Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Манохин Александр Николаевич

Выпускник 1940 года
Герой Советского Союза
.
Рассказ о Герое скопирован с сайта "Село Хоботец-Васильевское, Тамбовская область"
.
МАНОХИН Александр Николаевич родился 08.07.1920 года в селе Хоботец-Васильевское Пер­вомайского района Тамбов­ской области.
В родном селе прошло всё его детство. Их дом был напротив школы (ныне пустырь возле Тишкиных). После школы-семилетки он, как и многие односельчане, поехал работать в Москву, где устроился слесарем на авиационном за­воде. Завод нахо­дился в Тушино, недалеко от аэродрома. Почти каждый день он своими глазами мог видеть не просто полеты, а виртуозные росчерки в голу­бом небе пилотов-асов.

С 1937 года Александр учится в аэроклубе Ленин­градского района, а в декабре 1939 года становится курсан­том Борисоглебской военной школы летчиков имени Чкалова В.П. в Липецкой области.
Курсант в Борисоглебске - 02.04.1940 г. 
Ровно через год он уже летчик-истребитель в воинском звании лейтенанта. Военную школу окончил с хорошими и отлич­ными оценками.
С июля 1941 года он уже на фронте, в 15-м гвардейском штурмовом авиационном полку 277-й штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта.

На третий день Великой Отечественной войны гвардии лейте­нант Александр Манохин сно­ва учится, на этот раз овладе­вать техникой пилотирования грозной машиной - самоле­том-штурмовиком «Ил-2». Эту машину наши солдаты ласково называли «летающим танком», а немцы - «черной смертью». После переучивания в со­ставе 174-го штурмового авиаполка Александр Манохин прибыл на Западный фронт. Здесь полк вел бои в районе старинных русских го­родов Стародуба и Ельни.

С сентября 1941 года и до прорыва блокады Александр Манохин воевал на Ленинградском фронте, защищая небо Ленинграда.
Фашистам не удалось с ходу захватить город. Началась длительная изнурительная блокада с су­ши и с воздуха. Особенно тревожно было по ночам - все небо над городом страш­но гудело. Фашисты бомбили в определенном порядке. Вначале над Ленинградом по­являлись два-три самолета, сбрасывающие на город за­жигательные бомбы. Затем шли немецкие бомбардиров­щики, которые следовали че­рез определенные интерва­лы. И так на протяжении всей ночи.

На немецких аэродромах вокруг Ленинграда находи­лось большое количество самолетов и боеприпасов. Об этом доложила наша воздуш­ная разведка. Командование Ленинградского фронта при­няло решение нанести удар по вражеским аэродромам. Из лучших летчиков было со­здано несколько групп для выполнения этого задания. В одну из таких групп зачис­лили и Александра Манохина. К этому времени он был уже опытным летчиком. На аэродроме в Крестцах находилось около 50-60 само­летов «юнкерс». Налет наших штурмовиков был внезапным. Полностью было уничтожено 15 самолетов, 20-25 не подле­жали ремонту, 10-15 самоле­тов требовали ремонта.

30 октября 1941 года полку было приказано нанести бомбо-штурмовой удар по аэродрому «Сиверская». Группу, в которую входил и Александр Манохин, повел командир полка гвардии капитан С. Поляков. В результате было выведено из строя около 15 самолетов противника.

Приближался праздник Ве­ликой Октябрьской социалис­тической революции. Совет­ское командование узнало, что немцы готовят к праздни­ку 7 ноября мощный удар по Ленингра­ду. Командование Ленинград­ского фронта приняло реше­ние 6 ноября нанести упреждающий удар по немецким аэродромам. Александр Николаевич Манохин вспоминал: "Группа в составе Шали­мова, Смышляева, Емельяно­ва, Мыльникова, Панфилова и меня взлетела с одного из аэродромов, расположенного севернее Ленинграда, и взя­ла курс на «Сиверскую». При перелете линии фронта нас встретили яростным огнем зенитки противника, так про­должалось по всему маршру­ту до цели. Но мы все же про­рвались и нанесли удар по стоянке самолетов на север­ной границе аэродрома. В воздушном бою Анатолий Панфилов был сбит, осталь­ные вернулись на базу. Мне в этом полете пришлось очень трудно. Дело в том, что во время бомбометания я удачно попал в четыре самолета, и они взорвались на земле. А у меня бы­ла высота всего где-то 250-300 метров. Сильным взры­вом от этих фашистских самолетов меня подбросило на высоту до 600 метров, повре­дило стабилизатор, и машина стала трудно управляемой, ее тянуло все время вверх. Пришлось убрать обороты двига­теля, тогда самолет стал па­дать на лес. Я опять прибавил обороты. И вот так шел на волнах, вверх-вниз, в течение минут тридцати. Потом мне удалось добиться горизон­тального полета и благопо­лучно вернуться на свой аэ­родром. На «Сиверской» в этот день было уничтожено около 40 самолетов врага.

