самолеты РККА и  грязного мышиного цвета машины Люфтваффе. Выполняя какие-то немыслимые фигуры высшего пилотажа, совершая безумные скоростные маневры, огненными факелами врезались в землю и русские, и немцы.  Первый фашист ХЕ-111 упал в густых клубах чёрного дыма на берегу реки Дон в районе Нижнегниловской еще в начале октября 41-го. Экипаж сбитого бомбардировщика запуганных, грязных немцев провели через весь город под свист и смех ростовских пацанов. После этого враг практически ежедневно терял свои машины над Азовским морем, Доном, Миусом.  На страже неба стояли пилоты Красной Армии,  многие из которых успели получить боевой опыт в боях за Украину. Но техническое, да и численное превосходство  Люфтваффе неумолимо сказывалось на результатах многих небесных баталий. Теряла наша армия лучших лётчиков. Навсегда уходили они в небесную синеву Донского неба. Сгорел в последний день октября 41-го  на своём И-16  подполковник  Леонид Гончаров, командир 131-го  истребительного полка. В снежный 20-ый день ноября у северных окраин Ростова летающий батальонный  комиссар  Соболев  повторил подвиг лётчика Гастелло, направив свой пылающий бомбёр в колонну немецких танков и грузовиков. И до сих пор остатки крылатых машин, защитников Донского неба скрывает полынью Ростовская степь. Много стальных краснозвёздных птиц  покоятся на дне Таганрогского залива или затянуты густым илом в Донских плавнях.
.
Сбитый И-16
Полчаса езды от Ростова к старому заросшему травой шляху. Именно по этой дороге  немцы рвались тогда осенью 41-го к Донской столице.  А сейчас в тех, политых кровью местах, среди бескрайних полей и солнечных лугов,  казалось, заблудилось время.   Куда не кинь взгляд  видны заплывшие окопы, блиндажи, воронки, наполненные дождевой водой. Мы, ростовские поисковики,  приехали к местному дедушке, пасечнику Михалычу. Он хочет показать нам где упал,  судя по его словам “ совсем маленький русский ястребок”. И тот роковой для нашего лётчика бой  -  бой с четырьмя немецкими истребителями -  Михалыч видел сам лично. Ему тогда исполнилось семь.
Металлоискатель запищал сразу. Место, где встретился с землёй самолёт, всегда усеяно оплавленными металлическими деталями. Машина, разбиваясь о землю, входя вглубь почвы мотором и кабиной,  разбрасывает себя  в радиусе сотен метров.  Алюминий, куски обшивки, гильзы, провода, топливные шланги - всё это перемешано с землёй.
.
.
В самом центре падения.том месте, куда воткнулся движок с фонарём, находится как правило большая воронка. Такая,  как от попадания  авиабомбы.  В этом месте живёт история крылатой машины. Там её сердце. Номера самолёта выбиты на двигателе на номерных деталях. По этим номерам устанавливают судьбу  экипажа, фамилию последнего пилота. В кабине зачастую находится  и сам лётчик, точнее, то немногое, что от него остаётся.
.
На  месте раскопок И-16
"Наш самолётик был один", - начал свой рассказ пасечник, когда мы,  собравшись у края обнаруженной воронки, изучали найденные детали -  "может он на разведке был, а может ещё что, но только на него сразу  четыре немца выскочили.  Русский и не думал отступить, сразу с этой четвёркой и схватился. Один фашист к нему на хвост сел  и давай стрелять. Да только наш истребитель резко сбросил скорость и так, что немец на всём  ходу его обогнал. И получилось, что русский уже сам оказался на хвосте у этого фашиста, и ну его из пулемёта поливать . Немец сразу задымил, пошёл на снижение. Но тут и нашему досталось. Со всех  сторон понеслись в ястребок пули. Он резко пошёл к земле,  вспыхнув ярким огнём. Из кабины никто не выпрыгнул. Так и вошёл в землю вместе с летчиком. А немец рядом совсем упал. Где-то тут тоже должен лежать" – закончил рассказ Михалыч.  Тогда мы без особого доверия отнеслись к его рассказу. Тем более, что частей немецкой машины рядом найдено не было. Но то, что было обнаружено в воронке на месте падения истребителя РККА, полностью подтвердило правдивость воспоминаний старого пасечника.
