Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Зюзин Илья Павлович

Выпускник 1940 года
.
 
.
Зюзин Илья Павлович родился 2 августа 1917 года на ст. Голицино Перхушковской волости Звенигородского уезда Московской губернии (ныне Одинцовского городского округа Московской области). По национальности русский.
Член ВКП(б) с 1942 года.
.
В рядах Красной Армии с 17.12.1938, призван Голицинским РВК Московской области, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1939.
.
.
Обучался во 24-й лётной группе инструктора лейтенанта Александрова П.И. 2-й эскадрильи капитана Боровского Г.С.
08.08.1940 с отличием окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант (приказ НКО СССР № 03691).
Служил в 35 иап Закавказского ВО, а с июля 1942 — в составе 926 иап ПВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 21.07.1942 по 05.09.1942 в составе 926 иап ПВО 102 иад ПВО Сталинградского района ПВО (Сталинградского фронта).
С 02.10.1943 воевал в составе 926 иап 106 иад ПВО Бологоевского дивизионного района ПВО.
На 16.10.1943 (по данным наградного листа) — старший лейтенант, командир эскадрильи 926 иап 106 иад  Бологоевского дивизионного района ПВО (в оперативном подчинении Северо-Западного фронта). Летал на самолётах И-15, И-153, И-16, Харрикейн, общий налёт — 686 часов, из них 15 ночью.
.
Из истории 926 иап
Полк начал формироваться 29 июня 1942 года на аэродроме Кобулети (г. Батуми) при 35-м истребительном авиационном полку ПВО и на его основе (в состав полка вошел 21 экипаж из 35-го иап и прибыло 3 экипажа из 591-го иап 36-й иад ПВО) на самолётах И-153 по штату 015/174 (шифротелеграммы Командующего ИА ПВО ТС № 1093/гш от 29.06.1942 и № 3456/ш от 08.07.1942).
11 июля завершено формирование полк. Полк получил наименование — 926-й истребительный авиационный полк с включением в состав 102-й истребительной авиадивизии ПВО Сталинградского района ПВО. 22 июля полк в составе 24 экипажей прибыл на Сталинградский фронт и приступил к боевой работе в составе 102-й истребительной авиадивизии ПВО Сталинградского района ПВО на самолётах И-153.
25 августа летно-технический состав без матчасти прибыл на аэродром Средняя Ахтуба. 5 сентября полк передал 12 летчиков и младших авиаспециалистов в полки 102-й истребительной авиадивизии ПВО и убыл на доукомплектование в Пензу. После пополнения перебазировался в Московский военный округ на аэродром Дубровицы (г. Подольск) для переучивания на английские истребители «Харрикейн».
9 октября 1942 года полк приступил к боевой работе в составе 106-й истребительной авиадивизии ПВО Бологоевского района ПВО на самолётах «Харрикейн». 29 июня 1943 года полк вместе с дивизией вошел в состав войск вновь образованного Западного фронта ПВО. В апреле 1944 года в связи с реорганизацией войск ПВО страны в составе 106-й истребительной авиадивизии ПВО включен во 2-й корпус ПВО Северного фронта ПВО (образован 29.03.1944 на базе Восточного и Западного фронтов ПВО).
В 1943-1944 годах полк в процессе боевой работы пополнялся самолётами Як-7б и Як-9Д. 19 мая 1944 года из 106-й истребительной авиадивизии ПВО передан в состав вновь формируемой 124-й истребительной авиадивизии ПВО 2-го корпуса ПВО с перебазированием с аэродрома Великие Луки на аэродром Малая Вишера.
С 21 мая 1944 года вместе с дивизией приступил к выполнению боевой задачи по обороне железнодорожных узлов и перегонов. Во взаимодействии со средствами ПВО 16-й Отдельной бригады, 2-го корпуса ПВО, 3-го Прибалтийского фронта и другими полками дивизии оборонял от налетов авиации противника железнодорожные узлы Чудово, Окуловка, Угловка, Бологое, Валдай, железнодорожные участки Бологое-Чудово, Бологое-Бежецк, Бологое-Лихославль, Бологое-Осташков, мосты через реки Волхов и Мста. 25 октября перебазировался на аэродром Поддубье.
В 1945 году полк вместе с другими полками дивизии во взаимодействии со средствами ПВО 79-й дивизии ПВО приступил к выполнению боевой задачи по обороне железнодорожных узлов Резекне, Полоцк, Невель, Ново-Сокольники, Великие Луки, Псков, железнодорожных перегонов и мостов через реки Западная Двина у Полоцка и Великая у Пскова.
17 марта 1945 года полк переименован в 416-й истребительный авиационный полк (директива ГШ КА № орг/9/81815 от 03.02.1945). День Победы 9 мая 1945 года полк встретил на аэродроме Поддубье.
14.02.1946 года полк расформирован.
.
После окончания войны продолжал служить в частях ВВС.
.
.
17.07.1946 капитан Зюзин Илья Павлович уволен в запас.
.
.
Умер в 2001 году.
.
Награждён орденом Красного Знамени (07.02.1944), орденом Отечественной войны I степени (06.04.1985), медалями «За оборону Сталинграда» (22.12.1942), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Помощь в создании страницы оказал Пширков Сергей Юлианович
Карта сайта Написать Администратору