Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Максименков Симон Лаврович

Выпускник 1938 года
.
 
.
Максименков Симон Лаврович родился в 1915 году в д. Семехино Смоленского уезда Смоленской губернии Российской империи (ныне д. Семехи Смоленского района Смоленской области). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — служащий из рабочих.
Окончил 7 классов школы и школу ФЗУ. Обучался в Смоленском аэроклубе.
.
.
Член ВКП(б) с 1942 года. Женат.
.
В рядах Красной Армии с 1936 года, призван Кардымовским РВК Смоленской области, поступил в лётную школу.
.
.
05.01.1938 окончил 2-ю Краснознамённую военную школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске с присвоением воинского звания старшина и назначен пилотом 35-й истребительной авиационной эскадрильи (приказ ВВС КА № 021).

С 08.05.1938 — пилот 4-й эскадрильи 28-го иап 69-й истребительной авиабригады ВВС Киевского особого ВО.
.
Участник гражданской войны в Испании с 10 июня по 4 октября 1938 года. Находился в командировке в качестве лётчика-истребителя и воевал в авиагруппе Грицевца. Летал на самолёте И-16.
За выполнение специального задания советского правительства награждён орденом Красного Знамени (22.02.1939).
.
03.11.1938 присвоено воинское звание старший лейтенант.
13.12.1938 назначен начальником химической службы эскадрильи 17-го иап ВВС Киевского особого ВО.
05.03.1939 назначен начальником химической службы эскадрильи, а 16.08.1940 — штурманом эскадрильи 46-го иап ВВС Киевского особого ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 по 10.07.1941 в составе 46 иап 14 сад ВВС Киевского особого ВО/Юго-Западного фронта.
13.07.1941 года полк отведён в резерв, потеряв материальную часть. В г. Ростове-на-Дону был переформирован и укомплектован, получил самолёты ЛаГГ-3. В августе некоторое время входил в состав ПВО Московского ВО.
С 10.08.1941 по 23.08.1941 46 иап воевал в составе 8 иад ВВС Северного фронта (с 23.08.1941 — ВВС Ленинградского фронта).
10.10.1941 года старший лейтенант Максименков С.Л. назначен командиром эскадрильи безномерного формирующегося истребительного авиационного полка на базе 11-го запасного истребительного авиаполка (впоследствии 796-й иап).
08.01.1942 присвоено воинское звание капитан.
.
Из истории 796 иап
В составе авиаполка был один самый приметный именной самолёт «ЛаГГ-3» «Горьковский пионер», построенный на средства, собранные пионерами.
В годы Великой Отечественной войны в нашей стране широкое распространение получило патриотическое движение, когда простые люди, работники тыла, вносили свои сбережения на постройку боевой техники и передавали её на фронт с наказом ещё сильнее громить врага.
Особенно много таких примеров было в авиации, когда на деньги трудовых коллективов, заводов, колхозов, и отдельных людей, строились боевые самолёты.
Одним из таких самолётов стал истребитель «ЛаГГ-3» «Горьковский пионер», который нёс службу в 796-ом истребительном авиаполку.
История создания этого самолёта началась в январе 1942 года в Сормовском районе города Горький. Ученица первого класса школы № 79 Светлана Мельникова пришла на прием к первому секретарю райкома партии и рассказала, что на деньги, собранные школьниками Горьковской области был построен танк «Пионер» и передан в действующую армию. А теперь она хочет, чтобы на деньги школьников построили еще и самолёт-истребитель «Горьковский пионер».
Денег, которые принесла Светлана, оказалось слишком мало, но её инициативу поддержали и предложили начать сбор средств. Ученики школы № 79 Сормовского района поддержали её почин и к 24-й годовщине создания Красной Армии собрали деньги на самолёт. На Горьковском авиазаводе был построен самолёт «ЛаГГ-3».
Первоначально истребитель хотели вручить летчику-земляку командиру 2-й авиаэскадрильи капитану Александру Петровичу Зайцеву из 145-го истребительного авиаполка, но в феврале 1942 года полк был перевооружён на самолёты «Харрикейн».
В связи с этим именной самолёт было решено передать лётчикам 796-го истребительного авиаполка, который формировался на станции Сейма Горьковской области и получал на вооружение самолёты «ЛаГГ-3».
23 февраля 1942 года состоялась торжественная церемония, на которой школьники Сормовского района передали именной самолёт старшему лейтенанту Симону Лавровичу Максименко.
.
Пионервожатая читает пионерский наказ экипажу самолёта «Горьковский пионер». Март 1942 г.
.
У самолёта пилот ст. лейтенант С.Л. Максименко и школьники. У кабины самолёта Светлана Мельникова
.
Максименко Симон Лаврович в кабине ЛаГГ-3 «Горьковский пионер». Март 1942 г.
.
На самолёте за кабиной лётчика помимо надписи «Горьковский пионер» была ещё одна надпись, точного текста не сохранилось, но предположительно она звучала так – «Подарок, сделанный советским лётчикам истребителям РККА от пионеров Сормовского района города Горький».
