Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Голубин Иван Филиппович

Выпускник 1939 года
Герой Советского Союза
(присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 г., медаль № 676)
.
Родился в 1919 году в деревне Троицкое Чернского района Тульской области в семье крестьянина.
Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал шофёром на подшипниковом заводе в Москве, одновременно учился в аэроклубе.
В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
 
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Незадолго до начала войны Иван Голубин при вынужденной посадке получил серьезную травму головы, в результате которой его зрение резко ухудшилось. Врачи категорически запретили ему летать. Лейтенант Голубин был переведен на штабную должность в 16 иап 6-го истребительного авиационного корпуса Войск противовоздушной обороны (ПВО) страны. Он заполнял лётные книжки, а сам рвался в небо. Особенно тяжело ему стало, когда фронт приблизился к самой Москве. Однажды во время боевой тревоги лейтенант Голубин не выдержал и взлетел на свободном МиГ-3. В воздухе он оказался ведомым у лётчика Михаила Бабушкина. В завязавшемся воздушном бою Бабушкин сбил бомбардировщик противника. После посадки командир полка подполковник Ф. М. Пруцков учинил лётчику Голубину разнос, грозился посадить на гауптвахту за самовольство. Но потом смягчился и разрешил, под свою ответственность, летать.
Свой первый "официальный" боевой вылет лейтенант Голубин совершил 24 октября 1941 года. В этот день шесть МиГ-3 атаковало 18 бомбардировщиков противника под прикрытием 10 истребителей. Голубин сбил пикирующий бомбардировщик Ю-87. На следующий день он записал на свой счет еще один самолет противника – Ме-109. 29 октября Иван Голубин в двух воздушных боях одержал 4 победы: три Ме-109 и один Ю-87.       
5 декабря Иван Голубин парой вылетел на штурмовку. Над линией фронта МиГ-3 попали под плотный зенитный огонь. Осколок снаряда разворотил руль высоты на машине ведомого и Голубин приказал ему вернуться на свой аэродром, а сам в одиночку продолжил выполнение задания. Вскоре лейтенант Голубин заметил длинную колонну противника и сделал три захода по ней. Отстрелявшись, Голубин взял курс на свой аэродром. Вдруг Иван Голубин заметил группу немецких истребителей. Противник также обнаружил одинокий советский самолёт. Уходить было поздно, и Голубин первым врезался в строй "мессеров". На какое-то время это вызвало замешательство, немецкие лётчики не ожидали подобной дерзости. Завязался бой. В хвост самолёта Голубина стал заходить Ме-109. Иван сманеврировал скоростью: он убавил газ, и истребитель противника оказался впереди. Очередь советского лётчика оказалась точной. В это время второй "мессер" стал заходить слева. Голубин повторил маневр и сбил самолёт противника. Обозленные неудачей, немцы набросились на одинокий МиГ-3, начали поливать его огнем. От прямого попадания "обрезал" мотор. Заметив внизу ровную площадку, Голубин пошел на посадку с убранными шасси. Приземлившись, лётчик добрался до леса и скрылся в его чащобе. Там он встретил жителей деревни Вертолино, которые спасались в лесу от немцев. Когда Голубин немного окреп, крестьяне переодели его в гражданскую одежду и передали партизанам, которые перевели лётчика через линию фронта. В свой полк Иван Голубин возвратился через 4 дня.
Всего с 24 октября по 15 декабря 1941 года заместитель командира эскадрильи 16 иап лейтенант Голубин сбил по официальным данным 10 самолётов противника (семь Ме-109 и три Ю-87) лично и 2 – в группе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с противником, Ивану Филипповичу Голубину было присвоено звание Героя Советского Союза.
 
С начала 1942 года старший лейтенант Голубин служил инспектором-лётчиком Инспекции ВВС.
В мае–июне он как инспектор участвовал в подготовке 434 иап к боям.
Вместе с полком принял участие в июле–августе 1942 года в боях под Сталинградом, во время которых капитан Голубин лично сбил 3 самолёта противника.
В августе–ноябре 1942 года продолжил службу в 16 иап.
Всего капитан Иван Филиппович Голубин сбил лично – 13, в группе – 2 самолета противника.
По свидетельству Степана Анастасовича Микояна, 1 ноября 1942 года группа самолётов МиГ-3 16 иап, в состав которой входил и капитан Голубин, совершала перелет в сложных метеоусловиях и потеряла ориентировку. Горючее было на исходе, и лётчики выполнили вынужденные посадки на "живот". Иван Голубин, надеясь, видимо, сохранить машину, сел на колеса, но самолёт скапотировал и лётчик погиб.
И. Ф. Голубин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награждён орденами Ленина и Красного Знамени. Имя Героя высечено на памятнике Героям Советского Союза в городе-герое Туле, его именем была названа пионерская дружина Троицкой школы Чернского района Тульской области.
*****
В сквере у главной проходной Люблинского литейно-механического завода высится стела, сложенная из гранита (авторы И. Каменский и Ю. Ранимский). Она посвящена памяти работников предприятия, павших смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны. На стеле высечены 500 имен. Среди других, начертано там и имя Героя Советского Союза Ивана Филипповича Голубина.