В тот же день 13 наших ис­требителей тремя группами штурмовали аэродром в Гат­чине (Красногвардейск) и вы­вели из строя 13 самолетов врага. Так советские летчики ответили на угрозу фашист­ского командования бомбить Ленинград в дни праздника Великого Октября».

Спустя несколько дней в полку отмечали новую победу Манохина. В группе «ильюшиных» он нанес сокрушительный удар по железнодорожной станции. В полк поступила телеграмма командующего армией, в ней говорилось, что на станции Мга сосредоточено несколько эшелонов с техникой, боеприпасами и горючим. Смертоносный груз необходимо срочно уничтожить. И вот уже один за другим с заснеженного аэродрома ушли 4 «ильюшиных». Появление советских самолётов в такую погоду явилось полной неожиданностью для врага. Гитлеровцы открыли по ним огонь только тогда, когда пара Шалимова уже успела обрушить прицельный удар по вражеским эшелонам. Вражеские зенитчики не заметили, как подошла вторая пара «ильюшиных». Манохин стремительно нанёс удар по вражеским батареям. Капитан Шалимов своей второй атакой также заставил замолчать батарею противника. Сбросив бомбовый груз, «ильюшины» ударили по эшелонам из пушек и пулемётов. Три длинные полосы, бросая вверх густые клубы дыма, огненной рекой растекались по станции. 20 декабря 1941 года однополчане поздравляли Александра Манохина с первой боевой наградой — орденом Красного Знамени.

Меткие удары Александра Манохина по врагу на этом не закончились. Сражения за Ельню и Стародубы, защита неба Ленинграда и прорыв блокады, штурм Кенигсберга (Калининграда) и Пиллау (Балтийск), разгром гитлеровцев на Земляндском полуострове - та­ков путь пилота, командира звена, командира эскадрильи, помощника командира полка по тактике и воздушному бою Александра Николаевича Ма­нохина.

Боевыми успехами отметил гвардеец Манохин начало нового, 1942 года. Однажды в группе Ил-2, которую возглавлял Фёдор Павлюченко, он вылетел в район Невской Дубровки для штурмовки войск противника. «Ильюшины» шли под прикрытием четвёрки «яков». Выйдя в район цели, они с ходу начали расстреливать живую силу и технику врага. Вскоре в воздухе появились вражеские истребители. При выходе из очередной атаки самолёт Манохина попал под обстрел пары «мессеров». Фашисты пытались зайти «ильюшину» в хвост, однако умелым манёвром Манохин ушёл от прицельного огня противника. Когда же один из гитлеровских лётчиков, потеряв высоту, оказался ниже его, Манохин поймал его в прицел. В тот же миг огненная струйка опоясала мотор фашистского истребителя. Объятый пламенем «мессершмитт» пошёл к земле.

За успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу Александр Манохин за короткое время был награждён двумя боевыми орденами. Вскоре коммунисты полка приняли отважного воина в свои ряды.

Шли дни. Росло боевое мастерство лётчика. В июле 1942 года Манохину доверили звено.

Он совершил 383 боевых вылета, из них 295 эффектив­ных, то есть окончившихся на­несением большого урона врагу. В его летной книжке имеются записи об уничтоженных лично 3-х самолетах противника, 8-ми - группой, самолетов на аэродроме - 29 и 91 соответственно, танков и самоходных орудий - 5 и 10, автомашин с войсками и раз­ными грузами - 179 и 242, железнодорожных эшелонов - 3 и 6, минометов и разных ору­дий - 108 и 126, складов с боеприпасами и горючим -25 и 33, дотов и дзотов - 7 и 49, речных переправ и мостов - 1 и 4, различных зданий с живой силой - 5 и 9, команд­ных пунктов врага - 1 и 3.

