Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Титовец Александр Иванович

Выпускник 1938 года
.
 
.
Титовец Александр Иванович родился 26 августа 1918 года в д. Заспа Заспенской волости Речицкого уезда Минской губернии (ныне агрогородок Речицкого района Гомельской области Республики Беларусь). По национальности белорус Социальное положение и происхождение — служащий из крестьян.. Холост.
Член ВЛКСМ с 1934, член ВКП(б) с 1942 года.
В 1933 году окончил школу-семилетку, в 1935 — два курса педагогического техникума.
.
В рядах Красной Армии с 07.04.1937, призван Борисоглебским ГВК Воронежской области, поступил в лётную школу.
В 1938 году окончил 2-ю Краснознамённую военную школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске старшиной-пилотом.
С 19.03.1938 назначен старшиной-пилотом 69-й истребительной авиационной эскадрильи ПВО.
09.10.1938 присвоено воинское звание лейтенант и назначен младшим лётчиком 26-го иап ВВС Ленинградского ВО (аэродром Горелово).
.
.
Участник советско-финской войны с 30.11.1939 по 13.03.1940 в составе 26 иап 54-й авиабригады ВВС 7-й Армии Ленинградского ВО (с 01.01.1940 — Северо-Западного фронта). Летал на самолёте И-16.
В период с 10.10.1940 по 15.12.1940 в Ленинградском ВО (аэродром Левашово) сформирован 157-й истребительный авиационный полк основе 19-го и 26-го иап в составе 3 истребительной авиадивизии ВВС ЛВО.
С 17.01.1941 назначен командиром звена 157-го иап ВВС Ленинградского ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 по 07.07.1941 в составе 157-го иап 54 иад ВВС Ленинградского ВО/Северного фронта, а с 07.07.1941 по 11.10.1941 — 7 иак ПВО Северного фронта (с 23.08.1941 Ленинградского фронта). Летал на самолёте И-16.
23 сентября 1941 года лейтенант Титовец А.И. был сбит в воздушном бою, выбросился с парашютом и вернулся в часть.
5 октября 1941 года при патрулировании района самолёта отказал мотор. Лейтенант Титовец А.И. совершил вынужденную посадку «на живот» в районе Хапо‑Ое (район аэродрома Манушкино), в результате которой самолёт потерпел аварию, лётчик получил ранения.
С 21.12.1941 переведён на должность командира звена 44 иап ПВО и воевал до 07.04.1942 в составе 7 иак ПВО Ленинградского фронта.
На 23.01.1942 (по данным наградного листа) командир звена 44-го иап 7 иак ПВО Ленинградского фронта лейтенант Титовец А.И. выполнил 235 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боёв, а также 26 вылетов на штурмовку наземных войск и аэродромов противника.
17.02.1942 присвоено воинское звание старший лейтенант.
 07.03.1942 приказом НКО СССР № 70 за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм 44 иап преобразован в 11-й гвардейский истребительный авиационный полк.
С 07.04.1942 по 28.09.1942 сражался в составе 11 гиап ПВО 7 иак ПВО Ленинградской армии ПВО Ленинградского фронта. Летал на самолёте ЛаГГ-3.
26 мая 1942 года при выполнении боевого задания самолёт ЛаГГ‑3 гвардии старшего лейтенанта Титовец А.И. был подбит и совершил вынужденную посадку в районе Средняя Рогатка (в настоящее время - район площади Победы в г. Санкт‑Петербурге), лётчик получил лёгкие ушибы.
По переписи 20.07.1942 — гвардии старший лейтенант, командир звена 11-го гиап.
16.09.1942 присвоено воинское звание гвардии капитан.
За время боевых действий в воздушных боях сбил 3 самолёта противника в составе группы (по данным Быкова М.Ю.)
.
 ЛаГГ-3
.
28 сентября 1942 года командир звена 44 гиап гвардии капитан Титовец Александр Иванович на самолёте ЛаГГ‑3 погиб в воздушном бою.
Захоронен в местечка Приютино Всеволожского района Ленинградской области (по донесению о безвозвратных потерях 7 иак ПВО).
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУФУ войск КА № 01122пог. от 23.11.1942.
.
Награждён орденом Красного Знамени (07.04.1940), орденом Красной Звезды (22.02.1942).
Увековечен в печатной Книге Памяти «Имена из солдатских медальонов том 7» и «Имена из солдатских медальонов. 9 том. Специальный выпуск. Авиация».
.
Жена Титовец Евдокия Ивановна и сын Вячеслав проживали в д. Челноково Глинского с/с Чаусовского почтового отделения г. Кургана Челябинской области.
.
В сентябре 2011 года место падения самолёта было обнаружено поисковой группой Михаила Кельбина. В ходе дальнейших поисковых работ в 2011-2012 годах были найдены останки лётчика.
8 января 2014 года у храма Спаса Нерукотворного образа на «Дороге Жизни», что на Румболовской высоте в городе Всеволожске, прошел торжественный митинг, посвященный отправке на родину в Беларусь останков лётчика.
10 января 2014 года останки гвардии капитана Титовец Александра Ивановича со всеми почестями захоронили в родной деревне Заспа Речицкого района Гомельской области Республики Беларусь.
.
.
