Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Гуров Михаил Дмитриевич

Выпускник 1930 года
Лётчик-испытатель III класса (1948)
(1909 - 1949)
.
Гуров Михаил Дмитриевич родился 9 (22) декабря 1909 года в селе Псарёво Михневского (ныне Ступинского) района Московской области в семье крестьянина.
В 1928 окончил семилетнюю школу в Москве.
В армии с июля 1928 года.
В 1929 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 – Борисоглебскую ВАШЛ.
Служил в строевых частях ВВС (бомбардировочная авиация).
В 1931 окончил курсы по вооружению при Оренбургской ВАШЛ.
В 1934 году его перевели в Ржев командиром авиационного отряда, где он освоил тяжелый бомбардировщик ТБ-1 и два «разведчика» — Р-5, Р-6. С полетами укреплялись навыки, росло мастерство пилотирования летательных аппаратов различных видов.
В 1937 году ему предложили испытывать военную технику в НИИ ВВС РККА (первый советский авиационный испытательный институт, ныне Государственный летно-испытательный центр). Сначала это были аэростаты заграждения, которые разрушали налетевший на них самолет. Здесь Гуров проявил себя не только как испытатель, но и как изобретатель. Он разработал параван — устройство для перерубания тросов аэростатов. Сам же и испытывал это устройство.
В июне 1938 был уволен (за связь с врагами народа). Писал И.В.Сталину и К.Е.Ворошилову. В сентябре 1938 восстановлен в РККА по личному распоряжению наркома обороны.
С января 1948 – лётчик-испытатель ОКБ Н.И. Камова. Один из основателей ОКБ, близкий друг Николая Ильича. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ка-8 (12.10.1947), Ка-10 (30.08.1948), Як-100 (5.02.1949).
В 1948 г. Гуров впервые продемонстрировал Ка-8 на авиационном празднике в Тушине. Взлетно-посадочной площадкой была платформа грузовика.
Никто из зрителей не обратил внимания, что, когда Ка-8 приблизился к платформе и Гуров сбросил газ, двигатель стал глохнуть. Летчик, прошедший войну, сбивший несколько фашистских самолетов и носивший в себе 42 вражеских осколка, стал "молить бога", на глазах выступили слезы. Весь слившись с машиной, испытатель блестяще посадил вертолет.
Погиб М.Д. Гуров 8 октября 1949 года при выполнении испытательного полёта на вертолёте Ка-10.
  Легкий многоцелевой вертолёт Ка-10 
Он выполнял на Ка-10 № 2 один из последних пунктов программы летных испытаний - полет на продолжительность. Летал он на высоте 200 м над аэродромом «Измайлово». По-видимому, чтобы снизить расход топлива, полет производился на пониженных оборотах. А даже при номинальных оборотах винтов окружная скорость концов лопастей была 118,5 м/сек. При уменьшении оборотов на 5 % на отступающих лопастях происходил срыв потока. Вероятно, именно в такой срыв потока с лопастей и попал летчик в этом полете. Вертолет скабрировал, но Гуров перевел его в планирование. Потом машина скабрировала еще раз, лопасти сложились и она упала. Гуров умер по дороге в больницу. Погиб один из основателей ОКБ Камова, близкий друг Николая Ильича Камова, отважный человек.
Постепенно выстроилась цепочка загадочных летных происшествий, и вопрос о срыве потока с лопастей несущего винта все более стал приобретать характер не теоретического рассуждения, а жестокой реальности…
Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Даниловском кладбище.
Награждён орденом Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.
.
Источники:
* «Ка-10 – корабельный вертолет связи и наблюдения» / В. Баршевский, Самолеты мира № 4/1996 /
* «Конструктор вертолетов» / Л. Кузьмина, М., «Молодая гвардия», 1988 /
* Биография, составленная А. А. Симоновым
***
.