Иван Голубин считал Москву своим родным городом, хотя родился в деревне и школу окончил в селе Троицком Чернского района Тульской области. Некоторое время он работал в местной газете. Но больше всего его влекла техника, авиация. Ну а потом - Москва, Люблино, школа ФЗУ при Люблинском литейно-механическом заводе, работа шофёром заводской автобазы и учёба в аэроклубе, Борисоглебское военно-авиационное училище имени В. П. Чкалова. Настоящим лётчиком-истребителем Иван Голубин стал 5 ноября 1939 года.

Незадолго до начала войны с Ваней Голубиным (так его называли в полку) стряслась беда: при вынужденной посадке он получил серьёзную травму головы. Зрение резко ухудшилось и врачи категорически запретили ему летать.

Голубин был переведён на штабную должность. Он заполнял лётные книжки, а сам тосковал по небу. Словом, скучал, несмотря на свой неунывающий характер. Особенно тяжело ему стало, когда началась война и фронт, уже вскоре, приблизился к самой Москве. Его друзья сражались в небе с врагом, а он вынужден был сидеть над штабными бумагами. Он не мог примириться с таким положением, считал, что врачи поторопились со своими диагнозами, списав его на землю, и был твёрдо уверен, что докажет всем, на что он способен.

Однажды по сигналу боевой тревоги лейтенант Голубин не выдержал и сел в свободный самолёт (кто-то из лётчиков из-за ранения не мог летать). Не успела зелёная ракета догореть, как он поднялся в небо. В воздухе он оказался вместе с Михаилом Бабушкиным, сыном прославленного полярного лётчика. В том бою Михаил с первой атаки сбил вражеский бомбардировщик. Иван Голубин прикрывал его действия. На земле командир полка подполковник Ф. М. Пруцков учинил Голубину разнос, грозился даже на гауптвахту посадить за самовольство. Но, не выдержав его просящего и в то же время упрямого взгляда, смягчился. Он разрешил, под свою ответственность, Голубину летать...

Свой первый "официальный" боевой вылет он совершил 24 октября 1941 года. Навстречу шестёрке советских истребителей, среди которых был и его самолёт, летело 12 вражеских машин. По приказу командира Голубин атаковал бомбардировщик Ju-87, поджёг его и преследовал огнем до тех пор, пока тот не врезался в землю...
И.Ф.Голубин

За первым боем последовали другие. С каждым днём росло боевое мастерство лётчика, накапливался опыт. На его счету было уже 4 воздушные победы. С уважением относились к нему не только лётчики, но и техники.

29 октября Иван Голубин одержал 4 победы в четырёх воздушных сражениях. А вскоре в неравном бою над Можайском против 9 Ме-109 он сбил ещё два вражеских самолёта, но, получив ранение, был вынужден выброситься на парашюте из горящего истребителя. Опустился он на территории, занятой противником. Лётчика нашли колхозники, укрывавшиеся в лесу. Они накормили его, оказали медицинскую помощь.

А произошло в тот декабрьский день следующее. Иван Голубин вылетел на штурмовку вражеских войск в паре с младшим лейтенантом Шишковским. Сразу же за линией фронта "МиГи" попали под плотный огонь вражеских зениток. Осколок снаряда разворотил руль высоты на машине ведомого, истребитель стал плохо слушаться пилота. Голубин приказал напарнику вернуться назад. Сам же продолжил выполнение задания, но уже в одиночку.

Ориентируясь по хорошо видимому рельефу местности, Иван вскоре вышел на шоссе. Впереди по курсу заметил длинную цепочку темневших на фоне заснеженного поля коробок. Трижды заходил на них с крутого пикирования. Хорошо видел, как машины сбивались в кучи, а некоторые сварачивали на обочину дороги и там застревали в глубоком снегу. Отстрелявшись, Голубин на бреющем прошёл над загоревшимися машинами, стремительно набрал высоту и взял курс на свой аэродром.