Очень внушительные цифры. Они дают ясное пред­ставление о том, что сделал для Победы во­енный летчик Александр Ма­нохин. К 22 годам гвардии лейтенант Манохин уже был награждён двумя орденами Красного Знамени!

Как-то группа Ил-2 во главе с Манохиным вылетела для штурмовки танковой колонны врага. Погодные условия были сложные. Вместо танковой колонны по шоссейной дороге двигались одиночные машины, а наспех замаскированные танки были на обочине. Лётчики пошли в атаку. От прицельного удара первой же пары вверх взметнулся столб огня и дыма. По 4 захода сделали «ильюшины», уничтожая технику и живую силу врага.

Слава о делах и подвигах Манохина была известна далеко за пределами полка. Летом 1943 года он принял эскадрилью.

15-й штурмо­вой авиационный полк, в ко­тором служил Александр Ма­нохин, был гвардейским и получил наи­менование «Невского», полк награжден орденами Красно­го Знамени, Суворова и Куту­зова III степени. Двадцать летчиков полка удостоены звания Героя Советского Союза, чет­веро отмечены дважды Золоты­ми Звездами.

В 1944 году в полк, где служил гвардии капитан Манохин, прибыл его брат Алексей. Первые дни он работал оружейником на машине командира эскадрильи, а затем, успешно сдав экзамен, стал летать в экипаже Александра Манохина стрелком-радистом.

В июле 1944 года, когда братья Манохины после успешной штурмовки вражеского аэродрома возвращались на свой аэродром, их самолёт был атакован парой «мессершмиттов». Вступив в бой, Алексей прицельной очередью из пулемёта сбил один фашистский самолёт.

Вскоре группа «илов», возглавляемая помощником командира полка по тактике и воздушному бою Манохиным, снова отличилась при штурмовке вражеской автоколонны. Свыше 30 машин уничтожили тогда советские лётчики. Смело и решительно действовали стрелки-радисты. Безотказно работал пулемёт Алексея Манохина. Они помешали гитлеровцам доставить по назначению ценный груз, в котором так нуждалось их командование. Лётчики группы Манохина были награждены орденами, а Александру Манохину за 219 успешных боевых вылетов тогда была присвоена высшая награда страны.

19 августа 1944 года и гвардии капитан Манохин А.Н. за мужество и героизм на фронте был удос­тоен звания Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая звезда" (№4072) и ордена Ленина. В наградном листе за­писано: «Славные боевые де­ла полка неразрывно связаны с именем и боевой работой Александра Манохина». К то­му времени ему исполнился двадцать четвертый год. Высокий авторитет мастера - штурмовика Манохина, учившего своих подчинённых личным примером, засвидетельствован многими наградами Родины. Его ратные подвиги Родина отметила тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невско­го, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды и медалями. Особенно дорога ему медаль «За оборону Ленинграда». Манохин А.Н. воевал Ленинградском, Западном, 3-м Белорусском фронтах. До конца войны он ещё лично уничтожил на земле 60 танков и 10 самолётов противника.

И вот долгожданная Победа! Но, гвардии майор Манохин Александр Николаевич продолжил служить в Воору­женных Силах СССР. Передавая свой боевой опыт молодым летчикам в военно-воздушных силах, Александр Николае­вич, вспоминая фронтовые будни, говорил: «Летчик штурмовой авиации должен летать в любых метеорологических условиях, очень часто вести боевые действия при низкой облачности и плохой видимо­сти. Надо разбираться в сложных условиях наземного боя, чтобы наносить точные удары по врагу. умело взаимодействовать с наземными войсками, уметь вести эффективный воздушный бой с фашистскими истребителя­ми».

