Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Кознов Анатолий Андреевич

Выпускник 1949 года
Лётчик-испытатель II класса (1958), подполковник
. 
 
.
    Кознов Анатолий Андреевич родился 4 августа 1927 года в селе Малые Могильцы ныне Балахнинского района Нижегородской области.
В 1945 окончил 5-ю спецшколу ВВС (г. Горький).
    В армии с июля 1945 года. В 1945 году окончил 3-ю ВАШПОЛ (г. Сасово), в 1949 – Борисоглебское ВАУЛ.
В 1949-1955 гг. – лётчик-инструктор Борисоглебского ВАУЛ.
    В 1957 году окончил Школу лётчиков-испытателей, с 1961 учился в Московском авиационном институте.
    С марта 1957 года на лётно-испытательной работе в
ОКБ П.О. Сухого (с октября 1962 по ноябрь 1963 не летал из-за травм, полученных в автокатастрофе). Поднял в небо и провёл испытания С-21-3 (ЛЛ на базе Су-7) (1959), Т-49 (3.01.1960). Участвовал в испытаниях Т-47 (1958), ПТ-8-4 (1958), Су-7Б, Су-7БМ, Су-7БКЛ, комплекса Су-9-51 (1958-1959), комплекса Су-11-8М (1959).
    25 сентября 1962 установил мировой авиационный рекорд скорости на самолёте Су-9 - скорость полёта на 500-км замкнутом маршруте - 2.337,00 км/ч (в классе С-1, гр. III).
    Провёл более 400 испытательных полётов. Испытал 23 типа самолётов.
.
.
    Погиб 18 апреля 1964 года при выполнении испытательного полёта на Су-7БКЛ с ускорителями.
    Это произошло на аэродроме ГК НИИ ВВС (во Владимировке) уже после завершения госиспытаний самолёта. По мнению известного лётчика-испытателя С.А. Микояна, в то время начальника 1-го управления ГНИКИ ВВС, данная катастрофа – результат непродуманности конструкции. «...Кознов взлетал на самолёте с пороховыми ускорителями, укреплёнными по бокам фюзеляжа. В корпусе ускорителя на стороне, примыкающей к фюзеляжу, было технологическое отверстие, заглушенное пробкой. В тысячах случаев заглушка крепко сидела на месте, но при этом взлёте её выбило. Струя газа от горящего пороха, бившая из отверстия, как из сварочного аппарата, сразу же прожгла обшивку фюзеляжа, а в этом месте как раз проходила тяга управления. Она тут же перегорела, поршень бустера ушёл в крайнее положение, самолёт преждевременно оторвался от земли, задрался вверх, потом, потеряв скорость, упал и взорвался вместе с подвешенными тремя бомбами... Что стоило конструктору начертить в своем чертеже это отверстие на противоположной стороне ускорителя! Здесь опять можно вспомнить закон Мэрфи: если какой-нибудь отказ техники может произойти, он произойдёт – заглушка когда-нибудь вылетит».
.
    Жил в городе Жуковский Московской области.
    Похоронен в Жуковском на Быковском кладбище.
.
Награждён медалями.
.
Источники:
Биография, составленная А.А. Симоновым
Кто есть кто 
Су-7 и его модификации
«С.А. Микоян. Воспоминания военного летчика-испытателя» /Москва, ИД «Техника-молодёжи» при участии ФГУП РСК МиГ, 2002/ 
Дополнения от Иванова А.П.
Карта сайта Написать Администратору