15 ноября 2020 года в рамках проекта "Прерванный полёт", совместно с Михаилом Кельбиным, на месте гибели лётчика-истребителя капитана Александра Ивановича Титовца был установлен памятный знак.
***
.
Из Книги «Имена из солдатских медальонов. 9 том. Специальный выпуск. Авиация»
.
Место падения самолета ЛаГГ‑3 было обнаружено поисковой группой Михаила Кельбина (п. Рахья Всеволожского района Ленинградской области) в районе п. Приютино Всеволожского района Ленинградской области в сентябре 2011 года. Место катастрофы показали местные жители, которые ходят в эти места за грибами. В лесу находилась небольшая воронка, а рядом с ней разбросанные фрагменты самолёта. Самая большая найденная часть от самолёта – валявшийся на земле коленчатый вал мотора, на котором чудом сохранился не срубленный сборщиками металлолома один из поршней. В первый же день поисковики установили номер мотора самолета – М‑105па № 1351201.
.
 Номер мотора на донце поршня
.
В последующие выезды (в период осени – зимы и весны 2011–2012 годов) поисковики извлекли из воронки стойку шасси, фрагменты разбитого мотора, приборы электрооборудования самолёта и смогли найти подтверждение, что лётчик погиб вместе с боевой машиной. Среди обломков поисковиками были найдены фрагментированные костные останки пилота, а также фрагменты амуниции и обмундирования. Кроме руководителя группы Михаила Кельбина в работах принимали участие Сергей Терентьев и Дима Кугай.
К сожалению, в нашей базе данных на погибших и пропавших без вести лётчиков Ленинградского фронта этого номера мотора не оказалось. Тем не менее, поисковики выдвинули гипотезу, что этот самолет относится к потерям 11‑го гв. иап, и на нём 28 сентября 1942 года погиб гвардии капитан А.И. Титовец.
Только осенью 2012 года поисковикам удалось из воронки извлечь часть верхнего щитка шасси самолёта, на котором был выбит дублированный номер самолета – 31212684.
.
 Авиационная пушка ШВАК с шестернёй редуктора мотора
.
Этот номер всё расставил на свои места, так как именно такой номер был на самолёте ЛаГГ‑3 гвардии капитана Александра Ивановича Титовца.
.
Из архивных документов стало известно, что А.И. Титовец (на момент очередного награждения правительственной наградой) к январю 1942 года имел более 235 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боев, 26 вылетов на штурмовки аэродромов, колонн бронетехники и мотопехоты, которые в большинстве своём были успешны; был участником советско‑финской войны 1939–1940 годов; награждён орденами Красной Звезды и Красного Знамени. На момент гибели ему было всего 24 года.
Известный историк авиации Михаил Юрьевич Быков также добавил поисковикам информации: кроме успешных штурмовок, А.И. Титовец имел на боевом счету три воздушные победы над самолётами противника:
– 29.05.1942. В паре с младшим лейтенантом Даниловым В.Ф. сбили бомбардировщик До‑215 в р‑не мыса Осиновец (немецкий самолёт упал в Ладожское озеро);
– 03.08.1942. В паре с лейтенантом Малофеевым В.Д. сбили истребитель Ме‑109, который упал на западной окраине города Урицк (окраина города Ленинграда);
– 10.09.1942. В паре с лейтенантом Кобряновым М.С. сбили истребитель Ме‑109 в районе Лезье.
Также в базе данных ленинградских поисковиков были сведения ещё о некоторых событиях в боевой работе А.И. Титовца в составе 44‑го иап (с 7 марта 1942 года – 11 гв. иап):
– 23 сентября 1941 года его самолёт ЛаГГ‑3 был сбит в воздушном бою, лейтенант Титовец тогда выбросился с парашютом и вернулся в часть;
– 5 октября 1941 года при патрулировании района у самолета ЛаГГ‑3 отказал мотор, лейтенанту Титовцу пришлось выполнить вынужденную посадку «на живот» в районе Хапо‑Ое (район аэродрома Манушкино), в результате которой самолёт потерпел аварию, лётчик получил ранения;
– 26 мая 1942 года при выполнении боевого задания самолёт ЛаГГ‑3 гвардии старшего лейтенанта Титовца был подбит и выполнил вынужденную посадку в районе Средняя Рогатка (сейчас это район площади Победы в городе Санкт‑Петербурге), лётчик получил лёгкие ушибы.
Как же погиб этот отважный лётчик? Почему его останки остались в обломках боевой машины на месте падения? Ведь до аэродрома Углово, на котором базировались истребительные полки авиации ПВО до места, где нашли обломки самолёта и останки лётчика, всего 10 километров. Причём эта территория никогда не была оккупирована немецкими войсками, она находилась в кольце блокады Ленинграда.
В оперативных документах 11‑го гвардейского истребительного авиационного полка говорилось:
«28 сентября 1942 года полк выполнял задачи: по прикрытию наземных войск в районе Анненское – Арбузово. (...) 16.10. – 8 ЛаГГ‑3 в районе Арбузово на высоте 3000 метров вели воздушный бой с 14 самолетами Ме‑109, в результате боя сбито две Ме‑109 и по возвращению с боевого задания над аэродромом Углово сбит капитан Титовец. Сержант Олейник подбит – легко ранен. Итог дня: сбит 1 Ю‑88 и 2 Ме‑109. Наши потери – 1 экипаж погиб и один летчик ранен...»
