Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Ружо Владимир Иосифович

Выпускник 1945 года
Член Союза художников СССР (1958)
.
 
.
Ружо Владимир Иосифович родился 1 июля 1922 года в г. Смоленске Смоленской губернии РСФСР (ныне Смоленской области РФ). Отец – Ружо Иосиф Казимирович, мать – Заблоцкая Франциска Викентьевна.
Тринадцатилетним подростком поступил в ученики повара Смоленского железнодорожного вокзала.
Главным увлечением детства и юности Владимира было рисование. В 1937-1940 годах он занимался во Дворце пионеров у художника Ф. Лабренца и выполнял рисунки для газеты «Юный пионер». В марте 1941 г. вошел в состав смоленского отделения «Всекохудожник».
Одновременно с занятием рисованием учился в Смоленском аэроклубе в период 1940-1941 годы.
.
В рядах Красной Армии с 28.12.1941. 
В 1945 году окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов им. В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант и оставлен в ней инструктором-лётчиком.
17 июня 1946 года лейтенант Ружо В.И. уволен в запас (по имеющейся информации —  17.06.1946 из училища убыло 320 офицеров постоянного состава, из них 134 уволено в запас и в отставку).
.
После демобилизации, в 1947 году Владимир Ружо снова в Смоленске. Здесь он много работал в книжном издательстве, газетах «Рабочий путь» и «Смена».
В 1958 году был принят в члены Союза художников как художник-график и живописец.
.
.
Неоднократно принимал участие в зональных, республиканских и союзных выставках, в Смоленске прошло 5 персональных выставок В.И. Ружо ( (1959, 1965, 1968, 1972, 1982 гг.).
В 1979 году удостоен диплома Союза художников РСФСР «За творческие успехи в развитии советского изобразительного искусства».
Некоторые из работ В.И. Ружо:
 
  
.
  
.
Картины Ружо В.И. с видами Борисоглебска:
.
.
.
В 1975 году В.И. Ружо перенёс инсульт и вынужден был практически отойти от занятий творчеством.
.
Умер 12 мая 1998 года.
Похоронен на Братском кладбище в Смоленске. Имя Ружо Владимира Иосифовича на могиле не обозначено.
.
***
.
Художник высокого полёта
Газета «Рабочий путь», г. Смоленск. 12 июля 2017
.
С именем выдающегося смоленского художника Владимира Ружо связано немало интересных историй и фактов, достойных внимания искусствоведов. Что скрывать, были среди них и курьёзы, превратившиеся со временем в богемные анекдоты.
Пейзажист и военный лётчик, которому, как отмечал Юрий Гагарин, «было свойственно ощущение полёта и особенность взгляда сверху», не только подарил первому космонавту планеты свою работу, но и... приодел в стильное пальто Ильича самого Льва Кербеля! 
Это он создал одну из визитных карточек Смоленска – колоссальную семиметровую панораму города, судьбой которой впору заняться криминалистам...
1 июля 2017 года  художнику исполнилось бы 95 лет.
О графике и живописце, иллюстраторе книг и певце Смоленска  делится воспоминаниями его сын, Владимир Владимирович Ружо.
.
Летописец Смоленска
- Как получилось, что современники совершенно незнакомы с творчеством художника – одного из ведущих российских графиков, которого называли летописцем Смоленска?
- Время безжалостно вымывает из памяти и не такие имена... Отец умер в 1998 году. Ему было 76 лет. К сожалению, два последних десятилетия своей жизни Владимир Иосифович уже не работал – в 1975 году перенёс инсульт. До серьёзных последствий – например, паралича - дело, к счастью, не дошло. Но... Удар спровоцировал один из видов постинсультной амнезии, который неврологи формулируют как проблему с «оперативной памятью». Внешне эта проблема не проявлялась – реакции отца на собеседника были абсолютно адекватными. Он сохранил остроумие, ясность мышления, готовность поддержать разговор и живой интерес к человеку, с которым беседовал. Но через час-другой информация стиралась – отец забывал, о чём шла речь. Нужно было начинать всё сначала...
Однако его память сохранила глубинные воспоминания – он помнил имена родных и близких, друзей и знакомых. Люди удивлялись: как же так? Для окружающих, не знавших об особенностях его амнезии, Владимир Иосифович казался здоровым человеком.