Он учил летать молодых лет­чиков и сам учился в во­енной академии, закончив её в 1955 году.
В 1957 году по состоянию здоро­вья гвардии полковник Манохин Александр Николае­вич уволился в запас. Постоянным местом жительства гвардии полковника запаса Александра Ма­нохина стал город Калинин (ныне Тверь), это судьба большинства офицеров. Там он работал инженером на предприятии холодильной промышлен­ности.
Будучи в запасе, Александр Манохин большое внимание уделял патриотиче­скому воспитанию молодежи, подготовке её к военной службе. На предприятии, где он трудился, под его руководством был создан клуб с на­званием «Патриот», в котором охотно занимались не только юноши, но и девушки. Затем, с 1974 по январь 1991 г.г., он служил в уголовно-исполнительной системе Тверской области, в производственно-диспетчерской части, где сегодня в музее истории (созданном в мае 2010 года) Управления ФСИН по Тверской области биография Александра Николаевича представлена отдельным стендом. А все фотографии Героя СССР Манохина А.Н. для нашего сайта и перспективного музея любезно предоставил нам человек, которому не безразлична ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ - это начальник музея истории уголовно-исполнительной системы Тверской области, за что ему ОГРОМНОЕ СПАСИБО от всех односельчан.

25 января 1995 года, не дожив до юбилея, в возрасте 74 лет Герой Советского Союза, летчик штурмовой авиации гвардии полковник Манохин Александр Николаевич скончался... Герой похоронен на Дмитрово-Черкасском кладбище в г.Тверь.

Память о подвиге нашего отважного земляка навсегда сохранится в сердцах благодарных по­томков.

В статье использован материал Александра Насильникова из газеты "Вестник" №32 (8943) от 20.04.2005 года и материал музея истории уголовно-исполнительной системы Тверской области.
.
Всю подборку фотографий Манохина А. Н. с сайта "Село Хоботец-Васильевское, Тамбовская область" можно посмотреть здесь.
*****
.
Информация о Манохине А. Н. из других источников:
.
Родился 8 июля 1920 г. в п. Хоботец-Васильевский Тамбовской обл. Русский. Член КПСС. После окончания московской школы-семилетки № 154 работал слесарем на одном из заводов Москвы, одновременно учился в аэроклубе. В армию призван в 1939 г.
В 1940 г. окончил военную школу летчиков им. В. П. Чкалова в г. Борисоглебске. С июля 1941 г. на фронте.
С сентября 1941 года и до прорыва блокады Александр Манохин воевал на Ленинградском фронте. Защищая небо Ленинграда. На немецких аэродромах вокруг Ленинграда находилось большое количество самолетов и боеприпасов. Командование Ленинградского фронта приняло решение нанести удар по вражеским аэродромам. Из лучших летчиков было создано несколько групп для выполнения этого задания. В одну из таких групп зачислили и Александра Манохина.
В январе 1942 г. одержал первую победу в воздухе. Впоследствии был капитаном, командовал эскадрильей 15-го гвардейского ИАП на Ленинградском фронте (277-я штурмовая авиационная дивизия, 13-я воздушная армия).
В 15-м гвардейском штурмовом авиационном полку прошел путь от пилота до помощника командира полка.
К июлю 1944 г. выполнил 219 боевых вылетов на штурмовку аэродромов, железнодорожных станций, складов с боеприпасами и горючим, танков, автомашин, скоплений живой силы врага. В воздушных боях сбил 3 и в группе 8 самолетов противника. Звание Героя Советского Союза А. Н. Манохину присвоено 19 августа 1944 г.
До конца войны совершил еще 61 вылет, уничтожил на земле 60 танков и 10 самолетов.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 окончил Военно-воздушную академию.
В 1957 г. демобилизован по болезни в запас.
Жил в городе Калинин (ныне Тверь). Работал инженером в холодильной промышленности.
Умер 25 января 1995 года. Похоронен в Твери на Дмитрово-Черкасском кладбище.  
Награды:
Герой Советского Союза, орден Ленина (19 августа 1944 г.); орден Красной знамени (трижды); орден Александра Невского; орден Отечественной войны 1-й степени (дважды); орден Красной звезды.