В донесениях о безвозвратных потерях, которые были составлены в штабах, сначала полка, затем в корпусе и воздушной армии говорится: «...похоронен в районе мест. Приютино Всеволожского района Ленинградской области».
.
К одному из донесений (донесение 7‑го истребительного авиакорпуса ПВО) была приложена интересная схема: «Могила капитана Титовец А.И. Похоронен 30 метров севернее перекрестка проселочной дороги и дороги, идущей на Рябово от 10 километра Рябовского шоссе, близ местечка Приютино Всеволожского района Ленинградской области».
Посмотрев на эту схему, становится ясно, что ещё во время войны однополчане нашли место падения самолёта. Но как это часто бывало (и это подтверждено рядом случаев из нашей поисковой практики), скорее всего, однополчане или же военнослужащие посланной на место падения самолёта технической команды просто собрали части тела, которые были разбросаны вокруг воронки на месте падения, и похоронили их рядом с местом падения, а извлекать недостающие останки не стали. К сожалению, это действительно так случалось. И ещё раз повторюсь, такое встречалось не раз при проведении поисковых работ и на других местах катастроф.
Поисковики пытались найти могилку, которую, возможно, сделали солдаты в 1942 году. Руководитель всеволожского поискового отряда «Невская оперативная группа» Олег Константинович Попко рассказывал, что очень давно слышал историю от местных жителей, что недалеко от Приютино в лесу (а по карте это место указывали рядом с местом падения самолета) они видели небольшую могилку, на которой была поставлена деревянная пирамидка. Михаил Кельбин с Олегом Попко несколько раз выезжали в указанный район, пытаясь найти могилу, но безрезультатно.
.
Установив данные о лётчике, который погиб на этом самолёте, поисковики приступили к поиску его родных. Работы на месте падения самолёта тоже продолжались. В результате в один из выездов поисковики вместе с останками лётчика нашли знак «Гвардия» и орден Красного Знамени, которым был награждён А.И. Титовец.
Разыскивая родных погибшего лётчика, поисковики на сайте телепрограммы «Жди меня» увидели сообщение, оставленное Александром Владимировичем Евдоченко. Как оказалось, это был внучатый племянник погибшего лётчика:
«Титовец Александр – мой дед, военный летчик. Погиб в боях Великой Отечественной войны 29 сентября 1942 года в звании капитана. Мой папа о нем часто рассказывал, но я сам служил долгое время в Вооруженных силах и времени на поиск родственников по линии погибшего деда не было. Хотелось бы теперь найти кого‑то, кто знал Титовца Александра, найти родственников, детей, внуков. Эта история, очень волнующая для меня, ведь именно в честь этого человека меня тоже назвали Александром».
В это же время Михаилу Кельбину удалось связаться с родственниками Александра Ивановича Титовца в Беларуси на родине героя. Родственники совместно с администрацией Речицкого района Гомельской области обратились с ходатайством к руководителю Общественно‑благотворительного фонда по увековечению памяти погибших при защите Отечества Валентине Юрьевне Бобровой (где находились переданные Михаилом Кельбином для организации захоронения останки лётчика) о передаче останков в Беларусь для захоронения их на Родине.
8 января 2014 года у храма Спаса Нерукотворного образа на «Дороге Жизни», что на Румболовской высоте в городе Всеволожске, прошёл торжественный митинг, посвящённый отправке на родину в Беларусь останков лётчика 11‑го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитана А.И. Титовца, а 10 января 2014 года останки героя были торжественно захоронены рядом с братской могилой на кладбище посёлка Заспа Речицкого района Гомельской области Белоруссии. На этом же кладбище похоронены его родные мать, отец и брат.
Об этом событии и о встрече с родственниками лётчика рассказали в своих публикациях журналистка всеволожской газеты «Всеволожские вести» Людмила Однобокова и журналист речицкой газеты «Дняпровец» Дмитрий Белько:
.
Был сбит самолет у Приютино…
.
22 января 2012 года на сайте программы «Жди меня» разместил заявку Александр Владимирович Евдоченко из Саратовской области. Он хотел найти родственников или друзей, которые рассказали бы ему про Александра Ивановича Титовца. А.В. Евдоченко является его внучатым племянником, в честь него назван Александром. Кроме того, А.В. Евдоченко так же, как и дед, выбрал профессию военного лётчика.
Житель посёлка Рахья Михаил Кельбин об этой заявке, конечно же, не мог знать. Однажды он прочитал на форуме поисковиков, что недалеко от Музея‑усадьбы Приютино были замечены останки самолёта, разбившегося во время Великой Отечественной войны. Выехав в Приютино, Михаил нашёл место падения самолёта. Это была воронка, заполненная водой. 23 февраля 2012 года Михаил с двумя друзьями – Сергеем Терентьевым и Дмитрием Кугаем – начал раскопки. (Не удивляйтесь этому – молодые люди проводят праздники по‑разному). Втроём распилили литовкой 40 сантиметров льда, вручную вёдрами отчерпали воду из воронки, начали копать глину и извлекли стойку шасси, кусок центроплана, различные элементы самолета ЛаГГ‑3, в том числе позже – пушку ШВАК, согнутую в дугу. Показались первые фрагменты костей, стало ясно, что пилот погиб вместе с самолётом. Но воронка быстро заполнялась водой, и работы пришлось остановить.