Преодолеть это состояние он так и не смог. Но старался поддерживать творческую форму – продолжал делать наброски и этюды, приходил на собрание в региональное отделение Союза Художников СССР и вёл светские разговоры. Они часто ходили с матерью в кино, он очень любил концерты Глинковской декады.
Так или иначе, но о художнике Владимире Ружо начали забывать – он уже не проводил персоналий и не принимал участия во Всесоюзных выставках.
Мы с братом Александром попытаемся вернуть имя отца из небытия и приложим все усилия, чтобы напомнить смолянам о выдающемся художнике и летописце Смоленска.
.
Рабочий путь Ружо
Владимир Ружо с огромным энтузиазмом сотрудничал с периодическими изданиями Смоленщины.
- Начиная с конца 50-х годов, отец с удовольствием выполнял редакционные заказы «Рабочего пути» и «Смены», - признаётся Владимир Владимирович Ружо. Пером и тушью отец сделал колоссальное количество карикатур, шаржей и пейзажных набросков Смоленска – речь идёт о нескольких десятках, если не сотен рисунков. Его пейзажные зарисовки просто чудесны! Да и остроумные карикатуры Владимира Ружо не лишены прелести и своеобразия.
Жаль, что в семейном архиве осталась лишь 20-я часть отцовской газетной графики – мы выписывали и покупали «РП», зная, что на страницах издания публикуется отец, и не более одного-двух оригиналов его работ. В те времена редакция не возвращала автору опубликованные материалы.
- Карьера Владимира Ружо как художника-публициста началась ещё до войны...
- Жизнь сложилась так, что семь или восемь лет отец провел в детском доме. Когда нашему папе «стукнуло» тринадцать, его перевели «на вольные хлеба» - устроили помощником кондитера в привокзальный ресторан «Смоленск». Представляете, как повезло подростку?! Но не сласти манили мальчика, а неодолимая страсть к рисованию. Удавалось выкроить свободную минуту, не без сложностей раздобыть бумагу и карандаш, и Володя сразу же бежал на этюды.
Неудивительно, что он стал посещать изостудию во Дворце пионеров, которой руководил Федор Лабренц. С Лабренцем вот какой казус случился: когда немцев выбили из Смоленска, он ушёл вместе с ними. Фёдор Фёдорович был «фольксдойче» и лишь чудом не подвергся сталинской департации, насильно переселившей 2 млн. советских немцев в степи Казахстана. К выбору Лабренца можно относиться по-разному, Бог ему судья. Важно другое: Фёдор Фёдорович – талантливый художник и хороший педагог. Бывшие студийцы Лабринца отзывались о нём с теплом и благодарностью, ведь он сумел запустить в них какие-то внутренние творческие механизмы и помог стать настоящими творцами. Изостудия в Доме пионеров сыграла огромную роль и в жизни Владимира Иосифовича Ружо. Тогда-то он и начал сотрудничать с газетой «Юный пионер», издававшейся в Смоленске (после войны она перестанет существовать).
Отец рисовал иллюстрации к рассказам и повестям Аркадия Гайдара, оформлял праздничные выпуски «шершавым языком плаката».
.
Время собирать камни
- В каких смоленских музеях можно увидеть работы Владимира Ружо?
- В Художественной галерее на ул. Коммунистической есть ряд произведений отца, также в музее «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» демонстрируется полотно «Водружение знамени Победы М.А. Егоровым и М. Кантария», в углу которого оставил автограф сам автор.
Несколько десятков работ находятся в частных коллекциях знакомых и друзей Владимира Иосифовича, серьёзный творческий архив отца достался мне и брату, который живёт в Москве. У Александра Владимировича собраны наиболее удачные произведения Ружо – в основном, живопись.
Живопись и офорты отца собраны в художественных галереях Москвы, Тюмени и ряде музеев крупных областных центров России. На протяжении 20 лет работы художника скупались по линии Минкульта СССР и Союза Художников. Около пяти произведений ушли за рубеж.
Мы намерены упорядочить наследие отца и собрать максимальное количество его произведений – не менее двух сотен работ, и в следующем году подготовить юбилейную выставку Владимира Ружо, наиболее эффектно показав смолянам творчество живописца и графика. Быть может, КВЦ имени Тенишевых или региональное отделение Союза Художников России проявит интерес к летописцу Смоленска. Будем признательны!
.
Как Смоленск потерял... лицо
- Что сталось с самым, пожалуй, масштабным произведением вашего отца - «Панорамой Смоленска», некогда украшавшей кинотеатр «Октябрь»?