Дальнейшая судьба самолёта «Горьковский пионер» до сих пор неизвестна.
17.03.1942 18 самолётов ЛаГГ-3 796-го истребительного авиаполка прибыли в состав ВВС 52-й армии Волховского фронта и были перебазированы на аэродром Веребье, а затем на аэродром Кленино.
19.03.1942 полк приступил к боевой работе и к 09.04.1942 в его составе осталось только 5 исправных самолётов, которые с 10.04.1942 вместе с лётным составом были переданы в состав 10-го истребительного авиационного полка  ВВС 52-й армии Волховского фронта.
.
С 10.04.1942 по 05.0.1942 капитан Максименков С.Л. сражался в составе 10 иап 52-й Армии Волховского фронта.
За время боевых действий в воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника и 2 в составе группы (по данным Быкова М.Ю.).

.
 ЛаГГ-3
.
5 июня 1942 года командир эскадрильи 10 иап старший лейтенант Максименков Симон Лаврович на самолёте ЛаГГ-3 погиб в воздушном бою.
Похоронен в одиночной могиле в районе аэродрома (территория совхоза «Красный Балтик» г. Малая Вишера Новгородской области).
.
.
Впоследствии, на этом месте было создано воинское захоронение — Братская могила лётчиков 52-й Армии в г. Малая Вишера Новгородской области.
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУФУ войск КА № 0712/пог. от 01.09.1942.
Вторично исключён из списков Вооружённых Сил Союза ССР приказом ГУК ВС СССР № 0398 от 28.02.1947, как командир 1 иап капитан Максименков Симон Лаврентьевич (отменён приказом ГУК ВС № 01334 от 12.10.1955).
.
Награждён двумя орденами Красного Знамени (22.02.1939, 02.08.1941).
Увековечен в печатной Книге Памяти Смоленской области г. Смоленск и Смоленской области Кардымовский район.
.
Жена Максименкова Анастасия Ивановна и ребёнок проживали в г. Москва-58 по адресу Первый Восточный переулок д. 11 кв. 29.
***
.
"Воевали в Маловишерском небе" - 1 издание (2013 год)
.
Максименков Симон Лаврович, старший лейтенант-пилот, командир авиаэскадрильи 10-го истребительного авиаполка ВВС 52-й армии, Волховского фронта. 1915 – 05.06.1942.
Симон Лаврович Максименков родился в 1915 году в деревне Семихино Кардымского района Смоленской области в крестьянской семье.
Окончил 7 классов неполной средней школы в селе Рябцево Смоленского района и школу ФЗУ. Работал на заводе «Машиностроитель» г. Смоленска и одновременно обучался в аэроклубе. В 1937 году он был призван в Красную Армию. Затем поступил в военную авиационную школу пилотов, после окончания которой проходил службу в звании старшины – лётчика 2-й истребительной авиационной эскадрильи 56–ой Житомирской истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
В 1938 году добровольцем сражался в Испании в период с июня по конец октября. В составе авиагруппы С.И. Грицевца. Свой первый боевой вылет совершил 13 августа в составе 2-й эскадрильи на самолёте «И–16». Это был знаменитый бой над каталонским городом Гандеса, в котором участвовали 30 республиканских истребителей и 42 самолёта противника: немецкие «He –111» и итальянские «FIAT CR.32».
23 августа в воздушном бою в районе Эбро С.Л. Максименков преследовал итальянский истребитель «FIAT CR.32», но попал в зону обстрела своей зенитной артиллерии и был сбит. Он выпрыгнул из самолёта на парашюте, но при приземлении получил серьёзные травмы позвоночника и лёгкого. В дальнейшем травмы не позволили ему участвовать в боях, и в октябре он был отправлен на Родину.
Однако, по другим данным, С.Л. Максименков участвовал в сражениях до конца октября 1938 года. Свой последний бой он провёл 5 октября.
В составе девятки «И–16» под командованием Грицевца вылетел на сопровождение бомбардировщиков. Возле линии фронта в районе реки Эбро они обнаружили большую группу самолётов «FIAT». С.И. Грицевец повёл свою группу в атаку, завязался воздушный бой. Через некоторое время на помощь фашистским лётчикам подоспело подкрепление. В ходе воздушного боя Максименков сошёлся с противником в лобовой атаке, и в последний момент противник, не выдержав психологического напора, попытался отвернуть в сторону свой самолёт. Максименков совершил таран. От удара оба самолёта разломились и начали падать. Перед ударом Максименков расстегнул ремни, и его выбросило из кабины. Пришёл он в себя, когда до земли оставалось совсем ничего, и раскрыл парашют. Испанцы подобрали раненого лётчика и оказали ему помощь.
Всего С.Л. Максименков выполнил около 20 боевых вылетов и участвовал в 5 воздушных боях, сбил тараном 1 самолёт.
