Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Азаров Сергей Семенович

Выпускник 1938 года
Герой Советского Союза
 
.
На время представления к званию Героя Советcкого Союза:
заместитель командира эскадрильи 57-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), гвардии старший лейтенант
Родился 25.9.1915 в деревне Соколово ныне Брянского района Брянской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем в ПО «Брянский машиностроительный завод». Учился в аэроклубе.
В Советской Армии с 1938. Окончил Борисоглебскую военно-авиационную школу пилотов.
С ноября 1941 на фронте.
Заместитель командира эскадрильи 57-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии старший лейтенант Азаров совершил 324 боевых вылета, провел 47 воздушных боев, лично сбил 7 и в группе — 8 самолетов противника.
08.05.1943 прикрыл раненого командира эскадрильи, выпрыгнувшего с парашютом из подбитой машины, сам был ранен. Посадил горящий самолет на своей территории.
10.05.1943 умер от ран.
Звание Героя Советского Союза присвоено 02.09.1943.
Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени.
Похоронен в пгт Ахтырский Абинского района Краснодарского края. На территории ПО «Брянский машиностроительный завод» установлен памятник.
.
Список известных воздушных побед С. С. Азарова:

Д а т а
Противник
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
02.12.1941
1  Ю-88  (в паре)
Вареновка
И-16
09.12.1941
1  Ме-109
Александрова
11.12.1941
1  Ме-109  (в паре)
южнее Чалтырь
27.12.1941
1  Ме-109
восточнее Таганрог
19.03.1942
1  Ме-109
район Феодосии
21.03.1942
1  Ме-109  (в гр. 1/4)
западнее высота 25,3  (Крым)
02.04.1942
1  Хе-111  (в гр. 1/4)
северо-западнее Арабат
19.04.1942
1  Ю-88  (в паре)
южнее мыс Чауда
17.05.1942
1  Ме-109  (в паре)
западнее Чушка
08.07.1942
1  Ю-88  (в гр. 1/7)
севернее Ляховка
03.09.1942
1  Ме-109  (в гр. 1/8)
южнее Красно-Медведовская
04.05.1943
1  Ю-88
западнее Молдаванское
"Спитфайр"
1  Ю-88
Верхний Агадум
05.05.1943
1  Ю-87
06.05.1943
1  Ю-87
южнее Неберджаевская
      Всего сбитых самолётов - 7 + 8;  боевых вылетов - 324;  воздушных боёв - 47.

.
Источник:
***
До дня своей героической гибели Сергей Семёнович служил в Северо-Кавказском округе.
С 22 июня 1941 года до мая 1943 года тридцать шестой истребительный полк, в котором служил Азаров, непрерывно находился на фронте. На смену погибшим приходили молодые лётчики. Рядом с такими лётчиками, как Сергей Семёнович, они быстро мужали и бесстрашно били врага. На самые трудные вылеты шли добровольцы - гвардейцы - кадровые лётчики. Их любовно называли «стариками». Сергея Азарова тоже называли «стариком»...
Вот пример как воевали «старики».
Летом 1942 года Гитлер перебросил на Северный Кавказ части прославленных лётчиков «Асов». Их называли «неуловимые», «чёрные коршуны». С первых дней появления на фронте, «Асы» повели «психические» атаки «Таран в лоб» на винт, «Таран – Утюг». Эти атаки не выдерживали молодые лётчики, они допускали ошибки и погибали. Тогда кадровые лётчики заявили: «В бой пойдут одни «старики»! Молодёжь пусть учится на земле». На четвёртый день после появления «чёрных коршунов» Сергей Семёнович встретился с ними в воздухе. Чёрный, как дёготь, коршун шёл тараном на винт истребителя Азарова. Не дрогнув, Азаров повёл машину навстречу «чёрному коршуну». Предельно сблизились боевые машины. Замерли боевые товарищи Азарова, наблюдавшие за боем с земли... Не выдержал «чёрный коршун». Он взмыл вверх, показав Азарову слабо защищенное брюхо самолёта. Очередь крупнокалиберного пулемёта бронебойными пулями прошила бензобак. «Чёрный коршун» камнем падал вниз. Лётчик выпрыгнул с парашютом. Через два дня Азарова вызвали в штаб фронта. Там он увидел пленного лётчика. Это был полковник, награждённый Рыцарским крестом - высшая награда воинов в фашистской Германии. В плену «Ас» размяк. Он рассказал, что таких частей, как «чёрный коршун», в германской армии мало. Их перебрасывают с одного фронта на другой, чтобы навести ужас на советских лётчиков. На каждом фронте они задерживаются не более 2 - 3 недель. Пленный просил показать советского лётчика, который сбил его в бою. Ему показали Азарова Сергея Семёновича, двадцатисемилетнего лётчика «старика».