Летом этого же года была предпринята ещё одна попытка. Чтобы узнать, кто был пилотом, требовалось найти номер самолёта, который выбивался на верхнем щитке, закрывающем шасси. К счастью, номер сохранился: от сильного удара щиток был сильно деформирован, но цифры уцелели. Благодаря помощи Ильи Геннадьевича Прокофьева, одного из лучших в России специалистов по поиску самолётов времен войны, удалось установить, что на самолёте ЛаГГ‑3 с заводским номером 31212684 погиб гвардии капитан Александр Иванович Титовец.
.
ЛаГГ‑3 в Красной Армии называли «Рояль», или «Красавец», из‑за того, что его корпус имел изящную вытянутую форму. Тем не менее, по отзывам немецких пилотов, именно этого самолёта они опасались больше всего в первые месяцы войны. Истребитель имел мощное огневое вооружение, что, кстати, создавало ещё и психологический эффект: когда ЛаГГ‑3 стрелял, наблюдался огромный сноп огня.
На «Дороге жизни» такие самолёты использовались в роли истребителя, истребителя‑перехватчика, истребителя‑бомбардировщика, самолёта‑разведчика. Они сопровождали транспортные самолёты, караваны судов с эвакуируемыми жителями по Ладоге, отгоняли немецких штурмовиков, летевших бомбить Ленинград. Это был одноместный одномоторный моноплан, сделанный из дельта‑древесины, пропитанной специальным составом. Во время войны ходила легенда, что И.В. Сталин, не поверив, что истребитель сделан из негорючего материала, пытался поджечь дельта‑древесину с помощью собственной трубки. У него не получилось. Однако из‑за того, что древесина была спрессованная, она была тяжёлой, поэтому самолет ЛаГГ‑3 был плох для маневров на низкой высоте, входил в штопор. Смертность среди пилотов советских истребителей была очень высока.
По характеру найденных в Приютино останков поисковики установили, что данный ЛаГГ‑3 ушёл в болото под углом приблизительно 45 градусов. Он был подбит в бою, гореть не мог, но при ударе о землю взорвался вместе с лётчиком. На месте взрыва образовалась воронка...
Заявка в программу «Жди меня» вышла в эфир через год, 5 мая 2013 года. Михаил Кельбин об этом ничего не знал. Но, повинуясь внезапному порыву, через месяц после эфира, в июне 2013 года, он вновь отправился к месту падения самолёта. Ему на руку сыграло обстоятельство, что лето выдалось сухое, и вода больше не мешала поиску останков. М. Кельбин приходил несколько раз в одиночку и доставал фрагменты скелета. Для того чтобы их найти, ему приходилось через руки пропускать каждую горсть глинистой почвы. Останки находились примерно на глубине двух метров. Вместе с ними в болоте лежали орден Красного Знамени и гвардейский знак.
С обратной стороны ордена Красного Знамени выбит индивидуальный номер. Орден принадлежал заместителю командира эскадрильи 11‑го гвардейского истребительного авиаполка 7‑го гвардейского истребительного корпуса капитану Александру Ивановичу Титовцу.
Военный лётчик Александр Евдоченко из Саратовской области стал общаться с Михаилом Кельбиным из Всеволожского района через Интернет. Михаил описал примерную картину гибели героя, о которой родные знали совсем мало. Когда Александр Титовец погиб, Белоруссия была в оккупации, и похоронку его семья получить не могла. Александр Евдоченко в ответ прислал фотографию лётчика. С фотографии смотрит на нас красивое молодое лицо с мужественным взглядом. По воспоминаниям родственников, до войны Александр Титовец был веселым парнем, хорошо играл на гармошке. Семья очень гордилась тем, что выходец из небольшой деревни научился летать. В кадровой армии он стал служить с 1937 года. Орден Красного Знамени, который в своих руках держал Михаил Кельбин, А.И. Титовец получил за образцовое выполнение боевых заданий во время советско‑финской войны.
Полк, в котором служил А.И. Титовец, в сентябре 1942 года базировался на аэродроме Сосновка (на территории современного Сосновского парка Санкт‑Петербурга). В сентябре‑октябре 1942 года в задачи полка входила поддержка действий наземных войск в районе Шлиссельбурга, Осиновца, Невской Дубровки. Вполне возможно, что во Всеволожском районе до сих пор живут люди, которые видели в небе самолёт гвардии капитана Александра Титовца.
