Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Юмашев Андрей Борисович

Выпускник 1924 года
Герой Советского Союза Дата указа: 01.09.1937
Генерал-майор авиации (1943)
Лётчик-испытатель I класса (1940)
 
31.03.1902 - 20.05.1988
.
Родился 18 (31) марта 1902 года в Санкт-Петербурге в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Учился в гимназии, реальном училище, художественной школе.
В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию. Был артиллеристом, командиром взвода. Воевал на Южном фронте против армии генерала П.Н. Врангеля и против повстанцев Н. Махно на Украине. В 1921 году окончил 7-е Севастопольские артиллерийские курсы, служил в артиллерии Харьковского военного округа, в конце 1922 года перешёл в ВВС.

В 1923 году окончил Егорьевскую теоретическую школу лётчиков, в 1924 году - 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков, в том же 1924 - Серпуховскую школу воздушного боя. Во время обучения увлёкся планеризмом, построил планёр собственной конструкции, на котором в 1925 году на соревнованиях в Коктебеле завоевал одно из призовых мест и установил ряд рекордов.

С 1926 года - инструктор воздушного боя в Серпуховской авиашколе. С 1927 года работал лётчиком-испытателем в НИИ ВВС, затем был там же командиром звена, отряда, эскадрильи. Одним из первых освоил полёты на большой высоте. В 1936 году установил 4 мировых рекорда высоты полёта с грузом. С 1936 года - военный представитель в ЦАГИ.

12 июня 1937 года в 3.23 экипаж в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина стартовал на АНТ-25 с подмосковного аэродрома и взял курс на север. Первым за штурвал сел командир экипажа Громов. Затем его сменил второй пилот Юмашев. Вскоре погода испортилась и лететь пришлось вслепую. При подходе к острову Колгуеву, где находился спортивный комиссар FAI, пришлось снизиться до 400 метров, чтобы выйти из облаков.

Штурман Данилин сбросил вымпел и самолёт продолжил свой путь. Менее чем через сутки полёта был пройден Северный полюс. Пройдя над территорией Канады, Юмашев взял курс на Тихий океан. Данилин наладил связь с Сан-Франциско, Лос-Анжелесом и другими городами. Для ориентира американские радиостанции начали передавать русские мелодии. Но вскоре погода снова испортилась: побережье окутал туман.

Тогда экипаж принял решение лететь дальше на юг - до Мексики. Но с земли поступила команда садиться в США. Начали искать подходящую площадку. Вскоре в 3 км от города Сан-Джасинто лётчики обнаружили поле, на котором паслось стадо коров. Громов взял управление на себя и с первого захода совершил посадку. Пробыв в воздухе 82 ч. 17 мин. самолёт преодолел 10148 км. Это достижение было зарегистрировано FAI как новый мировой рекорд.

После перелёта экипаж совершил трёхнедельное турне по американским городам, проведя множество официальных и неофициальных встреч с американцами. В Вашингтоне состоялась встреча с президентом Рузвельтом. Мэр Лос-Анжелеса объявил Громова, Данилина и Юмашева почётными гражданами города. О перелёте писали все газеты мира (кроме немецких: Геббельс запретил даже упоминать о перелёте), оценивая перелёт как важное достижение советской авиации.

За этот перелёт Юмашеву Андрею Борисовичу 1 сентября 1937 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия в 1939 году ему вручена медаль "Золотая Звезда" № 54.

В 1937 году отважный лётчик избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937-1946). С 1938 года - лётчик-испытатель, затем заместитель начальника лётно-технической группы Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.
Участник советско-финской войны 1939-1940 годов, командовал экипажем бомбардировщика ДБ-1 в 85-м бомбардировочном авиационном полку особого назначения, совершил 6 боевых вылетов.
Лётчик-испытатель I класса (1940). В 1940-1941 годах был лётчиком-испытателем в НИИ ВВС, ЦАГИ и ЛИИ, заместителем начальника ЛИИ.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года: командир 2-й истребительной авиационной эскадрильи в ПВО Москвы. С августа 1941 года - в правительственной командировке в США по вопросам закупки авиационной техники. С января 1942 года вновь на фронте - командир 237-го истребительного авиационного полка в ВВС Калининского фронта. С февраля 1942 года - заместитель командующего ВВС Калининского фронта. С мая 1942 - заместитель командующего 3-й воздушной армией на том же фронте. С сентября 1942 - заместитель командующего войсками Западного фронта по ВВС.

В феврале 1943 года назначен командиром 2-го истребительного авиакорпуса на Юго-Западном фронте. Участвовал в Ворошиловградской наступательной и Харьковской оборонительной (1943) операциях. С июля 1943 года - командующий истребительной авиацией Восточного фронта ПВО, с апреля 1944 года - на той же должности на Южном фронте ПВО. С февраля 1945 года был начальником Управления истребительной авиации, затем - Управления боевой подготовки фронтовой авиации Главного управления боевой подготовки ВВС.

В 1946 году по состоянию здоровья ушёл в отставку. Жил в Алупке (Крым), занимался художественным творчеством. В 1946 году принят в Союз художников СССР. Вместе с художником Фальком совершил ряд поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, портреты людей Востока. Организовал четыре персональные выставки своих работ (пятая состоялась уже после его смерти в США в музее города Сан-Джасинто и была посвящена 50-летию перелёта экипажа Громова).

Скончался 20 мая 1988 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.


Генерал-майор авиации (17.03.1943).
Награждён двумя орденами Ленина (1.09.1937, 21.02.1945), пятью орденами Красного Знамени (21.03.1940, 29.03.1944, 3.11.1944, 18.08.1945, 30.08.1945), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (17.08.1933), медалями, в том числе медалью де Лаво (FAI).

Почётный гражданин городов Лос-Анжелес и Сан-Джасинто. Именем Героя названа улица в городе Славянск Донецкой области. В посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
.
***
Фотография из Музея Борисоглебского ВВАУЛ
Карта сайта Написать Администратору