Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Мельников Пётр Михайлович

Выпускник 1942 года
.
.
Мельников Пётр Михайлович родился 1 января 1920 года в д. Мелечкино (Меличкино) Солнечногорской волости Клинского уезда Московской губернии РСФСР (ныне Солнечногорского района Московской области). По национальности русский.
Кандидат в члены ВКП(б) с 1942 года. Женат.
.
В рядах Красной Армии с 1940 года, призван Ленинским РВК г. Москвы, поступил в лётную школу.
В 1942 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания сержант.
По переписи 20.07.1942 — пилот 17-го запасного авиаполка ВВС Уральского ВО в г. Молотове.
В дальнейшем служил и воевал в составе 439 иап ПВО. Сведений о назначении на должность не найдено.
.
Участник Великой Отечественной войны в составе 439-го иап ПВО.
23.06.1943 лётчику 439 иап ПВО 147 иал ПВО Рыбинско-Ярославского района ПВО Мельникову Пётру Михайловичу присвоено воинское звание младший лейтенант .
С 13.11.1943 лётчик 767-го иап ПВО младший лейтенант Мельников П.М. сражался в составе 122 иад ПВО Мурманского дивизионного района ПВО Западного фронта ПВО. Летал на Як-7б.
.
 Як-7б
.
.
За время боевых действий в воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника (по данным Быкова М.Ю.).
.
29 февраля 1944 года лётчик 767 иап младший лейтенант Мельников Пётр Михайлович погиб в воздушном бою в 15 км юго-западнее города Мурманск, на самолёте Як-7б таранил истребитель Ме-109 (документально таран подтверждается).
Похоронен в отдельной могиле вместе с командиром эскадрильи капитаном Сергеем Федоровичем Тягуновым на воинском кладбище п. Мурмаши Кольского района Мурманской области.
.
.
Также их фамилии есть на плитах захороненных в Братской могиле п. Мурмаши, захоронение № 33109010).
.
.
.
Исключён из списков Вооружённых Сил Союза ССР приказом ГУК ВС СССР № 0250 от 17.02.1947.
.
Посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени (07.07.1944). Из наградного листа от 08.04.1944:
"...На подступах к объекту 8 самолётов Як-7Б встретились с превосходящим по количеству самолётов противника и завязали воздушный бой, в ходе боя противник все же пытался отдельным отрядом прорваться на транспорта в порту. Младший лейтенант Мельников видя коварные замыслы противника быстро оценил создавшуюся обстановку и значение хотя бы одной сброшенной бомбы в порт на транспорта с боеприпасами и вооружением. Выполняя военную присягу и не жалея самой жизни за Родину, врезался в середину строя самолётов противника и тараном плоскости сбил ведущего отряда. Лётчик самолёта противника взят в плен, оказался командиром отряда этой группы. Остальная часть группы самолётов противника видя потерю своего командира группы, сбросили бомбы в сопки и беспорядочно стали уходить на свою территорию, преследуемые нашими самолётами, в результате чего еще было сбито 3 Ме-109.
Младший лейтенант Мельников решил спасти свою машину, у которой вследствие тарана отлетела часть плоскости и решил произвести посадку на своём аэродроме.
Не дотянул до аэродрома, врезался в землю и сам погиб смертью храбрых."
.
Увековечен в печатной Книге Памяти Ярославской области том VII.
.
Жена Мельникова Вера Кирилловна проживала в г. Ярославле по адресу ул. 1-я Бутырская д. 40 кв. 12.
***
.
Из книги «Мурмаши — воин и труженик»
767-й авиаполк ПВО
.
На окраине поселка Мурмаши приютилось крохотное воинское кладбище. У самого входа с левой стороны стоит там скромный памятничек, сваренный из металла, с пятиконечной красной звездочкой наверху. На лицевой стороне его укреплены две фотографии. Верхняя: молодой застенчивого вида парнишка в буденовке с авиационными петлицами (фото, по всей видимости, курсантских лет). Надпись гласит: Пётр Михайлович Мельников. Погиб при защите Советского Заполярья. 1920—1944 гг.
