Беляев Константин Михайлович
Выпускник 1938 года
.
.
Беляев Константин Михайлович родился 24 марта 1917 года (по другим данным 09.05.1917) в с. Большое Ильинское Ростовецкой волости Каширского уезда Тульской губернии (ныне городского округа Кашира Московской области РФ). По национальности русский.
Беспартийный. Холост.
.
В рядах Красной Армии с 25.11.1937, призван Кировским РВК г. Москвы, поступил в лётную школу.
Предположительно в ноябре 1938 года окончил 2-ю Краснознамённую военную школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен инструктором-лётчиком 30-й военной школы пилотов в г. Чите Забайкальского ВО. В октябре 1939 года младший лейтенант Беляев К.М. вместе со школой перебазировался в г. Батайск и назначен командиром звена Батайской военной авиационной школа пилотов.
.
Из истории Читинской ВШП / Батайской ВАШП
30-я военная школа пилотов сформирована по приказу НКО СССР 19.08.1938 в городе Чите. Примерно с этого времени все авиационные учебные заведения стали именоваться по названию места базирования. Поэтому эта школа именовалась Читинская военная авиационная школа пилотов.
22.06.1939 школе было присвоено имя Героя Советского Союза Анатолия Серова.
В октябре 1939 г школа перебазировалась в Батайск на базу расформированной Батайской Первой Краснознаменной школы гражданского воздушного флота имени Баранова.
28.12.1939 школа была переименована в Батайскую авиационную школу пилотов имени А. Серова.
.
В августе 1942 года назначен командиром звена 927-го иап 219 бад ВВС 46-й Армии Закавказского фронта (с 28.08.1942 — в составе 4-й ВА Северной группы войск Закавказского фронта).
27.11.1942 присвоено воинское звание лейтенант.
.
Участник Великой Отечественной войны в составе 927 истребительного авиационного полка (по данным наградного листа в боевых действиях не участвовал).
.
Из истории 927 иап
Полк сформирован в период с 29 мая по 1 июля 1942 года на аэродроме Рустави по штату 015/174 на базе Руставской военной авиационной школы пилотов. На вооружение получил истребители ЛаГГ-3.
В действующей армии полк числится с 22.06.1942. С этого дня действовал на Закавказском фронте в составе ВВС 46-й армии.
25.08.1942 полк перебазировался Грозный, где вошел в состав 219 бад, и начал боевую работу на Моздокском направлении - вёл сопровождение бомбардировщиков «Бостон». До 02.09.1942 было совершено 122 самолёто-вылета, лётчики полка сбили 3 истребителя Bf-109.
После 02.09.1942 выведен на переформирование в состав 26 запасного иап ВВС Закавказского ВО. С декабря 1942 г. до июня 1943 г. продолжил переформирование в составе 6 запасной авиабригады. Здесь полк был перевооружен истребителями Ла-5.
.
В дальнейшем, лейтенант Беляев К.М. служил в составе 9-го перегоночного авиационного полка ВВС Сибирского ВО. Сведений о назначении на должности не найдено. Перегонял самолёты Р-39 Аэрокобра.
.
.
04.09.1943 командир звена 2-й эскадрильи 9-го пап 4-й авиационной дивизии особого назначения ВВС Сибирского ВО лейтенант Беляев К.М. представлен к награде.
.

..
11 апреля 1944 года командир звена 9 пап лейтенант Беляев Константин Михайлович погиб при катастрофе самолёта Р-39 Аэрокобра при перегонке новой материальной части на фронт на участке Свердловск — Казань. Разбился в районе д. Кадышево Высокогорского рйона Татарской АССР (в 8 км от г. Казань).
Место захоронения неизвестно.
Исключён из списков Вооружённых Сил Союза ССР приказом по ГУК ВС СССР № 0364 от 27.02.1947 как погибший командир звена 927-го иап.
.
Награждён медалью «За боевые заслуги» (02.08.1944, посмертно).
Увековечен в печатной Книге Памяти г. Москвы том 2/А-Б, печатной Книге Памяти «Реестр воинских захоронений периодв Великой Отечественной войны на территории Республики Татарстан» и «Я вечно помнить призываю. Каталог воинских захоронений в Республике Татарстан», а также в книге И. Прокофьева «Всех назовём поимённо».
