Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Белоусов Леонид Георгиевич

Выпускник 1935 года
Герой Советского Союза Дата Указа 10.04.1957, медаль № 10837
.
.
Белоусов Леонид Георгиевич родился 16 марта 1909 года в городе Одесса Одесского уезда Херсонской губернии Российской империи (ныне Одесской области Украины), в семье рабочего.
В семь лет остался без отца. Во время Гражданской войны стал воспитанником 151-го стрелкового полка 51-й Перекопской дивизии, где прослужил три года.
Затем работал на заводе, в паровозоремонтном цехе.
.
В 1930 году он поступил в Одесское пехотное училище, которое окончил через три года. По по окончании учёбы был направлен не в пехотную часть, а в составе небольшой группы «пехотных» командиров в Краснознамённую школу военных лётчиков в Борисоглебске.
В 1935 году успешно закончившему программу обучения Белоусову предоставили право выбора места службы. Вместе с друзьями он выбрал одну из частей Краснознамённого Балтийского флота, стоявшую под Ленинградом, и сразу после приезда в часть был назначен командиром звена.
.
.
В феврале 1938 года самолёт И-16, который пилотировал Белоусов Л.Г., потерпел аварию в сложных метеоусловиях, при выполнении вынужденной посадке возник пожар. В результате аварии у Белоусова обгорели лицо и ноги. В ходе лечения лётчик перенёс 35 пластических операций без наркоза. Не окончив лечение, вернулся в полк, чтобы принять участие в войне с финнами 1939-1940 годов.
С ноября 1940 года назначен командиром 4-й эскадрильи 13-го истребительного полка, базировавшейся на очень неблагоустроенном аэродроме полуострова Ханко, где и провоевал по октябрь 1941 года, участвуя в битве за Ханко.
7 ноября 1941 года его эскадрилья 13 иап перебазировалась в посёлок Выстав на Ладожском озере, откуда по 1942 год выполняла задачи по прикрытию «Дороги жизни». Белоусов при этом уже занимал должность заместителя командира полка.
"...В один из трудных боевых дней я почувствовал, что ноги перестают меня слушаться, словно к ним привязаны железные гири. Обгоревшие во время несчастного случая на границе, они теперь снова стали донимать меня всё усиливающимися резкими болями..."
В результате развившейся болезни началась газовая гангрена правой ноги. В тыловом госпитале в Алма-Ате пришлось ампутировать сначала правую, а затем и левую ногу, причём правую выше колена. После выписки из госпиталя Белоусов вернулся в Ленинград. Там, в 1944 году с помощью боевых товарищей он сумел восстановить навыки лётчика сначала на самолёте По-2, затем УТИ-4, Як-7 и, наконец, Ла-5.
.
.
В этом же году вернулся в свой полк, к тому времени ставший 4-м гвардейским истребительным авиаполком, и в его составе выполнял боевые вылеты на прикрытие кораблей и разведку.
.

Ла-5ФН майора Белоусова Л.Г., 4-й гиап ВВС КБФ, 1944 год
.
К февралю 1945 года помощник командира по лётной подготовке и воздушному бою 4-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия ВВС Балтийского флота) гвардии майор Леонид Белоусов выполнил 300 боевых вылетов, лично сбил 3 самолёта противника. Воевал до конца войны.
.
В 1957 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Белоусову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
.
После окончания войны вышел в отставку.
В июле 1945 года назначен начальником Ленинградского аэроклуба, работал на речном транспорте.
Далее, несмотря на болезни и полученные во время боевых действий ранения, возглавлял 1-й таксомоторный парк.
Более 30 лет являлся внештатным сотрудником-лектором общества «Знание».
.
.
Умер 7 мая 1998 года и похоронен в Санкт-Петербурге на Аллее Героев Серафимовского кладбища.
.
.
Награждён орденом Ленина (10.04.1957), двумя орденами Красного Знамени (07.02.1940, 16.09.1941), двумя орденами Отечественной войны I степени (26.05.1945. 06.04.1985), медалями «За оборону Ленинграда» (02.11.1944), «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (14.12.1945) и другими.
