Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Серебряков Николай Гаврилович

Выпускник 1932 года
Герой Советского Союза (07.05.1940, медаль № 456)
Генерал-лейтенант авиации (18.02.1958)
    
.
Родился 21 мая 1913 года в деревне Пуковая Тульской области в семье крестьянина. По национальности русский.
Окончил среднюю школу. Работал слесарем на оружейном заводе в Туле.
В 1932 г. окончил лётную школу Осоавиахима.
В РККА с 1932 г.
В 1932 г. окончил 2-ю Краснознаменную военную школу летчиков им. Осоавиахима в г. Борисоглебске.
Командовал авиаотрядом штурмовой авиационной эскадрильи 253-й штурмовой авиабригады.
Вспоминает маршал авиации Красовский:
«В 1935 году мы получили самолеты Р-5 ССС. Возросшая скорость полета новой модификации машины Поликарпова намного расширила ее боевые возможности. Наши летчики начали кропотливо отрабатывать упражнения по стрельбе и бомбометанию…
Боевая выучка нашей бригады была проверена на осенних учениях совместно с механизированным корпусом. Штурмовикам предстояло расчистить дорогу пехоте и танкам, форсировавшим реку Великая, и нанести удар по «противнику» на западном берегу. Всхолмленная лесистая местность и непогода заставляли серьезно подумать над профилем полета, продумать несколько вариантов заходов на цель. Опытные… командиры отрядов… Н.Г. Серебряков и другие подошли к решению задачи творчески. Самолеты, прижатые низкой облачностью почти к самой земле, рассеяв скопления пехоты, прошли вдоль русла реки и поставили плотную дымовую завесу, которая обеспечила скрытное наведение переправы.
Присутствовавший на учении Маршал Советского Союза Михаил Николаевич Тухачевский, в ту пору заместитель Народного комиссара обороны, дал высокую оценку действиям летчиков[1]».
Участвовал в национально-революционной войне в Испании. Летал на СБ. Награжден орденом Красного Знамени.
Участвовал в советско-финской войне. Был командиром 5-го сбап Мурманской группы ВВС 14-й армии. К середине марта 1940 г. полк под командованием майора Серебрякова совершил 567 вылетов на бомбардировку объектов в глубоком тылу противника, нанеся ему большой урон в живой силе и боевой технике. Был награжден вторым орденом Красного Знамени.
7.05.40 г. за умелое руководство боевыми действиями полка в условиях Заполярья майор Серебряков Николай Григорьевич был удостоен звания Герой Советского Союза.
Член ВКП(б) с 1940 г.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г.
В 1943 г. окончил КУКС при ВВИА им. Жуковского.
Затем командовал 58-м пикировочно-бомбардировочным авиационным Краснознаменным полком, а потом - бомбардировочной авиадивизией.
В 1952 г. окончил Военную академию Генштаба.
В 1953 г. генерал-майор авиации Серебряков входил в комиссию Министерства Обороны СССР по ревизии ВВС МВО от Главного штаба ВВС. Комиссия была назначена в связи с арестом командующего ВВС МВО генерал-лейтенанта авиации В. И. Сталина.
Это была первая проверка ВВС МВО с момента назначения Сталина на эту должность в 1948 г. Ревизия выявила серьезные недостатки в боевой подготовке и боеготовности частей ВВС МВО, а также многочисленные нарушения финансовой дисциплины.
На основе материалов проверки генерал-лейтенант авиации Сталин был осужден по совокупности к 8 годам лишения свободы и 2 годам поражения в правах за «злоупотребление властью, превышение власти, бездействие власти, халатное отношение к службе», а также за «пропаганду или агитацию, содержащую призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти».
С 1973 г. генерал-лейтенант авиации Серебряков в запасе. Жил в Москве.
Герой Советского Союза (7.05.1940). Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.
Литература:
Бессмертен подвиг их высокий. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тула, 1983. С. 482-484
[1] Красовский С.А. Жизнь в авиации. - М.: Воениздат, 1968. С. 93.
[2] В частях ВВС МВО в период 1948-52 гг. было незаконно израсходовано 9651000 рублей, нецелесообразно израсходовано 12064000 рублей и растрачено свыше 200000 рублей.
***
 Участник трех войн
Статья
Газета «Строитель коммунизма» от 21 июля 1990 года, № 116.
Автор  - Е. А. Накрохин (материал предоставил И. Юрицин, г. Самара) 
 
Из числа выпускников Борисоглебского училища летчиков многие стали широко известными и выдающимися авиационными начальниками. Достаточно сказать, что более 200 из них стали генералами, 265 – Героями Советского Союза. О каждом из них можно писать книгу.

Недавно в авиаучилище побывала Ритта Эрнстовна Шахт – дочь Героя Советского Союза, интернационалиста, немца по национальности, генерала Шахта. Она собирает сведенья о боевом и жизненном пути своего отца. Уже дважды побывала на родине отца и в Испании, в тех местах, где он сражался с фашистами в качестве добровольца.