                                                                ЛЁТЧИК-ШТУРМОВИК
Александр Манохин — авиатор высшего класса. Фронтовые газеты не раз ставили его в пример всем летчикам Ленинградского фронта. Его умение, замечательный бойцовский характер крепли от боя к бою. Неравные схватки с врагом под Стародубом, Ельней летом 1941 года, защита Ленинграда, прорыв блокады города Ленина, штурм Кенигсберга и Пиллау, разгром гитлеровцев на Земляндском полуострове — таков путь пилота, командира звена, эскадрильи, помощника командира полка Манохина. 383 боевых вылета, из них 295 эффективных, то есть окончившихся большим уроном врагу. В его личном деле штабом зафиксированы такие сведения: он уничтожил лично 3 самолета противника, группой — 8, самолетов на аэродроме соответственно 29 и 91, танков и самоходных орудий — 5 и 10, автомашин с войсками и разными грузами — 179 и 242, железнодорожных эшелонов — 3 и 6, минометов и разных орудий — 108 и 126, складов с боеприпасами и горючим 25 и 33, дотов и дзотов — 7 и 49, речных переправ и мостов — 1 и 4, различных зданий с живойсилой — 5 и 9, командных пунктов врага — 1 и 3.
Цифры внушительные. Один летчик вывел из строя такое громадное количество техники и сооружений. Тут мало смелости, нужно было обладать еще многими качествами. Об этом сам Александр Николаевич, вспоминая фронтовые будни, пишет так: "Летчик штурмовой авиации должен летать в любых метеорологических условиях, очень часто вести боевые действия при низкой облачности и плохой видимости. Надо разбираться в сложных условиях наземного боя, чтобы наносить точные удары по врагу, умело взаимодействовать с наземными войсками или кораблями Военно-Морского Флота. Штурмовик обязан не только отыскать цель, но и уметь метко стрелять или бомбить, а когда следует к цели или обратно на базу,—быть всегда начеку, правильно строить боевой порядок группы самолетов и уметь вести эффективный воздушный бой с фашистскими истребителями".
Вот что такое штурмовик. Он, обладая большой суммой знаний и навыков, бьет врага на земле и в воздухе. Именно эти качества вырабатывал в молодых летчиках помощник командира полка по тактике и воздушному бою Александр Манохин. 15-й штурмовой полк стал гвардейским, получил наименование "Невский", награжден орденами Красного Знамени, Суворова и Кутузова III степени. Двадцать его летчиков удостоены звания Героя Советского Союза, а четверо отмечены двумя Золотыми Звездами. В этом есть и большая заслуга отличного штурмовика Ленинградского фронта. В его наградном листе записано: "Славные боевые дела полка неразрывно связаны с именем и боевой работой Александра Манохина".
Защитникам Ленинграда памятен его подвиг, совершенный в канун годовщины Октября 1941 года. Военному совету Ленинградского фронта стало известно, что фашистское командование 7 ноября готовит массированный налет на город Ленина. Чтобы сорвать вражеские замыслы, было решено разбомбить немецкие аэродромы. Александр Манохин, возглавив группу штурмовиков, осуществил эффективный налет на фашистский аэродром "Сиверская". На земле было уничтожено 25 бомбардировщиков врага.
Высокий авторитет мастера-штурмовика Манохина, учившего подчиненных личным примером, засвидетельствован наградами Родины: орден Ленина и Золотая Звезда Героя, три ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды.
Его боевые заслуги кроме Золотой Звезды и ордена Ленина отмечены тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды и многими медалями.
Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
Буров А. В. «Твои герои, Ленинград». Л., Лениздат. 1970
*****
Манохин Александр Николаевич
Когда в августе сорок четвертого года Александру Манохину присвоили звание Героя Советского Союза, его считали старейшим летчиком-штурмовиком Ленинградского фронта. А было ему тогда двадцать четыре года. Старейшим его называли потому, что он штурмовал врагов с первых дней войны и совершил более двухсот боевых вылетов. Манохин участвовал во многих сокрушительных ударах по немецким войскам. Фашисты готовились совершить 7 ноября 1941 года массированный налет на Ленинград. Манохин был одним из тех героев-летчиков, которые сорвали замысел врага, уничтожив его самолеты на аэродроме.
Герой Советского Союза Манохин умер 25.01.1995
http://blokada.otrok.ru/library/burov/burov.php?t=272 
*****
Александр Манохин рано «заболел» небом. Работая на авиационном заводе вблизи Тушинского аэродрома, он с затаённым дыханием смотрел на то, как взлетают и садятся самолёты. С 1937 года Александр Манохин уже учился в аэроклубе Ленинградского района города Москвы, а в декабре 1939 года стал курсантом военной школы лётчиков имени Чкалова в городе Борисоглебске. Ровно через год - он уже лётчик-истребитель в звании лейтенанта. Военную школу окончил с хорошими и отличными оценками.

На третий день Великой Отечественной войны лейтенант Манохин был направлен на переучивание. В короткий срок он овладел техникой пилотирования грозной машины – самолётом-штурмовиком «Ил-2». Эту машину наши солдаты ласкового называли «летающим танком», а немцы – «чёрной смертью».