В 1942 году А.И. Титовец был награжден орденом Красной Звезды. Из наградного листа: «Лейтенант Титовец в боях за Родину против немецких захватчиков проявил подлинный героизм и отвагу. С первого дня начала Великой Отечественной войны товарищ Титовец участвует в защите города Ленина. За это время имеет 235 боевых вылетов, провел 27 воздушных боев. На штурмовку наземных войск и аэродромов противника имеет 26 вылетов, все они были успешными. Так, 9 августа 1941 года лейтенант Титовец произвел разведку в районе деревни Сакс‑Мышкино и обнаружил автоколонну с танками до 40–50 единиц. После разведки в составе 6 самолетов произвел штурмовку этой колонны, в результате чего было три очага пожара в колонне. 10 августа 1941 года штурмовал и бомбил мотомехвойска противника по шоссейной дороге Волна–Извоз. Из автомашин выпрыгивала пехота противника, которую расстреливали из пулеметов. В результате штурмовки в колонне было 4 очага пожара (горели автомашины) и много было убито разбегавшейся пехоты противника. 25 августа 1941 года в составе 7 самолетов штурмовал аэродром противника Спасская Полисть. В результате штурмовки было зажжено 6 самолетов противника. За эту штурмовку имеет благодарность от командования Ленинградского фронта. 30 августа, по данным партизанского отряда, штурмовал и бомбил штаб пехотного полка противника в деревне Буяницы. В результате штурмовки штаб был уничтожен (сгорел). За эту штурмовку имеет также благодарность от командования 7‑го истребительного авиакорпуса. На разведку аэродромов и тылов противника имеет 9 вылетов. Все они были успешными. Так, 3 сентября 1941 года произвел разведку аэродрома м. Лисино. В результате разведки обнаружил до 10 незамаскированных самолетов противника МЕ‑109 и до 5 замаскированных бомбардировщиков. На сопровождение своих бомбардировщиков было 12 вылетов, все успешные. Летал на самолетах И‑16 и ЛаГГ‑3. Все боевые задания лейтенант Титовец выполняет как истинный патриот Родины, вкладывая все свои силы и знания. В бою смел, решителен, инициативен. Делу партии Ленина–Сталина и социалистической Родине предан, свою преданность доказал в боях с белофиннами, за что был награжден орденом Красного Знамени, и в боях против немецких захватчиков. Достоин награждения орденом Красная Звезда».
К этому мы можем добавить, что А.И. Титовец имел на боевом счету 3 воздушных победы над самолётами противника: 29 мая 1942 года в паре с младшим лейтенантом В.Ф. Даниловым он сбил бомбардировщик До‑215 в районе м. Осиновец (самолёт противника упал в Ладожское озеро); 3 августа 1942 года в паре с лейтенантом В.Д. Малофеевым им был сбит истребитель Ме‑109, который упал на западной окраине города Урицка; 10 сентября 1942 года в паре с лейтенантом М.С. Кобряновым им был сбит истребитель Ме‑109 в районе Лезье.
И ещё. 5 октября 1941 года, патрулируя над войсками в группе самолетов ЛаГГ‑3, из‑за отказа мотора самолёт Александра Титовца произвёл вынужденную посадку в районе Хапо‑Ое. При аварийной посадке самолёт был разбит, лётчик остался жив, хотя получил ранение. Но уже 17 октября 1941 года он приступил к выполнению боевых вылетов. Читая различные боевые донесения, имя Александра Титовца я лично нашла в числе наиболее отличившихся пилотов Великой Отечественной войны в 7‑м истребительном авиакорпусе. Это был воистину героический лётчик, лётчик от Бога. Хотя на момент гибели капитану гвардии было всего 24 года.
Как же так получилось, что Михаил Кельбин нашёл только часть останков? Согласно архивным данным, Александр Иванович Титовец был сбит в ходе воздушного боя 28 сентября 1942 года. Он числится захороненным по военным обычаям. Получается, что товарищи‑красноармейцы пришли на место падения самолёта, собрали только те фрагменты тела, которые лежали близко на поверхности, но даже награды оставили в земле?! И была эта спешка не на вражеской территории, не под угрозой бомбёжки, не во время лютой зимы, когда земля заледенела, а возле своего тылового аэродрома. Ну, может быть, дождь шёл в тот сентябрьский день. Хотя вправе ли мы обвинять их в этом, всякое бывало на войне.
Вот как описано в схеме полкового захоронения: «Гвардии капитан Титовец Александр Иванович похоронен 30 метров севернее перекрестка проселочной дороги и дороги, идущей на Рябово от 10 километра Рябовского шоссе, близ местечка Приютино Всеволожского района Ленинградской области». Указанная дорога в настоящий момент не существует. Могила лётчика возле Приютина была видна ещё лет 10 назад. Об этом рассказал командир Всеволожского поискового отряда «Невская оперативная группа» Олег Попко. Но сейчас, даже используя схему полкового захоронения, Михаил Кельбин и Олег Попко не нашли ни оградки, ни пирамидки.
Подскажите, читатели, – где искать вторую половину останков героя?! А она нам очень нужна. Найденные останки, согласно заведённым обычаям, Михаил Кельбин сдал на хранение в Межрегиональный фонд по увековечению памяти павших во время защиты Отечества. После этого он обратился в газету «Всеволожские вести». Это произошло в сентябре 2013 года. Я связалась по электронной почте с проживающим в Минске исследователем из поискового издательского агентства Анатолием Николаевичем Митяненко. Реакция была мгновенной.
Александр Иванович Титовец родился в деревне Заспа Речицкого района Гомельской области Белорусской ССР. Очень скоро, 20 ноября, на его родине будет с особым торжеством отмечаться 70 лет со дня освобождения от фашистской оккупации. Военная история этого края была героической. Во время войны оккупанты уничтожили 5000 местных жителей. Против немцев в Речицком районе активно действовало 5 подпольных групп, две партизанские бригады. В районе сейчас построен Музей Великой Отечественной войны, несколько военных памятников.
