Мартыненко Виктор Сергеевич
Выпускник 1937 года
.
.
Мартыненко Виктор Сергеевич родился 21 марта 1913 года в г. Керчи Керчь-Еникалийского градоначальства Таврической губернии Российской Империи (ныне городского округа Керчь Республики Крым). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — рабочий из рабочих.
В 1930 году окончил 6 классов школы и затем школу ФЗУ. Профессия токарь.
Член ВКП(б) с 1940 года (партбилет № 30911397). Женат.
.
В рядах Красной армии с 07.08.1934, призван Пермским РВК г. Перми (по другим данным Пермско-Ильинским РВК Пермской области), поступил в 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в г. Оренбурге, из которой в сентябре 1937 года переведён во 2-ю военную Краснознаменную школу лётчиков-истребителей в г. Борисоглебске. Обучался в 14-й лётной группе старшего лейтенанта Лохманюка В.Н. 5-го звена лейтенанта Романова М.П. 2-го отряда старшего лейтенанта Романова Б.Н. 1-й эскадрильи старшего лейтенанта Мельникова И.С.
В декабре 1937 года (2-й выпуск лётчиков-истребителей) окончил 2-ю военную Краснознамённую школу лётчиков-истребителей по второму разряду с присвоением воинского звания старшина.
15.01.1938 Мартыненко Виктору Сергеевичу присвоено воинское звание лейтенант и он назначен младшим лётчиком 40-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС Белорусского ВО.
13.08.1938 назначен младшим лётчиком эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка ВВС Белорусского особого ВО.
Военную присягу принял 23.02.1939.
.
Участник освободительного похода в Западную Белоруссию и Западную Украину (Польский поход РККА) с 17 сентября по 5 октября 1939 года в составе 15-го истребительного авиационного полка (в четырёхэскадрильном составе).
С 20.01.1940 по 15.02.1940 первая и третья эскадрильи 15-го иап во главе с командиром полка находились в Ленинграде, где получили 64 новых истребителя И-153.
.
Участник советско-финляндской войны с 28.02.1940 по 13.03.1940 в составе 15-го иап особой авиабригады группы советских войск в Эстонии.
29.03.1940 назначен командиром звена 15-го иап ВВС Белорусского ОВО.
11.09.1940 присвоено воинское звание старший лейтенант.
16.09.1940 назначен командиром звена 15-го иап ВВС Прибалтийского особого ВО.
09.06.1941 назначен адъютантом эскадрильи 15-го иап ВВС Прибалтийского ОВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 по 17.07.1941 в составе 15-го иап 8 сад ВВС Прибалтийского ОВО/Северо-Западного фронта.
В дальнейшем старший лейтенант Мартыненко В.С. воевал с 20.08.1941 по 06.10.1941 в составе 31-го иап РАГ-1 ВВС Юго-Западного фронта, с 15.05.1942 по 01.06.1942 - 206 иад 2-й ВА Брянского фронта, с 01.06.1942 — 206 иад 8-й ВА Юго-Западного фронта (по данным наградного листа).
08.06.1942 командир эскадрильи 31-го иап старший лейтенант Мартыненко В.С. представлен к награждению орденом Отечественной войны I степени (31.07.1942 повторно представлен к ордену Красного Знамени). 28.09.1942 награждён орденом Красного Знамени.
.

.
По переписи 20.07.1942 — командир эскадрильи 31-го иап.
31.07.1942 присвоено воинское звание капитан.
.
Из истории 31 иап
Полк сформирован в мае 1938 года. Полк принимал участие в Польском походе РККА.
На 22 июня 1941 года базируется в Каунасе, имея в своём составе 18 (5 неисправных) И-16, 28 МиГ-3 и 24 МиГ-1. Ещё 18 июня 1941 года перелетел тремя эскадрильями (39 МиГ-1/3 и 2 И-16) в Кармелаву, в 13 километрах северо-восточнее Каунаса. К началу боевых действий порядка 13 истребителей МиГ оказались неисправными и были частично брошены, частично уничтожены. Аэродром в Кармелаве с первого дня войны подвергался ожесточённым бомбардировкам, так что в полку из МиГов к концу дня осталось только 7 самолётов, которые перелетели в Ригу, при этом три самолёта были сбиты над Ригой своей зенитной артиллерией. Оставшиеся 4 МиГа перелетели в Псков, личный состав эвакуировался туда же автотранспортом. В начале июля 1941 года в полк были сведены все лётчики 8-й смешанной авиационной дивизии, освоившие МиГи, в Пскове полк несколько пополнился за счёт обнаруженных разобранных самолётов, и приступил к штурмовке наземных войск с аэродрома Карамышево и прикрытию воздушного пространства в районе Идрица — Опочка. Через несколько дней в его составе оставалось только 2 МиГа. За время войны в Прибалтике полк выполнил 714 боевых вылетов, провёл 34 боя и сбил 13 вражеских самолётов.
14 июля 1941 года полк выведен на переформирование в 1-ю Высшю школу штурманов ВВС КА в г. Рязань на аэродром Двуглинково. Формировался как четырёхэскадрильный полк с 60 самолётами МиГ-3, однако затем одна эскадрилья была изъята.
В середине августа 1941 года трёхэскадрильный полк, имея 45 самолётов МиГ-3, перелетел под Харьков, на аэродром Лебедин. Действовал, в частности, в районе Ромны — Недригайлов. В начале октября 1941 года полк перебазировался на аэродром близ села Большая Писаревка, недалеко от железной дороги, идущей из города Сумы на Богодухов, совершал вылеты на прикрытие бомбардировщиков в район Шостка.
5 октября 1941 года полк отведён в резерв на станцию Базево, в 4-м запасном иап ВВС Московского ВО (г. Моршанск Тамбовской области) получил самолёты ЛаГГ-3 в количестве 22 машин (в январе 1942 года ещё 3), и 16 мая 1942 года прибыл на Брянский фронт, в Касторное. В конце мая 1942 года одна из эскадрилий перебазировалась в Кшень. В основном действовал как разведывательный, однако это чередовалось с вылетами на штурмовку и прикрытие. Так, 30 мая 1942 года прикрывал штурмовики 800-го штурмового авиационного полка в их ударе по аэродрому Курск-Западный, а 31 мая 1942 года — Курск-Восточный. Затем полк перебазирован на аэродром Уразово, близ города Валуйки, вылеты производил в район Граково, Чугуев, Волчанск. К середине июля 1942 года в полку осталось 3-4 боеспособных самолёта. Остатки полка перелетели в Острогожск, а затем в Сталинград.
1 августа 1942 года личный состав полка вновь отведён на переформирование во 2-й запасной иап ВВС Московского ВО на станцию Сейма Горьковской области. В ноябре 1942 года на вооружение полка поступили самолёты Ла-5. В январе 1943 года начал перелёт на Юго-Западный фронт, однако был остановлен в Моршанске, где находился до марта 1943 года, затем перелетел одной эскадрильей в Миллерово, а двумя в Глубокий, откуда с 14 апреля 1943 года начал боевые действия над Северским Донцом, в районе Изюма, Барвенково, проводил разведку в районе Краматорска, Бердянска, Славянска. Почти весь май 1943 года полк находился в резерве, затем поддерживал с воздуха советские войска в Донбассе, совершая вылеты из Сватово. В июне 1943 года перелетел на полевой аэродром Лантратовка. 4 июля 1943 года прикрывал штурмовики, наносящие удар по аэродрому Харькова, во время Курской битвы действовал в районе Прохоровки и южнее её, прикрывал Купянск.
После проведения Белгородско-Харьковской наступательной операции, когда полк действовал с аэродрома в Краматорске, перелетел под Синельниково, прикрывал войска на станции Синельниково, проводил разведку и боевые действия над Днепром, Днепропетровском, Запорожье, островом Хортица и западнее.
.
Лётчики 31-го иап
.
За время боевых действий капитан Мартыненко Виктор Сергеевич в воздушных боях сбил лично 5 самолётов противника и 4 в составе группы (по данным Быкова М.Ю.). Летал на самолётах И-153, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5 и других.
.
Ла-5
.
Командир эскадрильи 31-го иап капитан Мартыненко Виктор Сергеевич погиб 21 июля 1943 года - не вернулся из боевого вылета на самолёте Ла-5, пропал без вести.
Исключён из списков Красной армии как пропавший без вести приказом ГУК НКО СССР № 01055 от 31.08.1943.
.
Награждён орденом Красного Знамени (28.09.1942), орденом Отечественной войны I степени (05.11.1942).
.
.
Увековечен в печатной Книге Памяти Пермской области том 7/М.
.
Жена Мартыненко Зоя Пархомовна (Мартыновна) проживала в г. Молотове по адресу ул. Флотская дом 10.
***
.
Почтим память павших...
Противостояние в воздухе, МиГ-3 против Bf109F.
.
К тяжёлым последствиям привела задержка эвакуации самолётов 15-го иап с аэродрома Поцунай. Почему это произошло, объяснить на данный момент не представляется возможным, но как бы там ни было 15-й иап заплатил за эту нерасторопность очень дорогую цену.
Около 17:40 штабное звено третьей группы 53-й истребительной эскадры, выполняя полёт на «свободную охоту», обнаружило взлетающие с аэродрома Поцунай самолёты МиГ-3 1-й эскадрильи и управления 15-го иап.
В короткой схватке четверым немецким пилотам без потерь со своей стороны удалось сбить 5 МиГ-3. Ещё один самолёт смог оторваться от атакующих противников и дотянул практически до Ионавы, где потерпел катастрофу. Все победы были заявлены немецкими пилотами с 17:43 по 17:48: по одному И-17 (одно из немецких обозначений МиГ-3 в начале войны. – прим. авт) записали на счёт командиру группы Вольфу-Дитриху Вильке (в 17:43) и техническому офицеру группы лейтенанту Ю. Хардеру (Ltn. Jürgen Harder в 17:45), а оберлейтенантам Ф-К Мюллер (Oblt. Friedrich-Karl Müller в 17:45 и 17:47) и К. Куайт-Фаслем (Oblt. Klaus Quaet-Faslem в 17:45 и 17:48) досталось по два советских истребителя. Документы 15-го иап подтверждают все немецкие заявки на победы. Непосредственно в районе аэродрома упали пять Мигов, три пилота погибли, а старшие лейтенанты И.И. Матвеев и В.С. Мартыненко смогли покинуть сбитые самолёты на парашютах.
Единственный пилот, который смог уйти от преследования немцев - командир 1-й эскадрильи старший лейтенант Н.Н. Бояршинов, скорее всего был ранен или его самолёт получил серьёзные повреждения, а возможно произошло и то и другое. Его МиГ-3 упал около деревни Перелазай Ионавского района, тело пилота обнаружили и похоронили местные жители рядом с упавшим самолётом.
Потеря 6 МиГ-3 была ничтожной по сравнению с гибелью четырёх опытных летчиков. Погибшие заместитель командира 15-го иап капитан Иван Алексеевич Долженко, командир 1-й эскадрильи старший лейтенант Николай Николаевич Бояршинов и командиры звеньев лейтенанты Михаил Михайлович Краденов и Иван Иванович Шульц были одними из немногих пилотов полка, которые успели освоить новейшие самолеты.
Ещё одним неприятным следствием этого боя стало то, что, очевидно, под влиянием увиденного, командование полка не решилось выпустить в воздух молодых пилотов для перегонки самолётов МиГ-3. В итоге 13 исправных новеньких истребителей, впоследствии были оставлены при отходе с аэродрома Поцунай.
Лётчики 15-го иап, сбитые в бою над аэродромом Поцунай, 22 июня 1941 года. Погибли:
Заместитель командира полка капитан Долженко Иван Алексеевич - погиб в бою.
Командир 1-й эскадрильи старший лейтенант Бояршинов Николай Николаевич - погиб в бою.
Командир звена лейтенант Шульц Иван Иванович - погиб в бою.
Командир звена лейтенант Краденов Михаил Михайлович - погиб в бою.
Покинули самолёты, но погибли впоследствии:
Адъютант эскадрильи старший лейтенант Мартыненко Виктор Сергеевич - сбит в бою. Командир эскадрильи 31-го иап капитан Мартыненко В.С. погиб 21.07.1943.
Командир звена лейтенант Матвеев Иван Иванович - сбит в бою. Погиб 07.08.1941.
Михаил Тимин
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
|