После переучивания в составе 174-го штурмового авиаполка Александр Манохин прибыл на Западный фронт. Здесь полк вёл бои в районе городов Стародуба и Ельни, поддерживал с воздуха боевые действия стрелковых подразделений, будущих первых гвардейцев в Красной Армии.

С сентября 1941 года и до прорыва блокады Манохин воевал на Ленинградском фронте, защищая небо Ленинграда.

Фашистам не удалось с ходу захватить город. Началась длительная, изнурительная блокада с суши и с воздуха. Особенно тревожно было по ночам – всё небо над городом страшно гудело. Фашисты бомбили в определённом порядке. Вначале над Ленинградом появлялись 2-3 самолёта, сбрасывающие на город зажигательные бомбы. Затем шли немецкие бомбардировщики, которые следовали через определённые интервалы. И так на протяжении всей ночи.

На немецких аэродромах вокруг Ленинграда находилось большое количество самолётов и боеприпасов. Об этом доложила наша воздушная разведка. Командование Ленинградского фронта приняло решение нанести ряд ударов по вражеским аэродромам. Из лучших лётчиков было создано несколько групп для выполнения этого задания. В одну из таких групп зачислили и лейтенанта Манохина.

На аэродроме в Крестцах находилось около 50-60 самолётов «юнкерс». Налёт наших штурмовиков был внезапным. Полностью было уничтожено 15 самолётов, 20-25 не подлежали ремонту, 10-15 самолётов требовали ремонта.

30 октября 1941 года полку было приказано нанести бомбоштурмовой удар по аэродрому «Сиверская». Группу, в которую входил и Манохин, повёл командир полка капитан С.Поляков. В результате было выведено из строя около 15 самолётов противника.

Командованию Ленинградского фронта стало известно, что 7 ноября гитлеровская авиация намеревается нанести массированный налёт на Ленинград. Военный совет фронта принял решение 6 ноября нанести упреждающий удар по немецким аэродромам.

Группа в составе Шалимова, Смышляева, Емельянова, Мыльникова, Панфилова и Манохина взяла курс на «Сиверскую». При перелёте линии фронта их встретили яростным огнём зенитки противника, так продолжалось по всему маршруту до цели. Но лётчики всё же прорвались и нанесли удар по стоянке самолётов на северной границе аэродрома. Во время бомбометания Манохин удачно попал в 4 самолёта, и они взорвались. С высоты 250-300 метров сильным взрывом от этих фашистских самолётов его Ил-2 подбросило на высоту до 600 метров, повредило стабилизатор, и машина стала трудно управляемой. Но ему удалось справиться с повреждениями и благополучно вернуться на свой аэродром. На «Сиверской» в этот день было уничтожено около 40 самолётов врага.

Спустя несколько дней в полку отмечали новую победу Манохина. В группе «ильюшиных» он нанес сокрушительный удар по железнодорожной станции. В полк поступила телеграмма командующего армией; в ней говорилось, что на станции Мга сосредоточено несколько эшелонов с техникой, боеприпасами и горючим. Смертоносный груз необходимо срочно уничтожить. И вот уже один за другим с заснеженного аэродрома ушли 4 «ильюшиных». Появление советских самолётов в такую погоду явилось полной неожиданностью для врага. Гитлеровцы открыли по ним огонь только тогда, когда пара Шалимова уже успела обрушить прицельный удар по вражеским эшелонам. Вражеские зенитчики не заметили, как подошла вторая пара «ильюшиных». Манохин стремительно нанёс удар по вражеским батареям. Капитан Шалимов своей второй атакой также заставил замолчать батарею противника. Сбросив бомбовый груз, «ильюшины» ударили по эшелонам из пушек и пулемётов. Три длинные полосы, бросая вверх густые клубы дыма, огненной рекой растекались по станции. 20 декабря 1941 года однополчане поздравляли Александра Манохина с первой боевой наградой — орденом Красного Знамени.