Узнав о своём земляке, жители деревни Заспа подготовили ходатайство о том, чтобы прах был перезахоронен именно у них, и желательно – во время празднования 70‑летия освобождения от фашистов. К этому ходатайству подключилось Управление по увековечению защитников Отечества и жертв войны Министерства обороны Республики Беларусь. Здесь его родная земля. Здесь его готовы любить и ухаживать за ним, даже если от него осталась одна половинка. И всё равно – хорошо бы было до 20 ноября успеть найти место, где раньше была могила! И соединить половины.
Вот так благодаря поисковику из Всеволожского района через 71 год после гибели о лётчике узнали и родственники, и его земляки. Наверное, в жизни Александра Ивановича Титовца 2013 год тоже стал очень важным. Это должно быть важно и нам, всем жителям Дороги жизни, которую гвардии капитан А.И.Титовец так доблестно защищал.
Людмила Однобокова.
***
.
Лётчик Александр Титовец вернулся на родину
.
...На 10 километре Дороги жизни, у памятника легендарному автомобилю «Полуторка», состоялась торжественно‑траурная церемония прощания с останками Александра Ивановича Титовца, которые, по просьбе родственников, было решено перезахоронить на родине героя‑лётчика. А 10 января у братской могилы на кладбище Заспы проходил траурный митинг и перезахоронение останков.
В митинге помимо односельчан Александра Титовца также приняли участие начальник управления по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны Республики Беларусь Виктор Шумский, заместитель военного комиссара Гомельской области по идеологической работе Михаил Ветренников, председатель межрегионального общественного фонда по увековечиванию памяти погибших на защите Отечества Валентина Боброва, следователь‑поисковик поисково‑издательского агентства «Книга памяти Украины» Анатолий Митяенко, заместитель командира поискового отряда «Невский пятачок» Анатолий Кушнер, член поискового объединения «Тризна» Михаил Кельбин, председатель райсовета депутатов Михаил Боярин, военком Речицкого военного комиссариата Игорь Нисловский, родные Александра Титовца – племянник Владимир Евдоченко и двоюродный внук, военный лётчик, офицер ВВС в отставке Александр Евдоченко и другие.
Как отметили выступающие, Александр Титовец был настоящим асом. Подтверждение этому – около 300 боевых вылетов (на момент гибели) в сложнейших условиях, постоянно находясь под ударами зенитных орудий и самолётов противника, которые регулярно патрулировали над Дорогой жизни в блокадном Ленинграде. Многие лётчики гибли, не выполнив и 10 вылетов.
Как отметила журналист, член редакции журнала Союза писателей России «Невский альманах» Людмила Однобокова, то место, где погиб Александр Титовец, уникально. Именно на этом месте в XIX веке находилась усадьба государственного советника Оленина, у которого очень часто гостил Александр Сергеевич Пушкин. Для россиян это очень ценное место, ведь именно здесь, в этой усадьбе, Александр Сергеевич написал дочери Оленина всеми известное стихотворение «Я Вас любил...».
Во время митинга прозвучало немало слов благодарности поисковикам от родственников Александра Титовца за проделанную титаническую работу по нахождению самолета, захоронения и останков летчика. Ведь благодаря именно им герой войны будет покоиться в деревне, где родился и вырос.
Здесь же поисковик Михаил Кельбин передал орден Красного Знамени и гвардейский знак племяннику Александра Титовца Владимиру Евдоченко.
В своём выступлении председатель Межрегионального общественного фонда по увековечиванию памяти погибших на защите Отечества Валентина Боброва поделилась ещё одной новостью. Как только делегация из России после церемонии прощания с останками Александра Титовца отправилась в Беларусь, дали о себе знать родственники по линии жены лётчика, которых поисковая группа никак не могла найти. От них стало известно, что жена Александра Титовца, когда Ленинград был блокирован, на некоторое время уехала в Курган. Позже вернулась и всю жизнь прожила в Ленинграде. Она долгое время искала своего мужа, но безрезультатно. И так получилось, что она была похоронена буквально в трёх километрах от того места, где погиб её муж. И земля, взятая с могилы в Заспе вместе с гвардейским знаком будут переданы родственникам по линии жены лётчика.
Присутствующие почтили память гвардии капитана Александра Титовца минутой молчания, и после освящения места захоронения и траурной литургии, которую провёл настоятель прихода храма Святой Живоначальной Троицы агрогородка Заспа протоиерей Сергий, останки лётчика были преданы земле и тем самым обрели покой на своей родине.
К слову, во время проведения митинга, откуда ни возьмись, у могилы появился кот и постоянно находился возле родственников Александра Титовца. И даже когда все уже разошлись после окончания траурного мероприятия, он не спешил покидать территорию кладбища. Этот момент не остался незамеченным, и, как сказал один из членов поискового отряда «Невский пятачок», возможно, это душа погибшего лётчика, которая после долгих мытарств по родным местам в поисках места захоронения наконец‑то обрела покой и таким образом тоже приняла участие в перезахоронении останков. Ещё поисковик отметил, что во время одного похожего перезахоронения вдруг над могилой появилась чайка, хотя определённо этих птиц в тех местах не было и быть не должно.