Ритта Эрнстовна держит тесную связь со многими интернационалистами, которые периодически встречаются в Москве, в Советском Комитете ветеранов, которые вместе с ее отцом Эрнстом Генриховичем сражались с фашистами, защищая республиканскую Испанию.

Ритта рассказала мне о Герое Советского Союза Николае Гавриловиче Серебрякове. Ее рассказ напомнил довоенные 30-е годы. Я, тогда молодой офицер, служил на станции Сиверская под Ленинградом, а Серебряков был старшим лейтенантом, командиром отряда. Помню, как тогда в эскадрильях проходили митинги. Летчики и техники с возмущением говорили о злодеяниях фашистов и изъявляли желание поехать в Испанию, чтобы защищать ее. Наиболее опытные летчики тогда уехали, но об их подвигах в Испании стало известно только через много лет.
 
 На фото Н. Г. Серебряков
Николай Гаврилович сейчас генерал-лейтенант в отставке, живет в Москве. Ему довелось участвовать в трех войнах. Родился он в семье крестьянина, в 1913 году. Родители его из деревни переехали в город Тулу. Там Николай закончил 7 классов, курсы счетоводов, работал на хлебозаводе, потом слесарем, водопроводчиком. В 1931 году поступил учиться в аэроклуб, а после окончания его прибыл в Борисоглебскую авиашколу. В 1933 году стал летчиком, его направили в бомбардировочную авиацию.

В 1935 году Серебряков отличился на маневрах. Он тогда летал на самолетах СБ и получил задание – нанести «удар» по «противнику» и помочь пехоте форсировать реку. Серебряков умело поставил дымовую завесу, и пехота успешно выполнила задание, форсировала реку. Заместитель Народного Комиссара обороны маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский дал тогда высокую оценку действиям летчиков и объявил им благодарность.

В 1937 году старший лейтенант Серебряков добровольно уехал в Испанию. Там командовал отрядом самолетов СБ. на сложные боевые задания он сам всегда водил свой отряд. Некоторые боевые вылеты ему запомнились на всю жизнь. Так, 6 марта фашистские корабли подошли к берегам Испании и начали обстреливать занятый республиканцами город и порт Валенсию. С республиканского крейсера «Либерти» был дан залп по вражеским кораблям. На фашистском крейсере «Балеарес» раздался взрыв и возник пожар. Крейсер стал удаляться от берега, и пожар мог быть потушен. Но республиканцы решили продолжить атаки на крейсер. Это было новейшее судно, водоизмещением более 12 тысяч тонн. На нем находилось 16 артиллерийских орудий, 12 торпедных аппаратов, 2 самолета и 765 солдат и офицеров.

Рано утром 7 марта с аэродрома была вызвана авиация, и группа самолетов СБ вылетела для нанесения удара по кораблям противника. В этом полете участвовал и Н.Г. Серебряков. Фашисты открыли ураганный зенитный огонь, но бомбардировщики прорвались к кораблям и сбросили на них бомбы. Основным объектом бомбометания был крейсер «Балеарес». На него сбросил бомбы и экипаж самолета Серебрякова. Крейсер «Балеарес» был потоплен.

Но наиболее сложным и опасным был полет на город Саламанку, где находилась штаб-квартира главаря фашистов генерала Франко. Полет осуществлялся без прикрытия истребителей из-за большого расстояния до цели, и лететь пришлось на большой высоте за облаками или в облаках, чтобы избежать встречи с истребителями фашистов. Кислородных приборов на самолетах не было, и некоторые летчики из-за кислородного голодания падали в обморок. На некоторых самолетах не хватило горючего, и самолеты производили посадку вынужденно в разных местах. Неудачно приземлился и Серебряков. Он сел на кочковатое болото. Самолет перевернулся. К счастью, не загорелся, так как не было горючего, летчик и стрелок радист зависли вниз головой, штурмана придавило. Подбежавшие испанские крестьяне разрубили кабину, высвободили экипаж и доставили в комендатуру. Летчик и стрелок-радист получили травмы, а штурман сильно пострадал. У него оказался перелом ключицы, и много ран на теле. Штурмана и стрелка-радиста доставили в госпиталь, Серебряков от госпитализации отказался и подлечившись, снова стал летать на боевые задания. За подвиги в Испании Серебряков был награжден двумя орденами. Вернувшись из Испании, Серебряков стал командовать эскадрильей, а затем полком. Подготовил летчиков к ночным полетам. Это пригодилось и обеспечило успех вовремя войны с белофиннами. Полк Серебрякова выполнил на финском фронте 567 боевых самолето-вылетов в глубокий тыл противника. За успешные боевые действия 7 мая 1940 года майор Серебряков был удостоен звания Героя Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны, с первого дня и до Победы, Серебряков сражался с фашистами на Калининском и Ленинградском Франтах, участвовал в сражениях под Сталинградом и на Кубани, командуя дивизией и корпусом, за что награжден многими орденами.

В послевоенные годы Н. Г. Серебряков закончил академию Генерального штаба. Работал в штабе ВВС. С 1973 года ушел в запас.
Карта сайта Написать Администратору