.
Воздушный бой
По частям самолёта получалось, что здесь погиб наш И-16. Знаменитый ишачок, ставший, как и испытавший его Валерий Чкалов,  символом советской авиации. Безнадёжно устаревший к началу Великой Отечественной истребитель 16-й серии "жил" в среднем 2-3  боевых вылета. Сделанный из сосны, берёзового шпона, покрытый перкалью, самолёт бесстрашно сражался с немецкими мессерами. Он уступал немцам технически, был менее скоростным, не таким прочным, слабовооружённым. Но наши лётчики защищали Родину, многие из них уже успели увидеть результаты фашистских  бомбардировок. Разрушенные дома простых людей, убитых, изувеченных осколками авиабомб женщин, детей. За счёт отчаянных маневров, лихого, на грани с невероятным, пилотирования пилоты РККА сбивали немецкие машины.
.
Несколько дней деталь за деталью, осколок за осколком доставали мы из земли легендарного "ишачка". Разбитые лопасти винта, погнутые пулеметы ШКАС, сгоревший движок, фрагменты приборной доски и штурвала. По всему получалось, что самолёт был сделан на 458-м заводе в Ростове-на-Дону. Цеха завода в Донской столице собрали и выпустили на защиту мирного неба более 350-ти истребителей Н-16. Найденный нами самолёт принадлежал 76-й сводной свиадивизии. Летал на нём замечательный пилот  мл. лейтенант Тимофей Никитович Санин, командир звена 446-го истребительного полка. Лётчик, прославившийся своей смелостью в боях за Донское небо. Не раз Тимофей выходил победителем из схваток с мессерами, считаясь в полку мастером скоростных горизонтальных маневров. Накануне своего последнего вылета лейтенант Санин с товарищами видели на ж.д. станции  Батайск расстрелянный фашистскими самолётами  санитарный эшелон с нашими раненными. На крышах вагонов были красные кресты... Многие вагоны сгорели вместе с бойцами, которые не могли выбраться  из огня.
.
Пилоты на Ростовском аэродроме
7 декабря 1941-го, когда Красная Армия погнала врага от Ростова,  отправился Тимофей Санин в свой последний полёт. Он один бросил вызов  четвёрке  Ме-109-м. Две двойки мессеров прикрывали бомбёры, летевшие атаковать Ростов. Наши истребители пошли на перехват бомбардировщиков, не заметив  самолёты прикрытия из-за большой облачности. Лишь лейтенант Санин  увидел тени четырёх фашистов и не раздумывая пошёл на них.  Он, наверняка, понимал, что живым из этого боя не выйдет. Бой продолжался несколько минут. Санину удалось сбить один Ме 109-й. Ещё один фашист задымил и стал уходить со снижением за  линию фронта. Но двое других  загнали самолёт Санина и, лишив его маневра, подожгли.  Наши самолёты слишком поздно бросились на выручку  своему товарищу...
За этот подвиг и победы в небе Ростова  комиссар 76-й авиадивизии  Черноусов  представил мл. лейтенанта Санина Тимофея Никитовича  к званию Героя Советского Союза (посмертно).  Но по непонятным причинам  отважный лётчик звезду так и не получил. Возможно,  сказалось  непролетарское происхождение Тимофея. Говорили, что его отец был священником.
И самое необычное то, что самого лётчика среди обломков самолёта мы так и не нашли. Остался навсегда среди синевы бескрайнего густого Донского неба. Смотрит на нас голубыми глазами, улыбается сверху.
А сбитый им немецкий самолёт до сих пор там, где-то в заросшем кустарником глубоком овраге.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Страница создана с помощью Зуева Андрея Геннадьевича и Харина Василия Валерьевича
От Администратора сайта. Точная дата рождения Санина Т.Н. нам пока не известна. Помнем выпускника в день его гибели - 7 декабря.
Карта сайта Написать Администратору