Чуть пониже вторая фотография: симпатичный мужчина с богатой шевелюрой, с волевым взглядом, устремленным куда-то вдаль. Подпись: Сергей Федорович Тягунов.
.
.
Небольшой осевший могильный холмик не производит впечатления заброшенности: чьи-то заботливые руки подправляют его время от времени, иногда появляются на нём живые цветы. Не забывают мурмашинцы тех, чей прах покоится в этой земле...
.
Иван Михайлович рассказал: «В тот памятный зимний день 1944 года я выписался из госпиталя, где лежал с ранением ноги, полученным в воздушном бою. Пришёл на аэродром, в свою родную эскадрилью, по которой сильно соскучился, лёжа на больничной койке. Поскольку сам летать ещё не мог, хотел посмотреть, как идут дела у наших ребят с переучиванием на новую материальную часть- они тогда осваивали «аэрокобры». До этого мы летали на «киттихауках» - машинах тяжёлых и слабо вооруженных. Об «аэрокобре» мы многое слышали, ее хвалили за манёвренность, хорошую скорость, солидное вооружение. Два крупнокалиберных пулемёта и 37-миллиметровая пушка, что ни говорите, внушительно.
Погода была нормальная, десятибалльная облачность высотой 1000—1200 метров, лёгкий морозец. В небе находился «киттихаук», таскавший конус, по которому вели учебные стрельбы две «аэрокобры». Я, соскучившись по полётам, с волнением наблюдал за всем этим. Хотелось самому как можно быстрее войти в строй. Ругал свою ногу с перебитой правой ступней, которая, как мне казалось, очень медленно заживала.
Я скорее увидел, чем услышал, команду «готовность». Посты ВНОС передали, что в направлении Мурманска с аэродрома Луостари идёт большая группа вражеских самолётов. Ребята третьей эскадрильи во главе со своим командиром Тягуновым метнулись к машинам. Вместе с Серёгой бежали штурман Борис Ливанов, лётчик Петя Мельников, командир звена Николай Матвеев, другие ребята.
Через несколько минут прозвучал сигнал «воздушная тревога!» Самолёты ПВО - эскадрилья Тягунова - один за другим выруливали на взлётную полосу и поднимались в небо.
Первые «месссршмитты-109Ф» вывалились из-за облаков, но почему-то не обратили внимания на взлетающих «Яков», которые были для них в эти минуты лакомой целью. Гитлеровцы шли стороной вдоль Туломы, оставляя аэродром правее. Это была большая группа истребителей, начинённых бомбами, и шла она бомбить Мурманск.
Бой завязался отчаянный с первых же минут. Небо перерезали огненные трассы. Застрекотали пулеметы, заухали пушки.
Тягунов врезался в гущу неприятельских машин, увлекая за собой основную группу ребят. Бой усложнялся тем, что сплошная облачность не позволяла развернуться во все силы. Самолёты вражеские и наши то вываливались из облаков, то снова уходили в серую тяжёлую муть, преследуя друг друга.
Наше внимание привлек один «Як», который коршуном бросился на удиравшего «мессера». Он буквально повис у гитлеровца на хвосте.
Мы не успели даже охнуть, как «Як» догнал «стодевятого» и с ходу рубанул его правой плоскостью. «Мессер» камнем понёсся к земле. Лётчик решил спастись: мы видели, как от «мессера» отделилась точка и раскрылся парашют.
Тут наше внимание переключилось на другое. Мы не могли понять, что случилось с нашим «ястребком», таранившим фашиста. Почему он вдруг ни с того, ни с сего начал крутить «бочки» — вращаться: вокруг продольной оси? Его двигатель то яростно ревел на форсированном режиме, и тогда прекращалось вращение машины, то снижал обороты до нормальной скорости полета - и тогда «Як» снова срывался на правое крыло и начинал вертеть «бочки». Дикий, тревожный рёв оглашал всё окрест, содрогая наши души. Мы догадались: случилась беда.