.
Имя Белоусова Л.Г. увековечено на Мемориальной доске, установленной на Аллее Славы у Адмиралтейства в Кронштадте.
 
.
В Одессе, на здании завода имени Январского восстания, установлена мемориальная доска.
.
  
***
.
Человек, который совершил невероятное
Из книги Бурова А.В. "Твои герои, Ленинград"
.
...Прощаясь с летчиками, майор Белоусов обещал скоро вернуться в полк. Собственно говоря, он и не хотел уезжать. Пока на этом настаивали врачи, Белоусов отказывался, но приказ командира дивизии пришлось выполнить. Если говорить начистоту, то командовать полком действительно стало очень тяжело. Не только летать, даже ходить по аэродрому подчас было невмоготу. Подводили ноги.
Летчики знали: не такой человек майор Белоусов, чтобы согнула его беда. Поэтому верили - пройдёт немного времени, и майор, подлечившись, снова вернётся в полк. Вернулся ведь он, когда никто в это уже не верил.
.
Всё началось ещё до войны. Леонид Белоусов взлетел по тревоге, чтобы отогнать чужой самолёт, нарушивший нашу границу. Нарушитель почувствовал опасность и тут же скрылся. Повернул к своему аэродрому и Белоусов. Неожиданно испортившаяся погода усложнила полёт и, тем более, посадку. Самолёт Белоусова потерпел аварию и загорелся. В госпиталь лётчика привезли едва живым. Лицо, руки, грудь представляли собой сплошную рану.
Лечение потребовало не только длительного времени, но и невероятного терпения. Белоусову сделали около тридцати пластических операций! Никто и не думал, что он будет служить, летать. А он вернулся в полк. Вернулся воевать. Даже не отдохнув как следует от мучительно долгого и тяжёлого лечения, он добился отправки на фронт. Шла война с белофиннами.
.
Когда разразилась Великая Отечественная война, у командира эскадрильи Леонида Георгиевича Белоусова был некоторый боевой опыт. А уже к концу 1941 года его эскадрилья имела солидный счёт: пятьдесят два сбитых вражеских самолёта.
Затем он стал командиром полка. И вдруг исподволь подкравшаяся болезнь снова уложила его в госпиталь.
То, что из блокированного Ленинграда Белоусова отправили в далёкую Алма-Ату, никого не смущало. Туда ведь эвакуировалась семья Белоусова. Близкие будут ухаживать за ним, и тогда лечение, может быть, пойдёт быстрей.
Но вскоре из Алма-Аты пришла тяжёлая весть: у командира гангрена, ему ампутировали левую ногу. Когда он уже собирался выписываться из госпиталя, на него обрушилась ещё большая беда: пришлось ампутировать и правую ногу. Где уж тут было ожидать возвращения командира...
Однако в апреле 1944 года Белоусов появился в полку. На протезах, с палочкой. Лётчики не знали, куда посадить майора. Наперебой просили погостить подольше.
Погостить? Белоусов с недоумением оглядел товарищей. Не ради этого он сбежал из Алма-Аты. Не в гости приехал он сюда, а летать, воевать.
Лётчики молчали. Бывают такие моменты, когда лучше промолчать. Зачем возражать человеку, с которым судьба обошлась так сурово? Он говорит о полётах, а сам ведь лучше других понимает, что человек без обеих ног не может летать. Тем более, на истребителе.
Когда Белоусов начал настаивать на этом, пришлось прямо ответить, что он уже отлетал своё. Стараясь успокоить его, кто-то сказал:
— Вы, товарищ майор, ни перед кем не в долгу.