- Я ничего не знаю о судьбе этой работы. Скорее всего, она действительно утеряна – трудно представить что-то иное... Упадок «Октября» начался в лихие 90-е, когда рухнула система кинопроката. В конце 90-х панораму сняли и поставили на пандусном спуске, повернув «лицом» к стене. Она долгое время там стояла – не нужная никому... А ведь «Панораму Смоленска» многие называли визитной карточкой, лицом нашего города!
Я пытался подступиться и выкупить полотно, однако сделать это мешали объективные трудности. Мы с братом открыли книжное издательство «Полиграмма», и я постоянно находился в разъездах – добывал бумагу, занимался продвижением книг. И упустил время, о чём горько жалею и кляну себя, что не довёл дело до конца. «Полиграмму» съел дефолт, а «Панорама Смоленска» исчезла. Боюсь, её уже не найти. Мне стыдно за эту историю.
Прояснить судьбу отцовского шедевра безуспешно пытался и Анатолий Илларионович Попов – изумительный акварелист. В ближайшее время мы снова возобновим поиски панорамы – пришло время собирать камни.
.
Гранитное пальто Ильича
- Говорят, что Лев Кербель, готовясь изваять скульптуру Ленина, надел на натурщика пальто вашего отца, а потом так и не вернул его Владимиру Иосифовичу?
- Чистая правда! В 60-х наш земляк нередко приезжал в Смоленск и перезнакомился со всеми художниками города, в том числе и с моим отцом. В то время Ружо плотно работал над тремя диафильмами, и ему приходилось наведываться в столичную студию «Диафильм» Госкино СССР. Да и выставок, в которых он принимал участие, было не счесть – региональных, зональных, республиканских и Всесоюзных. Так что Владимировичу Иосифовичу поневоле проводил много времени в Москве. Отец дружил с Львом Ефимовичем и при каждом удобном случае бывал у него в мастерской.
В середине марта 1966 года папа вновь навестил своего знаменитого на весь Союз товарища, который готовился приступить к работе над монументальной скульптурой вождя. Незадолго до того, как уехать в Москву, Владимир Иосифович приобрёл новое пальто, чему мы с братом чрезвычайно обрадовались. До покупки обновки отец носил пальто попроще, совершенно старомодное! То самое, что на фото с Гагариным – длинное, тяжёлое, подпоясанное ремнем. Не пальто, а потёртая тёмно-синяя шинель, даже для середины 60-х архаизм.
.
.
.
Вещь действительно была стильная – то ли румынское, то ли польское пальтецо. Серое, с диагональным рубчиком и стальным проблеском. Очень эффектное!
Ружо вернулся в Смоленск в середине апреля, и мы ахнули: на папе был какой-то невнятный, невразумительный плащик. Мама только и спросила: «Где пальто?!»
Оказывается, отец забрел к Кербелю в мастерскую, а тот, едва увидев его в шикарном пальто, громогласно воскликнул: «Снимай! Сейчас придёт натурщик, будем мерить твою обновку – я Ленина ваяю». Натурщик набросил отцовскую гордость на плечи – пальто сидит, как влитое!
Лев Ефимович тут же сделал категорический вывод: «Зима закончилась, пусть твоя демисезонка послужит искусству. На улице тепло, не замёрзнешь. Бери плащ, потом, ближе к осени, заберёшь пальто».
Ходили слухи, что Кербель так и не вернул Владимиру Иосифовичу дорогую вещь. На самом деле пальто вернулось в Смоленск как раз к началу холодного сезона, когда работа с натурщиком была закончена. Отец носил его ещё несколько лет. После открытия памятника в 1967 году, когда Владимир Ружо шёл по площади с друзьями - художниками, те неизменно шутили, пытаясь сравнить произведение искусства с оригиналом.
Теперь и я, огибая гранитного Владимира Ильича, идущего по главной площади Смоленска навстречу ветру в пальто нараспашку, с поднятым воротником, невольно отмечаю глазом: да, это оно самое. Папино пальто!
Автор: Анастасия Петракова
***
.