Заходя на посадку со стороны залива, «Як» несся со страшной скоростью. Вот уже были выпущены шасси, закрылки. Посадочная полоса мчалась в объятия лётчика. Только тут мы наконец поняли, что произошло с самолётом. У него не было значительной части правой плоскости, которую он снёс при таране «мессера». Была нарушена аэродинамика «Яка», и он не мог при нормальной посадочной скорости удержаться в горизонтальном полёте. Он удерживался в нем только благодаря форсированной скорости.
Вот сейчас под самолётом уже проносится глубокий овраг Малого Кротова ручья. Вот уже торец взлетно-посадочной полосы. Высота полёта всего несколько метров.
Кто-то, не выдержав, истошно заорал: «Газ! Прибирай газ!»
Всем было ясно: из-за ограниченности посадочной полосы самолёт не сможет погасить скорость и окажется в другом Кротовом ручье - Большом, который у него на пути. А это всё...
И будто услышав вопль с земли, когда колеса самолёта вот-вот должны были коснуться полосы, лётчик резко прибрал газ. «Як», словно срезанный метким выстрелом, перевернулся через правое крыло и рухнул на землю вверх колёсами, безжизненно распластав изуродованные крылья. Огромный столб снежной пыли веером взметнулся в небо. Мир застыл в страшном оцепенении.
Все, кто следил за раненым «Яком», бросились к месту происшествия. Самолёт смиренно лежал в непривычной для человеческого глаза позе - задрав вверх шасси, подмяв под себя пилотскую кабину.
Изъятый из кабины лётчик Пётр Михайлович Мельников, двадцатичетырёхлетний парень из Москвы, был мёртв. Лицо его было залито кровью, а начавшие гаснуть глаза были устремлены куда-то ввысь, в небо, к тяжелым нависшим облакам, где ещё шел смертельный воздушный бой, где его друзья предпринимали отчаянные усилия, чтобы не позволить врагу прорваться к Мурманску.
И это было не всё. В трагической суете с Пётром Мельниковым никто на аэродроме не видел, как развивались события там, в воздухе. А они развивались не менее трагически. Подробности боя, ставшего последним для Сергея Федоровича Тягунова, видели зенитчицы и прожектористки зенитного расчета, охранявшего подступы к аэродрому. Расчёт этот дислоцировался на островах Туломы, за гидроэлектростанцией. Потом девушки рассказали всё в деталях.
...Увлекая за собой товарищей, Тягунов появлялся то тут, то там, преследуя врага, заставляя его беспорядочно сбрасывать бомбы в сопки, чтобы налегке поспешно ретироваться. Удачно пристроившись в хвост одному «мессеру», Сергей настиг его. Пора было открывать огонь, но его пулемёты почему-то молчали. По всей видимости, кончился боезапас. Внезапно из облачности выскочил «стодевятый» и с ходу метким огнем резанул по краснозвездному «Яку». Истребитель резко вздрогнул и устремился к земле. Он упал среди сопок за водосбросом электростанции, примерно в том же районе, где рухнул и «мессер», сбитый Мельниковым.
Так погиб комэск 767-го истребительного авиационного полка ПВО Сергей Федорович Тягунов. Сергея и Петра похоронили в одной могиле. Это были тяжёлые похороны, хотя похорон поселок в те времена пережил немало...
Потом сюда, в Мурмаши, на могилу Сергея и Петра приезжали брат Тягунова, мать Петра Мельникова. К сожалению, тогда никто не догадался подробно расспросить гостей о деталях биографий погибших лётчиков. А сейчас связь с ними оборвалась. Восстановить жизненный путь Сергея Федоровича Тягунова и его боевого друга Петра Михайловича Мельникова пока не удалось. Возможно, кто-нибудь займется поиском. Ведь ничто на этом свете не проходит бесследно.
И ещё одно. В память о славном сыне Родины, отдавшем жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками, Сергее Фёдоровиче Тягунове благодарные мурмашинцы назвали его именем одну из улиц поселка. Представляется несправедливым, что нет пока в Мурмашах улицы лётчика Мельникова. Хотелось бы надеяться, что такая улица может появиться...»
М.В. Головенков
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору