Шатух Константин Моисеевич
Выпускник 1937 года
.
.
Шатух Константин Моисеевич родился 31 августа 1917 года в п. Султановка ст. Нижнеднепровск Новомосковского уезда Екатеринославской губернии (ныне посёлок в составе Нижнеднепровского района г. Днепра Украины). По национальности украинец. Социальное положение и происхождение — рабочий из рабочих.
В 1932 году окончил 7 групп школы-семилетки в г. Нижнеднепровске Днепропетровской области Украинской ССР.
Беспартийный. Женат.
.
В рядах Красной армии с 29.08.1935, поступил в 11-ю военную школу лётчиков им. Пролетариата Донбасса в г. Ворошиловграде.
В августе 1937 года зачислен курсантом во 2-ю военную Краснознамённую школу лётчиков-истребителей в г. Борисоглебске. Проходил обучение в 6-й лётной группе старшего лейтенанта Афанасьева А.Я. 2-го звена старшего лейтенанта Шубцова А.В. 1-го отряда капитана Иванова И.И. 1-й эскадрильи старшего лейтенанта Мельникова И.С.
В декабре 1937 года (2-й выпуск лётчиков-истребителей) окончил обучение по второму разряду с присвоением воинского звания старшина и назначен пилотом 41-й истребительной авиационной эскадрильи (приказ ВВС КА № 041 от 29.11.1937).
13.08.1938 назначен пилотом 21-го иап (в/ч 5265) ВВС Белорусского ВО (полк сформирован в августе 1938 года на аэродроме Брянск на базе 40-й и 41-й отдельных истребительных авиационных эскадрилий).
20.11.1938 присвоено воинское звание младший лейтенант и назначен старшим пилотом 21-го иап ВВС Белорусского особого ВО.
07.12.1938 назначен начальником связи 21-го иап ВВС Белорусского особого ВО.
04.02.1940 назначен начальником связи 31-го иап 58-й истребительной авиабригады ВВС Белорусского особого ВО.
30.07.1940 присвоено воинское звание лейтенант.
02.11.1940 лейтенант Шатух К.М. уволен в запас по ст. 43 «а» Положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА (увольнение командного и начальствующего состава из кадров РККА производится по выслуге сроков действительной военной службы и по болезни, а также может быть произведено: а) за невозможностью использования в связи с сокращением штатов или реорганизацией).
Сведений о повторном призыве лейтенанта Шатуха К.М. в армию не найдено.
.
Участник Великой Отечественной войны в составе 146-го истребительного авиационного полка.
.
Из истории 146 иап
Сформирован в феврале 1940 года в ВВС Московского военного округа на аэродроме Люберцы.
Первоначально часть получила истребители И-16 с мотором М-63 и усиленно готовилась к боевым действиям против финских ВВС. Однако заключение перемирия с соседом изменило планы советского командования. В мае 1940 года перебазировался в Качу и вошёл в состав 55 авиабригады ВВС Одесского ВО, а затем частично принял участие в обеспечении "освободительного похода Красной армии в Бессарабию". При этом полк воздушных боев с румынами не вёл. В 1940 году полк имел относительно большой налёт, в том числе на И-16 с закрылками, поэтому лётчикам части одними из первых было доверено с весны 1941 года начать освоение новых истребителей МиГ-1 и МиГ-3.
В начале февраля 1941 года в полк прибыли 10 МиГ-1 и 10 МиГ-3. С 24.02 по 12.03.1941 удалось переучить на новую технику без серьезных лётных происшествий 21 лётчика.
К началу Великой Отечественной войны полк входил в состав 20 сад ВВС Одесского ВО (преобразованы в ВВС Южного фронта).
В боевые действия вступил 22.06.1941 и уже 23 июня лётчики полка сбили от 4 до 6 самолётов противника над территорией Молдавии.
С 7 по 17 июля 1941 полк базировался у Котовска, входя в состав 20 сад, затем в течение трёх дней полк находился на аэродроме Христиновка, подчиняясь непосредственно командующему ВВС Южной группы Юго-Западного фронта генералу Т.Т. Хрюкину. Затем полк до 14.08.1941 включили в состав 64 сад, и он последовательно занимал аэродромы Хмелевое, Гребенка, Богодуховка.
14.08.1941 полк сдал оставшиеся 14 МиГ-3 другим частям и был выведен в тыл на переформирование.
На фронт полк вернулся в двухэскадрильном составе (22 самолёта МиГ-3), когда противник завершал окружение советских войск восточнее Киева. 11.09.1941 лётчики поспешно перелетели на Центральный аэродром Харькова, а группа командиров и техсостава, руководимая военкомом полка батальонным комиссаром П.П. Черепковым, была настигнута наступающими танками противника. За 15 и 16.09.1941 в районе Слыча погибли или пропали без вести 98 военнослужащих.
С 21.09.1941 по 23.09.1941 полк входил в состав 19 сад, а с 24.09.1941 вошёл в состав 76 сад.
Базируясь западнее Ворошиловограда на аэродроме "Шахта No. 6".
С 21.09.1941 по 10.03.1942 полк выполнил 831 боевой вылет, из которых в 451-м он штурмовал вражеские наземные войска. При этом боевые потери составили девять МиГ-3 и семь лётчиков.
.
МиГ-3
.
Командир звена 146-го иап 76 сад ВВС Юго-Западного фронта лейтенант Шатух Константин Моисеевич погиб 12 октября 1941 года - на самолёте МиГ-3 пропал без вести.
Исключён из списков Красной армии как пропавший без вести приказом ГУК НКО СССР № 0310/пр. от 11.06.1943.
Портал "Память народа"
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
|