22 февраля 1939 года за исполнение интернационального долга Максименков Симон Лаврович был награждён орденом «Красное Знамя».
С начала Великой Отечественной войны С.Л. Максименков сражался на Юго-Западном фронте.
Выписка из наградного листа:
«...Максименко Семен Лаврович, старший лейтенант, зам. командира авиаэскадрильи 46 иап, 22.6.41. за один день произвёл 12 боевых вылетов и 5 воздушных боев. Смелый и отважный лётчик. 22.6.41. сбил самолёт противника. Достоин награждения Орденом Красного Знамени. 26 июля 1941 г.»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1941 года был награждён вторым орденом «Красное Знамя».
В октябре 1941 года старший лейтенант С.Л. Максименков был назначен на должность командира авиаэскадрильи в 10-й истребительный авиаполк, который сражался на Калининском фронте. Летал на самолётах «И–16» и «ЛаГГ–3».
В марте 1942 года авиаполк был направлен в состав ВВС 52-й армии Волховского фронта.
5 июня 1942 года Максименков вылетел на самолёте «ЛаГГ–3» на блокирование аэродрома противника. Над аэродромом в воздушном бою с самолётом противника «Mе–109» его самолёт был подбит. Пока ещё работал мотор, он с большим трудом перелетел через линию фронта. Когда мотор заглох, выпрыгнул из самолёта с парашютом, но из-за малой высоты купол не успел раскрыться...
Похоронен С.Л. Максименков на кладбище лётчиков города Малая Вишера.
.
После первого издания книги в наш архив поступило письмо однополчанина Алексея Михайловича Шибанкова от 12 декабря 1944 года адресованное жене Максименкова, из которого мы узнали подробности гибели лётчика:
«Привет с фронта!!!
Добрый день уважаемая Анастасия Ивановна!!! Разрешите поздравить Вас с новым 1945 годом и пожелать вам доброго здоровья в вашей трудной семейной жизни. Вот уже третий год, как мы воюем на фронте без нашего горячо любимого командира и товарища каким мы знали покойного Симона Лавровича Максименкова. В лице его мы имели смелого и отважного лётчика-истребителя. Вся жизнь Симона Лавровича Максименкова связана с пребываением в рядах Красной Армии причём почти непрерывно он воюет на фронтах начиная с 1938 года в Испании, за что получил орден Красного Знамени, затем в 1939 г. в Финляндии за что так же награжден орденом и наконец в Великой Отечественной войне 1941 года.
Все наиболее ответственные задачи поручались группе возглавляемой Максименковым и всегда с честью он выполнял свой долг перед Родиной. Он смело шёл навстречу врагу несмотря на численное преимущество и завязывал бой. Около десяти вражеских самолётов и танков, свыше 30 солдат и офицеров немецких нашли свой бесславный конец на нашей земле от дерзких ударов Симона Максименкова в воздуха.
Однажды выполняя боевое задание по блокировке вражеского аэродрома, самолет Симона Максименкова атаковал из-за тучи вражеский истребитель и прямым попаданием сперва пробил плоскость. Самолёт начал резко снижаться над территорией врага. Огромным усилием воли он вёл самолёт на свою территорию.
Вот и родная земля, но мотор отказал и самолёт стал падать вниз. Видя, что машина уже не слушается его он выпрыгнул с парашютом, но было слишком низко от земли и парашют не полностью раскрылся, отчего Максименков ударился о землю с большой силой. Несколько часов он ещё был жив, но своевременно не было ему помощи, так как кругом безлюдное болотистое и лесистое место и пока мы его нашли он был уже мёртв. Тело его мы перенесли в город Малая Вишера и там же похоронили его со всеми почестями. Тяжела утрата для родных и всех нас, но мы с горечью на сердце поклялись над прахом Максименкова отомстить врагу за него и довести дело начатое им до победного конца.
И вот встречая третий год мы с гордостью говорим, что кровь и молодая жизнь наших погибших товарищей не пропала даром. Ещё один всесокрушающий удар по фашистской Германии и враг будет разбит на голову. И тогда мы будем строить свою жизнь заново.
Сейчас оформляется альбом истории нашей части, в которой жил и сражался ваш муж Симон Лаврович, а поэтому у меня к вам просьба выслать фотографию его, так как она крайне необходима при этом. Заранее благодарю за фотографию и жду вашего письма о вашей жизни. Остаюсь вам незнакомый по имени Алексей Михайлович Шибанков. Будьте счастлива!»
Командир Маловишерской поисковой группы «Память» Игорь Николаевич Никитин.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Помощь в предоставлении информации и фотографий оказал руководитель Маловишерской поисковой группы «Память» Игорь Николаевич Никитин (на момент создания книг в 2013 и 2016 годах был командиром группы, в настоящее время руководитель).
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
.
От Администратора сайта. Точная дата рождения Максименкова С.Л. нам пока не известна. Помянем выпускника в день его гибели - 5 июня. 
Карта сайта Написать Администратору