В этот день старший лейтенант авиации Сергей Семёнович Азаров был удостоен звания Героя Советского Союза... Около года ещё воевал лётчик - герой Азаров Сергей.
Источник: http://www.echo.gomel.by/newspaper/win/a.htm
***
В начале Октября 1942 года 36-й истребительный авиаполк, в котором сражался Сергей Азаров, был переброшен в Крым, где вошёл в состав 236-й истребительной авиадивизии располагавшейся на полевых аэродромах близ Агоя и Адлера.
Истребитель И-16, находящийся на вооружении 36-го авиаполка, несколько уступал своим более современным собратьям ( Як-1 и ЛаГГ-3 ), имевшихся в других полках дивизии. Однако это компенсировалось тем, что в полку воевали лётчики с большим боевым опытом и высокой лётной квалификацией. Командир полка Майор А. А. Осипов, например, совершил к этому времени 72 боевых вылета, из них 15 - на штурмовку, провёл 12 воздушных боёв, в которых сбил 4 самолёта противника лично и 2 в составе группы. Под стать ему были и подчинённые. Штурман полка Капитан В. Е. Сидоров, успевший повоевать на Советско - Финской войне, уже сражался в Крыму, был награждён двумя орденами Красного Знамени. Начальник штаба 1-й эскадрильи Старший лейтенант В. А. Радкевич, также участник Советско - Финской войны, сбил 2 немецких самолёта лично и 2 в составе группы, был награждён орденом Красного Знамени. Один из лучших лётчиков полка, командир звена Старший лейтенант С. С. Азаров имел 2 личные победы и ещё 7 в группе.
Тяжёлый воздушный бой лётчикам 36-го полка пришлось выдержать 7 Октября. Во второй половине дня 9 бипланов И-153 ( из соседнего полка ) и 4 И-16, вылетев на задание в район балки Сосновка, встретили при подходе к цели группу немецких самолётов. Четыре Ме-110 под прикрытием пары Ме-109 заходили на штурмовку боевых позиций советских войск. Ведущий группы самолётов 36-го авиаполка старший политрук В. Е. Чернецов повёл своих ведомых в атаку на "Сто десятых". Завязался бой на виражах. Более верткие И-16 успешно уворачивались от атак врага, стремясь зайти в хвост немецким машинам. Старшему лейтенанту С. С. Азарову удалось, выпустив реактивный снаряд РС-82, подбить один из Ме-110.
Пара Ме-109 тем временем атаковала "Чайки". Очередь прошила машину Лейтенанта Ф. И. Чёрного. Повреждённый самолёт врезался в гору и взорвался. "Мессеры" зашли в атаку на следующий И-153. На помощь пришёл Старший лейтенант В. Е. Солдатов. Заложив свой И-16 в крутой вираж, он сблизился с одним из Ме-109 и меткой очередью поразил его. Вражеский истребитель рухнул на южные скаты горы Лысая.
День 7 Октября 1942 года стал, безусловно, одним из самых сложных и тяжёлых в истории 236-й истребительной авиадивизии. Лётчики сбили или серьёзно повредили 18 немецких самолётов ( 9 Ме-109, 7 Ме-110, 2 Ju-87 ), но и сами потеряли 9 боевых машин. Многие самолёты получили повреждения. Погибли 3 лётчика, судьба ещё 3 была неизвестна ( они вернулись в свои части лишь через несколько дней ).
Весной 1943 года 57-й Гвардейский истребительный авиаполк, первым в Советских ВВС, перевооружился на английские самолёты "Спитфайр" MkVb. Необходимо отметить, что самолёты поступившие в полк были уже не новыми. Они использовались в Королевских ВВС ( Англии ), но перед отправкой в СССР прошли капитальный ремонт. Уже 28 Апреля 1943 года полк вступил в кровопролитные бои на Кубани в составе 4-й Воздушной армии. Только за 6 дней, с 3 по 8 Мая, лётчики полка сбили 26 вражеских машин. Одержал несколько побед и Сергей Азаров.
Интересны отзывы об этой машине Полковника А. Л. Иванова ( одного из лётчиков полка пережившего войну ):
- "Спитфайр" оказался простым самолётом, допускал значительные ошибки в технике пилотирования и ничего особенного в нём не было. И-16 был намного строже. Имелась у "Спитфайра" хотя и плохая, но всё - таки радиостанция... Единственное преимущество "Спитфайра" было в том, что по весу он был очень лёгкий, и, за счёт хорошей тяговооруженности, неплохо набирал высоту. Это обеспечивало надёжный вертикальный маневр.
Однако, малый вес машины имел и отрицательные качества. К примеру, выходить из боя пикированием на "Спитфайре" - было смерти подобно, потому что пикировал он плохо. "Мессер" моментально настигал его и расстреливал. Следовательно, надо было "тянуть" противника на вираж и обязательно на правый, потому что у "Мессера" воздушный винт мотора был левого вращения и самолёт правый вираж выполнял хуже левого.
Большим недостатком истребителя было и то, что оружие разнесено широко по крыльям. Расстояние между пушками составляло около 4-х метров. При атаке противника с малых дистанций ( как обычно и делалось нашими лётчиками ) и энергичном маневрировании, поражаемость была очень низкой - схождение пушечных трасс происходило далеко от цели.
Сиденье лётчика на "Спитфайре" было изготовлено так, что если в полёте создавалась перегрузка, оно опускалось на амортизаторах. Лётчик при этом как бы просядет и воздействие перегрузки уменьшится. Внизу под сидением были установлены два штыря - ограничителя, дальше которых сиденье не опускалось. Однако бои велись с таким напряжением, что были случаи поломки штырей и опускания сиденья почти на пол кабины. При этом лётчик практически ничего не видел и был вынужден выходить из боя. Ненадёжно работала и система аварийного сброса фонаря кабины. Маленький ломик, лежавший в нише, был штатной принадлежностью машины. Им лётчик должен был взломать фонарь, если тот не сбросится сам...
Самолёт "Спитфайр", если смотреть на него в полёте, очень походил на немецкий Ме-109. Такой же, небольших размеров хвост, длинный фюзеляж, установленные снизу радиаторы. И только в плане элипсовидное крыло заметно отличалось от трапециевидного крыла "Месса". Заметное внешнее сходство этих машин не только сковывало свободу действий в небе, но и приносило более серьёзные неприятности. Наши зенитчики часто принимали "Спитфайры" за противника и, не стесняясь, открывали по ним огонь. Но атаковали "Спитфайров" не только зенитчики, но и лётчики других авиационных частей, базировавшихся на соседних аэродромах. Одним словом, истребитель "Спитфайр"-VB был незавидным подарком союзников".
На Кубани нашим ВВС противостояли отборные немецкие части и полк понёс большие потери. 8 Мая в тяжелейшем бою Азаров сбил Ме-109. Израсходовав боеприпасы, и не имея другой возможности спасти товарища от атаки противника, заслонил его своим истребителем. Раненый сумел покинуть горящий самолёт, но ещё в воздухе одежда, пропитанная разлившимся бензином, вспыхнула. Тяжело обгоревший лётчик умер на руках наших пехотинцев ( по другим источникам - Сергей Азаров умер 10 Мая в госпитале ).
К моменту своей гибели заместитель командира эскадрильи 57-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная врмия, Северо - Кавказский фронт ) Гвардии Старший лейтенант С. С. Азаров совершил 324 боевых вылета, провёл 47 воздушных боёв, лично сбил 7 и в группе с товарищами - 8 самолётов противника. 2 Августа 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Сергей Семёнович Азаров похоронен в посёлке Ахтырский Абинского района Краснодарского края. За период войны награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями. На территории ПО "Брянский машиностроительный завод" ему поставлен памятник.
***
Карта сайта Написать Администратору