Мать Беляева Александра Ивановна проживала в г. Москве по адресу ул. Большая Серпуховская д. 34 кв. 8.
.
***
.
Родился 09.05.1917 в деревне Большая Ильиновка Каширского р-на Московской области. 25.11.37 г. Московским ГВК призван в Красную Армию. Обучался в Военной школе лётчиков и 30-й Военной авиационной школе в г. Чите Забайкальского ВО. В октябре 1939 г. школа перебазировалась в г. Батайск.
С 12.08.1942 служил в составе 927 иап.
27.11.1942 присвоено звание лейтенант.
11.02.1944 г. в составе эскадрильи 9 пап осуществлял перегон самолетов "Аэрокобра". Группу лидировал гв. майор А.И. Екимов с экипажем самолета «А-20-Ж». С этой группой летели перегонщики авиаэскадрильи ВМФ.
Вылетев из г. Свердловска Уральского Военного округа обе группы по цене ложного метеопрогноза, который начальник перелётов округа полковник Коробко не стал перепроверять и уточнять, попали в мощную низкую облачность, которая накрыла группу и прижала лётчиков к земле.
Не приученные к слепым полётам, они теряли ориентировку, и пытались пробиться в одиночку. Из-за отсутствия радиосвязи самолёта-лидера с аэродромом вылета, принять сигнал возвращения и передать его в строй «Аэрокобрам» радист «Бостона» не смог.
При подлёте к Казани, попав в зону обледенения, вызванную внезапной оттепелью и моросью после лютых крещенских морозов, самолёты покрывались коркой, становились неуправляемыми и падали на землю. Самолёт «Аэрокобра» лейтенанта К.М.Беляева потерпел катастрофу в 8 километрах от Казани - в деревне Кадышево. Лётчик погиб.
Эскадрилья потеряла в этой крупномасштабной катастрофе практически весь свой состав.
В катастрофе погибли:
1. Командир группы, лейтенант Ковалев Борис Александрович, исполняющий должность командира эскадрильи 9 пап;
2. Гвардии майор Екимов Арсений Иванович, старший лётчик-лидер экипажа "Бостон А-20-Ж";
3. Старший лейтенант Ткебучава Александр Давидович, штурман экипажа "Бостон А-20-Ж";
4. Сержант Крюков Павел Иванович, стрелок-радист экипажа "Бостон А-20-Ж";
5. Старший сержант Фомичев Сергей Николаевич, механик экипажа "Бостон А-20-Ж";
6. Старший лейтенант Дорофеев Анатолий Степанович, лётчик 9 пап;
7. Старший лейтенант Пашков Александр Яковлевич, командир звена 9 пап;
8. Лейтенант Лобинцев Дмитрий Яковлевич, командир звена 9 пап;
9. Лейтенант Кольцов Владимир Дмитриевич, лётчик 9 пап;
10. Лейтенант Беляев Константин Михайлович, командир звена 9 пап;
11. Лейтенант Ермаков Михаил Александрович, лётчик 9 пап;
12. Гвардии младший лейтенант Булка Андрей Иванович, лётчик 2 гиап ВМФ;
13. Гвардии младший лейтенант Лопатин Иван Кузьмич, лётчик 2 гиап ВМФ;
14. Гвардии младший лейтенант Горишный Василий Алексеевич, лётчик 2 гиап ВМФ;
15. Гвардии младший лейтенант Грудаков Иван Степанович, командир звена 118 орап ВМФ;
16. Гвардии лейтенант Шпигун Дмитрий Андрианович, старший лётчик 102 гиап. Пропал без вести.
.
Таковой оказалась цена фатального метеопрогноза по вине начальника метеостанции. Узнав об этом, он застрелился, а виновный в выпуске самолётов на трассу начальник отдела перелётов УрВО полковник Коробко был разжалован до звания рядового и отправлен на фронт, в штрафбат, к концу войны уже был восстановлен в звании.
Смогли избежать катастрофы и спаслись лейтенанты Владимир Смирнов и Геннадий Иванов. Спаслись при падении, но получили травмы: мл.лейтенант Виктор Корнев (отправлен в госпиталь с переломами ног) и ст. лейтенант Василий Кириченко (травмы и ушибы головы. Лечился в госпитале).
Память народная будет хранить имена погибших лётчиков.
.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
|