Художник родился в Смоленске и провёл отрочество в детском доме. Главным увлечением детства и юности В.И. Ружо было рисование. Тринадцатилетним подростком он поступил в ученики кондитера в ресторан Смоленского вокзала, а по вечерам приходил рисовать в изостудию при Доме пионеров, где с ним занимался художник и педагог Ф.Ф. Лабренц; выполнял   рисунки для издававшейся в родном городе газеты «Юный пионер». Владимир  рисовал иллюстрации к рассказам и повестям Аркадия Гайдара, оформлял праздничные выпуски газеты. Уже в марте 1941 г. талантливый и трудолюбивый юноша вошёл в состав смоленского творческого объединения «Всекохудожник».
Одновременно с занятиями рисованием Владимир Ружо проходил обучение в Смоленском аэроклубе и с началом Великой Отечественной войны вместе с товарищами по аэроклубу ушёл на фронт. Борисоглебское Краснознаменное Ордена Ленина военное авиационное училище лётчиков им. В.П. Чкалова будущий художник окончил лишь в 1945 г.
После демобилизации в 1947 г. вернулся к творческой работе в в родном Смоленске. С этого времени началось становление художника как мастера. Он много занимался самообразованием, писал этюды с натуры, используя в работе разнообразные техники и художественные приёмы. Художником было создано большое количество живописных работ с видами родного города. В 1948 г. он впервые принял участие в областной выставке.
С конца 1950 г. В.И. Ружо с удовольствием выполнял заказы на художественные работы в редакциях местных газет «Рабочий путь» и «Смена»: пером и тушью он сделал колоссальное количество карикатур, шаржей и пейзажных набросков родного Смоленска. Поскольку в то время оригиналы работ авторам не возвращали, большинство графических листов было безвозвратно утеряно. Важной страницей в творчестве художника является книжная иллюстрация, которой он уделял особое внимание. В Смоленском книжном издательстве им  были оформлены произведения писателей Н.И. Рыленкова, В.Ф. Шурыгина, Н.Г. Антонова, Л.В. Никулина и многих других авторов. Член Союза художников СССР с 1958 г., Владимир Иосифович показывал свои работы на групповых выставках разных рангов и пяти персональных выставках. Он дружил с Л.Е. Кербелем и часто бывал в мастерской у известного скульптора в Москве.
В 1960-1970 гг.  В.И. Ружо входил в число ведущих российских художников-графиков. Он первым из смоленских художников обратился к офорту: начав с миниатюр, позже создал серию офортов большого формата «По Смоленску». В это же время художник активно сотрудничал со студией «Диафильм» Госкино СССР. Самым масштабным произведением В.И. Ружо стала большая панорама родного города, украшавшая кинотеатр «Октябрь». В 1990 г. кинотеатр прекратил своё существование, и о том, как сложилась судьба панорамы, сегодня остаётся лишь догадываться.
В 1975 г. Владимир Иосифович перенёс инсульт, он старался поддерживать творческую форму, продолжал делать наброски и этюды, приходил на собрание в региональное отделение Союза Художников СССР, но в результате возникшей амнезии, последние 20 лет своей жизни практически уже не создавал законченных работ.
В 1979 г. Владимир Иосифович был  удостоен диплома Союза художников РСФСР «За творческие успехи в развитии советского изобразительного искусства» (сайт «Смоленский некрополь»).
.
Источники:
https://gtrksmolensk.ru/news/letopistsu-smolenska-vladimiru-ruzho-ispolnilos-by/
https://vk.com/id573081898?z=video-9150517_456242656%2Fvideos573081898
https://1418museum.ru/heroes/13434442/
https://nasledie.admin-smolensk.ru/personalii/r/ruzho-vladimir-iosifovich/
https://www.smolnews.ru/news/656862
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/27090/browse
https://ples-museum.ru/news/onlayn-proekt-opalennye-voynoy-k-75-letiyu-pobedy-v-velikoy-otechestvennoy-voyne-1941-1945-gg-tvorch/
https://smolensk-i.ru/other/1-iyulya-den-v-istorii-smolenshhinyi_159922
http://cultobzor.ru/2022/05/vladimir-ruzho-gorod-s-vozvrashhenie/
https://smolensk.bezformata.com/listnews/hudozhnik-visokogo-poleta/59035124/
https://smolnecropol.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1519:ruzho&catid=19:2012-09-03-15-53-08&Itemid=48
https://www.rabochy-put.ru/culture/87804-khudozhnik-vysokogo-poleta.html
https://artchive.ru/artists/48353~Vladimir_Iosifovich_Ruzho
https://vk.com/wall-199943427_4047
https://ok.ru/smolturizm67/topic/151999433513777
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Дополнения и уточнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору