Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Челноков Николай Васильевич

Выпускник 1930 года
Дважды Герой Советского Союза Даты указов: 1. 14.06.1942 (медаль № 653); 2. 19.08.1944 (медаль № 24)
Генерал-майор авиации (1949)

.
Челноков Николай Васильевич родился 26 апреля (9 мая) 1906 года в городе Иркутск в семье железнодорожника. По национальности русский. Окончил 9 классов.
.
В Красной Армии с 1928 года. В 1929 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. После окончания программы лётной подготовки 08.12.1930 направлен в школу морских лётчиков. В 1931 году окончил Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов, совершил 40 боевых вылетов. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года.
.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Сражаясь под Ленинградом в должности командира авиационной эскадрильи 57-го штурмового авиационного полка (ВВС Краснознамённого Балтийского флота) к началу января 1942 года совершил 58 успешных боевых вылетов. Перейдя с бомбардировщика на штурмовик, он первым стал применять штурмовые удары по морским транспортам противника.
.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 653) капитану Челнокову Николаю Васильевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года.
.
Летом 1943 года переведён на Черноморский флот, освобождал Керчь, Феодосию, Севастополь. Штурмовые удары заставили фашистское командование отказаться от дневных операций на коммуникациях Новороссийск–Анапа–Керчь. После освобождения Крыма снова направлен на Балтику. На его боевом счету – уничтожение отряда кораблей из 14 вымпелов, находившегося в Нарвском заливе. В должности командира 8-го гвардейского штурмового авиационного полка (ВВС Краснознамённого Балтийского флота) к июлю 1944 года совершил ещё 219 боевых вылетов, умело командовал полком, лично потопил несколько транспортов и кораблей противника.
.
Второй медали "Золотая Звезда" (№ 24) майор Челноков Николай Васильевич удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года.
.
Впоследствии руководил штурмовиками в боях за освобождение островов Эзель, а также при взятии Кёнигсберга, Пиллау и Данцига. Всего за время войны совершил более 270 боевых вылетов.
.
После войны служил на командных и штабных должностях в авиации ВМФ, был на преподавательской работе. В 1945 году окончил Академические курсы при Военно-морской академии, в 1949 году – Военную академию Генерального штаба. В том же 1949 году Н.В. Челнокову было присвоено звание генерал-майора авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР второго созыва. С 1954 года – в запасе.
.
Жил в городе-герое Москве.
Умер 16 июля 1974 года. Похоронен в Москве на Головинском кладбище.
.
Награждён тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова II степени (№ 429), орденами Красной Звезды, "Знак Почёта", медалями.

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н.В. Челнокова установлен в городе-герое Ленинграде - Санкт-Петербурге на Аллее Героев Московского парка Победы.
***
С первых дней войны капитан Челноков, командир эскадрильи, оказался на страже Ленинграда.
Враг рвался к городу. Челноков поднял эскадрилью в воздух. Ни вражеские истребители, ни сплошной зенитный огонь не могли помешать выполнить боевое задание. Группа бомбардировщиков под командой капитана Челнокова пробилась к цели и точными бомбовыми ударами уничтожила более 10 танков противника и 14 фургонов с войсками. Танковый маневр врага был сорван.
.
Эскадрилья, которой командовал Челноков, стала грозой для вражеских танков, артиллерии и пехотных полков. Днем и ночью, в туман и непогоду в ленинградском небе, над водами Финского залива и Балтийского моря отважно летал Челноков, нанося сокрушительные удары по неприятельским портам, железнодорожным станциям, вражеским войскам на дорогах, ведущих к Ленинграду.
.
Говорят, что у добрых вестей легкие крылья. Так и весть о боевых делах бесстрашного воздушного рыцаря вскоре широкой волной разнеслась по Северо-3ападному фронту, защищавшему подступы к городу Ленина.
.
На вооружение стали поступать новые самолеты - штурмовики. Челноков быстро освоил машину, полюбил ее и на ней воевал до конца войны. В его руках "Илюшин" был грозой для фашистов не только на суше и в воздухе, но и на море.
Да, на море! Поначалу "Илы" считались машиной, предназначенной для штурмовки наземных целей. Немало штурмовок провел Челноков по вражеским колоннам. Впервые он испытал превосходные боевые качества новой машины под Кременчугом, на правом берегу Днепра. Потом на подступах к Ленинграду. Только за восемь месяцев боев Челноков уничтожил десятки вражеских танков, множество автомашин с боеприпасами и пехотой. Он быстро овладел тактикой штурмовых ударов.
Теперь он хотел применить новую машину для штурмовых ударов по морским целям. И вскоре на практике доказал, каким грозным оружием являются "Илы" на морском театре военных действий.
.
Когда Челнокову присвоили звание Героя Советского Союза и назначили командиром гвардейского штурмового полка, он стал еще более требовательным к себе. К выполнению каждого боевого задания подходил творчески. Этого неустанно требовал и от своих подчиненных.
- Напал на цель - добей до конца,- не раз говорил он молодым летчикам.- Мало поразить - надо уничтожить врага. Не шаблон, а четко разработанная схема каждого удара обеспечивает победу.
Этому золотому правилу Челноков следовал всюду, где бы ни приходилось ему воевать.
.
Летом сорок третьего года он получает новое назначение: бесстрашно сражается за Керчь, Феодосию и Севастополь. Здесь, в небе Черноморья, с особой силой проявилось неутомимое новаторство Челнокова-штурмовика. Это он нашел и впервые применил тактические приемы бомбоштурмовых ударов по морским транспортам противника. Так зародилось прицельное бомбометание с малых высот. Этот прием нашел убежденных сторонников среди морских летчиков и, по существу, решил исход борьбы с феодосийской группировкой фашистских кораблей.
.
Под натиском штурмовых ударов противник вынужден был отказаться от дневных операций на коммуникациях Новороссийск - Анапа - Керчь. Но советские летчики успешно громили врага и ночью.
.
До этого бытовало мнение, будто транспорты - цель только для бомбардировщиков, а отнюдь не для штурмовиков. Это подтверждала и тактика фашистов: они держали свои корабли в радиусе действия штурмовиков.
В боях за освобождение Севастополя челноковцы опровергли и это мнение: они потопили 24 транспорта и несколько танкеров противника, доказав, что не только малые, но и крупные корабли могут быть доступны "Илам".
.
Еще затемно командиры групп Челнокова прибыли на тряской полуторке к своим самолетам, возле которых добрых полночи трудились механики, мотористы, оружейники. Придирчиво осмотрели летчики машины. И эта придирчивость не обижала авиаспециалистов: летчик идет в бой, он должен быть уверен в своем самолете, в оружии.
- Пятый, взлет! - услышал Челноков лаконичную команду. Он дал полные обороты двигателю, и машина, содрогаясь, сначала медленно, а потом, набирая скорость, пошла от линии старта вперед, в утреннюю дымку, прикрывавшую аэродром.
Вскоре группа легла на боевой курс. Район цели - небольшой квадрат морского залива, отмеченный на карте красным карандашом. Здесь рано утром должен пройти вражеский конвой кораблей. Его надо уничтожить.
Скрылись из виду очертания родных берегов; внизу, под крылом,- унылая и однообразная картина. Челноков смотрит на приборы и определяет время. Да, через несколько минут должны показаться фашистские корабли.
Штурмовики идут в строю "правый пеленг". Челноков еще раз смотрит на часы: пора! Он пристально глядит вниз, на синевато-серебристую гладь моря, пытаясь увидеть цель. Ее нет. Челноков передает команду изменить курс на 90 градусов и вводит свой самолет в разворот.
Опять пристальный взгляд на рябоватую поверхность залива и опять разворот...
- Цель слева! Атакую,- первым обнаружив едва различимые силуэты вражеских транспортов, передал Челноков команду группе. И в то мгновение, когда он, отдав ручку от себя, повел свой самолет на флагман вражеского конвоя, рядом с "Илами" возникли черные шапки взрывов зенитных снарядов.
С нарастающим ревом мотора "Ил" стремительно мчался вниз, навстречу морской пучине. Растет и скорость, падает высота. Но вот Челноков начинает выбирать на себя ручку управления, и послушный "Ил", почти задевая мачты вражеского флагмана, выходит в горизонтальный полет, а за какое-то мгновение до этого летчик успевает нажать на кнопку электросбрасывателя бомб.
Внизу белое облако пара, перемешанное с черными космами дыма, окутывает фашистский корабль.
Краснозвездные "Илы" один за другим атакуют фашистские корабли. Челноков разворачивается и опять ведет свою группу в атаку. Вот самолет вздрогнул, ручка управления стала тяжелой, малопослушной. "Повредили самолет",- решает Челноков, но из боя не выходит. Он продолжает атаки, сбрасывает на вражеский конвой все бомбы, ведет огонь из пушек. И так действуют все экипажи его группы.
Через несколько минут штурмовики, собравшись, легли на обратный курс. И, словно в отместку за дерзкие атаки, за три пущенных ко дну транспорта, в небе появляются "Мессершмитты".
"В круг!"-лаконично приказывает Челноков, и "илы" из "пеленга" быстро перестраиваются в так называемый оборонительный круг. Воздушные стрелки держат "мессеров" на почтительном расстоянии. Так, отбиваясь от фашистских истребителей, группа штурмовиков возвращается на свой аэродром.
Летчики идут докладывать о результатах налета, а техники и механики - подсчитывать количество пробоин и повреждений в боевых машинах. Авиаспециалисты торопятся: они знают, что с наступлением сумерек Челноков опять пойдет на боевое задание. И так будет и завтра, и послезавтра, и через месяц, до тех пор, пока не будет разбит враг...
.
Герой Балтики, герой Черного моря. В августе сорок четвертого года на его груди заискрилась вторая золотая медаль Героя Советского Союза.
.
После освобождения Крыма Челноков снова на Балтике. Теперь он командир Краснознаменного Ропшинского авиационного соединения. Новое положение ко многому обязывало, но зато ив значительной мере расширяло круг боевой деятельности. Челноков оставался верен своему правилу: действовать не по шаблону, а по строго разработанному плану каждого боевого задания.
.
Вскоре по прибытии на Балтику был получен боевой приказ: уничтожить отряд кораблей, состоявший из 14 вымпелов и прикрывавший левый фланг вражеских войск, упиравшихся в Нарвский залив. Отряд фашистских кораблей нес дозорную службу в заливе. Не раз наши летчики обрушивали свои удары на этот отряд, но он, как заколдованный, оставался невредимым. Хорошо организованная зенитная оборона не давала нашим самолетам возможности нанести прицельные удары.
Челноков возглавил группу. Умело маневрируя, штурмовики неожиданным ударом со стороны солнца парализовали зенитную оборону противника и в несколько заходов почти полностью разгромили отряд сторожевиков. Фланг войск противника со стороны залива был оголен.
.
И снова бои, но теперь бои, поддерживающие грозное наступление Советской Армии, прокладывающие путь к окончательной победе над врагом. Нарвский залив, остров Эзель, Кенигсберг, Пиллау, Данциг - всюду, где в небе проносились машины, ведомые Челноковым, враг ощущал карающую руку воинов-освободителей.
Н. Степанов
.
Памятники:
В Москве на Головинском кладбище                    В Санкт-Петербурге на Аллее Героев Московского парка Победы
         
.
Источники:
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
Люди бессмертного подвига. Книга 2. М., 1975
Карта сайта Написать Администратору