Первый лётчик-испытатель
В НИИ ВВС Михаилу Дмитриевичу пришлось иметь дело с разнообразной техникой. Это и скоростной бомбардировщик СБ, и тяжелые бомбардировщики ТБ-2, ТБ-3, дальний бомбардировщик ДБ-3. Довелось ему летать и на импортной технике — германских самолетах «Фокке-Вульф», «Физперштарх» и английских «Майлс Хоук» и «Бюккер». Выполнял он и рейсовые полеты на пассажирском самолете ПС-84, вел обучение курсантов на самолетах УТ-2, По-2 и других. В конце 1930-х годов Гуров участвовал в государственных испытаниях автожиров Н.И. Камова А-7 и А-7бис. Возможно, эти испытания предопределили дальнейший его приход в ОКБ Камова. На автожирах типа А-7 Камов хотел добиться аэродинамического качества аппарата, равного 5–7. Для этого он сделал крыло, которое могло на больших скоростях полета взять на себя значительную часть нагрузки. Летные испытания и исследования автожиров имели особое значение — в процессе их проведения уточнялась методика определения летных характеристик. Впервые были достигнуты рекордные значения максимальной скорости полета на винтокрылых летательных аппаратах, массы максимально поднятого груза, максимальной высоты и дальности. К сожалению, как пишет Н.И.Камов, «...все эти фактические рекорды не были оформлены должным образом — в те времена нам не было дано соответствующего разрешения».
В первые же дни Великой Отечественной войны Михаил Дмитриевич Гуров оказался в действующей армии, участвовал в боях в качестве командира штурмового звена. Трижды награждался орденом Красной Звезды, а также медалями. По окончании войны вернулся к испытаниям авиационной техники, выполнял инспекторские полеты. До прихода к Камову летал на самолетах 37 типов.
В 1947 году Гуров сначала летал «на общественных началах», а в 1948 году был зачислен в штат.
Появление в группе Камова Гурова – опытного военного летчика в чине подполковника было как нельзя кстати. Одной из проблем, с которой Гурову сразу пришлось столкнуться, была сильная тряска вертолета, возникающая при раскручивании несущих винтов. Николай Ильич добивался уменьшения вибраций переделкой и доработкой конструкции. Михаил Дмитриевич не оставался в стороне, он вникал в работу отдельных систем, механизмов, доводил машину вместе с конструкторами, как и все, переживал неудачи. Вибрации удалось укротить.
12 октября 1947 года Гуров совершил нормальный подъем вертолета Ка-8 в воздух, а через месяц выполнил на нем первый свободный полет по кругу.
Гуров не только испытывал машину, он проверял в воздухе идеи конструкторов. Испы-тания продолжались. Перед летчиком стави-лись вс? более сложные задачи, вплоть до посадки на движущуюся платформу. Шло на-копление опыта полетов на соосном вертолете. В результате посадка на платформу была отработана.
Летом 1948 года Гурову поручили летать по программе подготовки к воздушному параду в День Воздушного Флота. На параде Гуров выполнил взлет с платформы грузовика и полет по кругу. За мастерство испытатель был награжден очередным орденом Красной Звезды. Вертолетом заинтересовался Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов, и Н. И. Камова в результате назначили главным конструктором вновь созданного опытно-конструкторского бюро, которым он потом и руководил до конца своей жизни.
Следующей машиной, которую испытывал у Камова Михаил Дмитриевич, стал вертолет Ка-10. На новом вертолете был установлен специально спроектированный авиационный четырехцилиндровый двигатель. Вертолет, заказанный Военно-Морским Флотом, должен был взлетать и садиться на качающиеся палубы ограниченных размеров.
30 августа 1949 года, аэродром в Измайлово, вертолет Ка-10 на взлетной площадке. Гуров плавно набирает высоту, красиво проходит круг над аэродромом и совершает первую посадку нового вертолета.
Один за другим успешно выполнялись пункты программы летных испытаний. Часы, наработанные на привязи на земле, и испытательные полеты доказывали, что вертолет Ка-10 удовлетворяет требованиям заказчика, маневрен, компактен, может базироваться на кораблях. Михаил Дмитриевич начал разработку Инструкций по летной эксплуатации соосных вертолетов.
Испытания вертолета Ка-10 фактически подходили к концу. Позади остались десятки полетов на определение летных характеристик, расхода топлива на различных режимах, на определение работоспособности приборов и систем. 8 октября 1949 года Гуров выполнял на вертолете Ка-10 один из последних пунктов испытательной программы — полет на продолжительность. Машина упала, по одной из предполагаемых версий, из-за попадания лопастей в срывной режим. Михаил Дмитриевич умер по дороге в больницу.
После катастрофы М.Л. Миль заявил, что «соосные вертолеты вообще не могут авторотировать», и это произвело очень большое впечатление, особенно на руководство Минавиапрома.
Карта сайта Написать Администратору