Благодаря поисковому отряду спустя столько лет останки лётчика с большой буквы, настоящего аса Александра Ивановича Титовца захоронены на его родине. А родственники через 71 год после его гибели узнали, как и за что сражался их дед, прадед и дядя и каким поистине героем он был. Пусть земля ему будет пухом, и светлая память о лётчике будет вечной у ленинградцев и речичан.
.
PS. Когда готовился к выпуску материал, «Дняпровцу» стало известно, что буквально на днях нашлись ещё родственники Александра Титовца. Так, сразу после выхода передачи о прощании с останками лётчика во Всеволожске в редакцию телеканала «100 ТВ» обратилась внучка лётчика Мария Титовец, которая проживает в Санкт‑Петербурге. Она рассказала, что её отец Вячеслав Титовец, сын Александра Титовца, которому на момент гибели было всего 2 года, также приложил немало усилий в поисках своего отца, но, к сожалению, не дожил до этого дня, которого очень ждал всю свою жизнь.
Также в редакцию данного телеканала пришло письмо от правнучки Александра Титовца Арины Титовец, в котором она пишет: «Буквально несколько минут назад моя бабушка увидела по телевизору радостную новость – были найдены останки Александра Титовца. Этот человек, который сгорел в самолете, защищая свой город Ленинград в 1942 году, мой прадедушка...». Также Арина очень хочет найти всех своих родственников, связи с которыми у неё нет.
Говорят участники митинга. Поисковик Михаил Кельбин:
– На место падения самолёта мы вышли по описанию местности в Интернете. Оно было очень подробно описано. Но вот что за самолёт и тем более, кто был пилотом, было неизвестно.
Первый раз мы вышли на поиски в 2011 году и искали само место падения самолёта. Нам повезло – нашли воронку, которая, правда, полностью была заполнена водой. По этой причине сами раскопки проходили в трудных условиях, ведь место падения болотистое, да и сам самолёт находился на двухметровой глубине. Приходилось работать постоянно в воде, вычерпывать её вёдрами. Если же это было невозможно, раскопки и поиски останков лётчика откладывались до того времени, когда вода сойдёт. И только в конце прошлого года работы удалось завершить. Немало проблем доставил и поиск места захоронения останков лётчика, так как в самолёте находилась лишь их некоторая часть. И именно по этой части мы смогли определить, что лётчик до последнего находился в подбитом самолёте и взорвался вместе с ним.
Я очень рад, что Александр Титовец, настоящий лётчик, отдавший свою жизнь за Ленинград и защищавший Дорогу жизни, наконец‑то, спустя 71 год будет покоиться в родной земле.
Племянник Александра Титовца Владимир Евдоченко:
– Я помню Александра как дядю Саньку – я его тогда так называл. Он приезжал к нам на отдых в отпуск. Это был 1937–1938 год. Он всегда был очень весёлым, жизнерадостным и красивым. У его был друг из Красного Моста, с которым они вместе весело проводили время. Александр всегда старался быть крепким и сильным и каждый день занимался по утрам зарядкой. Заставлял и меня – на тот момент мне было 7 лет. Вот таким я запомнил своего дядю.
Хочу сказать огромное спасибо всем, кто занимался поиском останков дяди и организацией перезахоронения его останков. Все они проделали огромную работу.
В редакцию позвонила взволнованная жительница Заспы О.Я. Новикова. Она рассказала, что участвовала в траурном митинге и перезахоронении останков земляка и родственника Александра Ивановича Титовца, погибшего во время Великой Отечественной войны.
Траурная церемония проходила у братской могилы на кладбище в Заспе. И благодаря поисковикам межрегиональной молодежной общественной организации «Поисковое объединение «Тризна» спустя 71 год после войны родственники и земляки узнали, где погиб их дед, прадед, дядя, родственник. Кроме того, не просто найдены и установлены останки отважного летчика, а рассказан вкратце его боевой путь. Теперь останки воина покоятся на родной земле.
Ольга Яковлевна, как и многие другие односельчане, гордится отважным лётчиком‑земляком и благодарна всем тем, кто причастен к поиску и увековечению имен павших за свободу и независимость нашей Родины.
Потрясённая этим случаем, Ольга Яковлевна буквально за ночь написала стихи, посвященные геройски погибшему лётчику‑земляку.
.
Он был обычным парнем,
Как многие из нас.
Но поражал мечтою:
Средь облаков летать.
Мечту свою лелея,
Стремительно к ней шел,
Им запускался в небо
Бумажный самолет.
Но, повзрослев, мечтанья
В нем воплотились в явь.
И детское желанье Сбылось!
Он стал летать!!!
Война сорвала планы
И позвала в поход:
Он с неба защищает
И фрицев жестко бьет.
Он был обычным парнем,
Отвага в нем жила,
А мужество спасало
От яростных атак.
Неравный бой… И схватка
Двух асов и врагов.
Поставлена задача:
«За Родину! Вперед!»
Недолгой была битва,
Горит уж самолет.
И в нем герой наш мчится
Над пропастью болот…
Погиб в неравной схватке
Наш славный капитан.
Он выполнил задачу
Герой тот – наш земляк.
Он был обычным парнем...»