Вскоре он заметил группу немецких истребителей, которые крутили "карусель" неподалёку от линии фронта. "Карусель" - это хитрая уловка, когда вражеские истребители имитировали воздушный бой, чтобы втянуть наших пилотов в драку. Голубин уже хорошо знал, что такие отвлекающие "карусели" немцы применяли и при налётах на наши тыловые объекты. Он не хотел лезть в эту свалку: уж очень неравным было соотношение сил, и потому решил обойти врага стороной, но его заметили.

Девятка Ме-109 стала выходить из "карусели", готовясь к атаке. Уходить было уже поздно и Голубин сам устремился на врага, врезавшись в строй "Мессеров". На какое-то время это вызвало замешательство, немецкие лётчики не ожидали от него подобной дерзости. Завязался неравный бой...
И.Ф.Голубин

В хвост самолёта Голубина стал заходить Ме-109. Иван решил сманеврировать скоростью: он убавил газ, и вражеский истребитель оказался впереди. Оставалось лишь поймать его в прицел. Короткой очередью Голубин прошил врага. В это время второй "Мессер" стал заходить слева. Голубин повторил маневр. И вновь зимнее небо перечеркнула чёрная полоса падающего вражеского самолёта.

Обозлённые неудачей, немцы все разом набросились на одинокий МиГ-3, начали поливать его огнём. От прямого попадания снаряда остановился мотор. Заметив около видневшегося внизу леса ровную площадку, лётчик пошёл на посадку с убранными шасси. От удара о мёрзлую землю самолёт развернулся почти на 180 градусов. Голубин, не мешкая, выбрался из горящего "МиГа" и прыгнул в спасительный сугроб. Острая боль в ноге пронзила всё тело.

Превозмогая боль, Иван доковылял до леса и скрылся в чащобе. Там он вскоре встретился с жителями деревни Вертолино, которые спасались в лесу от немцев... Его долго несли в глубь леса. Очнулся он в жарко натопленной землянке. Ивану промыли рану на ноге отваром каких - то трав, перевязали чистым полотенцем. Несколько часов назад эти люди своими глазами видели, как он вогнал в землю два неприятельских самолёта, видели и конец этого драматического поединка...

Когда Голубин немного окреп, его переодели в гражданскую одежду, снабдили на дорогу продуктами и в ту же ночь партизанские разведчики провели лётчика через линию фронта.

В родной полк он возвратился через 4 дня. И снова в руках Ивана Голубина штурвал истребителя, снова он сражается с врагами и вновь одерживает победы...
Список побед лейтенанта И. Ф. Голубина за октябрь 1941 года

 

Дата
Участники боя
Место боя
Тип самолёта
24.10.1941
6 МиГ-3 против 10 Ме-109 и 18 Ju-87
Наро - Фоминск
1 Ju-87
25.10.1941
8 МиГ-3 против 7 Ju-87, 5 Ju-88 и 10 Ме-109
Каменка
1 Ме-109
25.10.1941
7 МиГ-3 против 12 Ju-87 и 8 Ме-109
Каменка
1 Ме-109
29.10.1941
8 МиГ-3 против 12 Ju-87 и 8 Ме-109
Наро - Фоминск
1 Ju-87 и 1 Ме-109
29.10.1941
9 МиГ-3 против 16 Ме-109
Ju-87
2 Ме-109

 

Всего же, за период с 24 октября по 15 декабря 1941 года Иван Филиппович Голубин сбил по официальным данным 10 самолётов врага (7 Ме-109 и 3 Ju-87) лично и ещё 2 Ме-109 - в группе с товарищами.

Источники:
• Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941–1942 гг. – М.: Техника-молодежи, 1999. – С. 82
• Исаев С.М. Страницы истории 32-го Гвардейского Виленского орденов Ленина и Кутузова III степени истребительного авиационного полка. Часть 1. -М.: АРБОР, 2006
• Бессмертен подвиг их высокий. - Тула: Приокское кн. изд., 1983
• Герои огненных лет. Книга 3. М.: Московский рабочий, 1978
• Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.:Воениз.1987. 
http://info.airforce.ru/
*****
Прах И. Ф. Голубина покоится в Москве на Донском кладбище (колумбарий 15, секция 20). Этот колумбарий расположен с боковых сторон и тыльной стороны главного здания, а захоронение Голубина расположено с тыльной стороны главного здания. До недавнего времени место захоронения И.Ф.Голубина было неизвестным. Захоронение нашел Алексей1.
.
От Администратора сайта. Точную дата рождения Героя нам пока не известна. Помянём Голубина И.Ф. в день его гибели - 1 ноября.
Карта сайта Написать Администратору