Боевыми успехами отметил гвардеец Манохин начало нового, 1942 года. Однажды в группе Ил-2, которую возглавлял Фёдор Павлюченко, он вылетел в район Невской Дубровки для штурмовки войск противника. «Ильюшины» шли под прикрытием четвёрки «яков». Выйдя в район цели, они с ходу начали расстреливать живую силу и технику врага. Вскоре в воздухе появились вражеские истребители. При выходе из очередной атаки самолёт Манохина попал под обстрел пары «мессеров». Фашисты пытались зайти «ильюшину» в хвост, однако умелым манёвром Манохин ушёл от прицельного огня противника. Когда же один из гитлеровских лётчиков, потеряв высоту, оказался ниже его, Манохин поймал его в прицел. В тот же миг огненная струйка опоясала мотор фашистского истребителя. Объятый пламенем «мессершмитт» пошёл к земле.

За успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу Александр Манохин за короткое время был награждён двумя боевыми орденами. Вскоре коммунисты полка приняли отважного воина в свои ряды.

Шли дни. Росло боевое мастерство лётчика. В июле 1942 года Манохину доверили звено.

Как-то группа Ил-2 во главе с Манохиным вылетела для штурмовки танковой колонны врага. Погодные условия были сложные. Вместо танковой колонны по шоссейной дороге двигались одиночные машины, а наспех замаскированные танки были на обочине. Лётчики пошли в атаку. От прицельного удара первой же пары вверх взметнулся столб огня и дыма. По 4 захода сделали «ильюшины», уничтожая технику и живую силу врага.

Слава о делах и подвигах Манохина была известна далеко за пределами полка. Летом 1943 года он принял эскадрилью.

В 1944 году в полк, где служил капитан Манохин, прибыл его брат Алексей. Первые дни он работал оружейником на машине командира эскадрильи, а затем, успешно сдав экзамен, стал летать в экипаже Александра Манохина стрелком-радистом.

В июле 1944 года, когда братья Манохины после успешной штурмовки вражеского аэродрома возвращались на свой аэродром, их самолёт был атакован парой «мессершмиттов». Вступив в бой, Алексей прицельной очередью из пулемёта сбил одного из фашистов.

Вскоре группа «илов», возглавляемая помощником командира полка Манохиным, снова отличилась при штурмовке вражеской автоколонны. Свыше 30 машин уничтожили тогда советские лётчики. Смело и решительно действовали стрелки-радисты. Безотказно работал пулемёт Алексея Манохина. Они помешали гитлеровцам доставить по назначению ценный груз, в котором так нуждалось их командование. Лётчики группы Манохина были награждены орденами, а Александру Манохину за 219 успешных боевых вылетов присвоено звание Героя Советского Союза.

После того, как война «ушла» от Ленинграда, меткие удары Александра Манохина по врагу на этом не закончились. Он участвовал в штурме Кёнигсберга и Пиллау, разгроме гитлеровцев на Земландском полуострове.

Всего за годы войны А.Н.Манохин совершил 383 боевых вылета. В его лётной книжке имеются записи об уничтоженных лично 3-х самолётах противника, 8 – группой, самолётов на аэродроме – 29 и 91 соответственно, танков и самоходных орудий – 5 и 10, автомашин с войсками и разными грузами – 179 и 242, железнодорожных эшелонов – 3 и 6, миномётов и разных орудий – 108 и 126, складов с боеприпасами и горючим – 25 и 33, дотов и дзотов – 7 и 49, речных переправ и мостов – 1 и 4, различных зданий с живой силой – 5 и 9, командных пунктов врага – 1 и 3.

15-й штурмовой авиационный полк, в котором служил Александр Манохин, стал гвардейским и получил наименование «Невского», был награждён орденами Красного Знамени, Суворова и Кутузова III степеней. 20 его лётчиков удостоены звания Героя Советского Союза, 4 отмечены двумя «Золотыми Звёздами».

И вот долгожданная Победа! Но Александр Николаевич Манохин продолжил служить в Вооруженных Силах СССР. Он учил летать молодых лётчиков и сам учился в военной академии. В 1957 году по состоянию здоровья Александр Николаевич уволился в запас в звании полковника. На постоянное место жительства Александр Манохин приехал в город Калинин, работал инженером на предприятии холодильной промышленности. Будучи в запасе, Александр Манохин большое внимание уделял патриотическому воспитанию молодёжи, подготовке её к военной службе. На предприятии, где он трудился, под его руководством был создан клуб с названием «Патриот», в котором охотно занимались не только юноши, но и девушки.
.
Карта сайта Написать Администратору