Дмитрий БЕЛЬКО.
* * *
.
В завершении повествования хочется привести выдержки из писем Александра Ивановича Титовца своей супруге Евдокии Ивановне, в которых он пишет о событиях на фронте и переживает за свою семью, своих близких. Письма поисковикам представила внучка Александра Ивановича – Мария Титовец, живущая в Санкт‑Петербурге. Её отец, Вячеслав Александрович, умер восемь лет назад. И он не дождался этой радостной новости...
.
Из письма от 4 июля 1941 года: «Дуся!!! Эту небольшую записку пишу наспех. Обстановка очень напряженная, основное еще впереди. Прилагаем все усилия чтобы к Ленинграду ни одна гадина не смогла пройти. Попытки пробраться к Ленинграду есть. Но это для них пока еще не осуществимо. Не долетая до Ленинграда германские самолеты уничтожаются истребителями и зенитной артиллерией... Нахожусь в Левашово, живем на аэродроме, в кустах. Все время сидим у самолетов или в самолете в ожидании вылета...».
Выдержка из письма от 19 марта 1942 года: «Здравствуй Дина!!! Будучи в доме отдыха, я еще успел получить открытку, она шла всего 12 дней. Отдыхал я полтора месяца, некоторое время болел, желудок немного подвел меня, поэтому столько времени я и находился там. Приехал в Ленинград 7 марта. Перед отъездом я выслал тебе 2000 рублей денег. Не знаю получила ты их или нет. Когда я приехал на место, то здесь, от тебя тоже было несколько писем и открыток. На все эти письма и открытки ответ пишу сейчас. Одновременно с твоими письмами получил письмо от Марии. Она пишет, что при выполнении боевого задания погиб Павлик. Печальные известия. Мне его очень жаль. Я думаю, что немцам дорого обошлась жизнь Павлика. Не один из «гансов» нашел себе могилу на подступах к великому города Ленина. За смерть Павлика мы отомстим. Ответ Марии я написал, при первой возможности к ним заеду. Ты пишешь, что скучаете обо мне, за такое время я также соскучился по тебе и Славике. Хотелось бы с вами встретиться, но это сделать невозможно. Хорошо, что от тебя получаю письма… Мне присвоили очередное звание и наградили орденом Красной Звезды. Михаил получил орден Красного Знамени. Несколько дней я с ним находился в доме отдыха, потом я уехал. Скоро и он должен приехать. И снова начнем работать вместе. Теперь мы стали гвардейцами, и «гансов» будем бить по‑гвардейски. До свидания. Крепко вас целую. Александр».
Выдержка из письма от 22 июня 1942 года: «Здравствуй Дуся!!! Письма твои получаю регулярно. 19.06.42 г. получил открытку, где ты пишешь, что мой аттестат получила. Теперь я спокоен за тебя… Времени свободного нет. Теперь напряженный период боевой работы. Письма писать буду редко, но несмотря на это ты мне пиши чаще. В скором будущем я жду фотокарточку твою и Славика. Мое самочувствие нормальное. Изменений за это время никаких не произошло. Сейчас улетаю на Большую землю и второпях пишу это письмо, чтобы захватить его с собой. Пока все. Целую вас крепко. Александр».
Из последнего письма от сентября 1942 года: «Здравствуй Дуся!!! За последнее время от тебя давно не получал писем. Очевидно ты на меня обижена и решила молчать… Положение в котором мы находимся ….. (зачеркнуто военной цензурой, но можно разобрать: «в Ленинграде») тебе известно. Ты пишешь, что некоторые приезжают к своим женам уже несколько раз. На это я скажу тебе так: есть такие, которые под разным видом ищут причину получить отпуск. Помимо этого, проезжая мимо также некоторым представляется возможность заехать. В такое время, если мне будет дан отпуск, то я также постараюсь приехать к тебе, хотя ты и заехала очень далеко. В одном из своих писем я выслал тебе справку и 14.09.42 г. выслал тебе 3000 рублей... Мое самочувствие пока нормальное. Очень жаль своего лучшего друга Мину, недавно он не вернулся с задания. Получаю письма от своего братишки, он тоже недалеко от меня (сравнительно)… Жду от тебя фото. Пока все. Целую тебя и Славика. Александр...»
.
.
Источники:
Книга «Имена из солдатских медальонов. 9 том. Специальный выпуск. Авиация».
https://foto.pamyat-naroda.ru/view/71122634
https://ont.by/news/00112946
https://www.sb.by/articles/gvardii-kapitan-vernulsya-domoy.html
http://vsevvesti.ru/2013/11/08/
http://aircraft-museum.ucoz.ru/news/dolgaja_doroga_domoj/2014-01-12-444
http://xn----ptbgoeelt.xn–p1ai/news/8/
https://airheroes.ru/component/zoo/titovets-aleksandr-ivanovich
https://sovpilots.ru/lists/44_ta-ti.html
http://ava.org.ru/iap/26g.htm
http://allaces.ru/sssr/struct/p/iap26.php
http://ava.org.ru/iap/157.htm
http://allaces.ru/sssr/struct/p/iap157.php
http://ava.org.ru/iap/11g.htm
http://allaces.ru/sssr/struct/p/iap44.php
Информация с поискового форума ПО Тризна
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору