Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Степанченок Василий Андреевич

Выпускник 1925 года
Лётчик-испытатель
1901 - 1943
.
Родился 4 апреля 1901 года. Русский.
Окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу лётчиков (1924), Борисоглебскую школу военных лётчиков (1925), Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя (1926).
С 1926 г. - лётчик-инструктор, затем командир звена 1-й военной школы летчиков им. тов. Мясникова в Каче.
.
С 1930 г. - командир звена Луганской военной школы лётчиков им. Пролетариата Донбасса.
Построил и облетал авиетку С-1 (1928). Положил начало внедрению высшего пилотажа в практику планёрных полётов; на 7-м Всесоюзном слёте (1930) на планёре "Красная звезда" конструкции С. П. Королева впервые на безмоторном ЛА выполнил петлю Нестерова.
.
С 1931 на летно-испытательной работе в НИИ ВВС, в военной приёмке авиазавода № 39 (город Москва).
Проводил заводские и государственные испытания истребителей конструкции А.Н.Туполева, Н.Н. Поликарпова. Участвовал в испытании "Звена" Вахмистрова.
.
Погиб 5 апреля 1943 г. в испытательном полёте на И-185 конструкции Н.Н. Поликарпова.
Это был 3 полет Василия Андреевиач на И-185 . Заходя на посадку на Центральном аэродроме он, то ли из-за ошибки в расчете, то ли по другой причине, решил уйти на второй круг. В это время мотор забарахлил... По словам летчика П.Е.Логинова, имелась полная возможность совершить посадку в пределах аэродрома, но Степанченок продолжил набор высоты... Над заводом № 51 он выполнил второй разворот, над заводом № 1 — третий, и тут М-71 полностью отказал... Василий Андреевич накренил самолет вправо, затем влево, решая, куда сесть. Высота была мала, и он начал планировать между двумя параллельно расположенными корпусами, но впереди, перпендикулярно курсу, находился сборочный цех. Высоты «перепрыгнуть» его не хватало, и Степанченок направил самолет в окно... Крылья были срезаны, смягчая удар, но фюзеляж врезался в стапель... Один человек погиб, шестеро было ранено. Летчик скончался через час.
В акте по данной катастрофе виновниками были названы агрегатный завод (под седлом клапана карбюратора нашли медную контровочную проволоку, из-за чего мотор работал с перебоями, а потом отказал) и сам Степанченок.
.
Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
***
.
 Из воспоминаний лётчика-испытателя Сергея Николаевича Анохина
"...Тридцать лет назад «инженерию» летчики знали неважно. Допотопная техника порождала другие требования, и в первую очередь смелость и пилотажное мастерство. Особенно славился этим Василий Андреевич Степанчонок. Честное слово, его умение водить самолет было на уровне хореографического таланта Майи Плисецкой. В почерке полета Степанчонка, как и в волшебном танце Плисецкой, всегда был элемент героиче­ского. Именно Степанчонок первым в мире сделал на планере «Красная звезда» три мертвые петли.
В моей жизни он сыграл громадную роль. Не будь Степанчонка, мо­жет, и не стал бы я испытателем. Василий Андреевич первый предложил мне заняться испытательной работой: ведь кто-то должен был испытывать планеры, привозимые на коктебельские слёты..."
***
Отрывок из биографии Кравченко Григория Пантелеевича
"...7.11.39 г. Кравченко как выдающемуся летчику была оказана честь вести традиционную пилотажную пятерку истребителей над Красной площадью по случаю 22-й годовщины Великого Октября..."
Эта традиция зародилась в 1935 г. Первую пятерку истребителей над Красной площадью 1.05.35 г. вел Чкалов В.П. В 1936-38 гг. этой чести были удостоены летчики-испытатели Степанчонок В. А., Серов и Супрун С.П.
.
Источники информации:
• «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
• «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
• И-180, И-185 - последние истребители Поликарпова / Ю.Гугля /
http://www.testpilot.ru/memo/40/stepan.htm
http://persons-info.com/index.php?p=7&kwdtranslit=ispytatel&pid=11760
Карта сайта Написать Администратору