— Не в долгу, говорите? - переспросил Белоусов. - Если хотите знать, то мне вовеки не расплатиться. Почему? А вот послушайте. Родился я в Одессе в девятьсот девятом году, а в пятнадцатом году мой отец погиб в Карпатах. На шее матери осталось четверо - я, братишка, сестрёнка и ещё старенькая бабушка. Я не знаю, сколько зарабатывала мать. Знаю только, что очень мало - она была мойщицей бутылок на винном заводе. Помню, мне всегда хотелось есть. Как самый старший, я пробовал помогать матери, ловил рыбу. Потом махнул рукой на это занятие и перешёл на "вольные хлеба" - проще говоря, беспризорничал. В общем, стал на дорогу, которая рано или поздно приведёт в тюрьму. А меня уберегли от этого, помогли выйти на правильный путь.
.
Не все у Леонида Белоусова было, разумеется, совершенно гладко на этом пути. Особенно в самом начале. Став воспитанником 151-го стрелкового полка 51-й Перекопской дивизии, он в мечтах уже видел себя красным командиром. А его зачислили в музыкантскую команду. Музыкант из него не получился и, прослужив два года, в двадцать пятом Леонид демобилизовался. Потом не раз жалел об этом. Всё, что он имел теперь, - это десять рублей пособия по безработице. Полгода он отмечался на бирже труда, пока, наконец, не получил направление в паровозный цех одесского завода имени Январского восстания. Здесь Белоусов стал слесарем, затем сварщиком. Здесь в двадцать шестом вступил в комсомол, а в двадцать девятом - в партию.
Завод был шефом пехотного училища, и при встречах с курсантами у Леонида вновь пробудилась мечта стать командиром.
В 1933 году он уже заканчивал военное училище. Заканчивал пехотное, а мечтал о лётном. Сбылась и эта мечта - его направили в авиационное училище. Бывший беспризорник стал лётчиком.
.
Рассказав об этом, Леонид Георгиевич внимательным взглядом обвел товарищей:
— Теперь вы видите: всеё к чему я стремился, мне стало доступно, всё, что я хотел, получил. А за это надо расплачиваться, тем более когда идёт война. Короче говоря, за пенсионную книжку спасибо, но я лично буду хлопотать о самолёте.
.
Начал Белоусов с малого: попросил разрешения посидеть в самолете. Не без труда, с помощью механиков, забрался в кабину. Посидел, примерился. Поставив протезы на педали, подвигал рулем поворота.
Потом попросился в воздух. Разумеется, на маленьком учебном ПО-2 и, конечно, с инструктором. Ведь управление в этом самолёте спаренное - и в первой и во второй кабине. Случись что-нибудь, инструктор не даст машине свалиться в штопор.
Должности инструктора в боевых частях нет. По штату они положены только в лётных училищах. Зато в любой части немало опытных лётчиков, способных с успехом заменить самого требовательного инструктора. Инструктором Белоусова стал подполковник Борисов. На земле он предупредил друга, что взлетать будет сам.
Стартер взмахнул флажком, и машина помчалась по аэродрому. Белоусов глядел на приближавшуюся к нему ручку управления. Когда самолёт оторвался от земли, ручка начала отдаляться, словно хотела избавить майора от соблазна взяться за неё. Потом, точно испытывая его, снова приблизилась, - Борисов набирал высоту.
Земля была уже далеко внизу, когда ручка управления слегка качнулась из стороны в сторону. Это сигнал.
Белоусов ухватил рукоятку, крепко сжал её и тоже качнул, давая знать, что он, Белоусов, взял управление на себя. Подтянул ручку - самолёт исправно полез вверх. Впрочем, в этом Леонид Георгиевич не сомневался. С ручным управлением всё и должно было обстоять благополучно. А вот как поведут себя ножные педали? Сможет ли он двигать ими так же легко, как ручкой?
Отклонив ручку влево, Белоусов тут же стал нажимать на педаль. Сделать это оказалось не просто. Разворот получился неуклюжий. Белоусов даже подумал, что Борисов заберёт сейчас управление, и на этом все закончится. Но подполковник не прикоснулся к ручке, словно его и не было в соседней кабине.
Белоусов решил сделать правый разворот. Он получился ещё более топорным - правая нога ампутирована выше колена... Раньше за час полёта, да ещё сопровождавшегося боями, он уставал меньше, чем за эти несколько минут.
Ещё тяжелее оказалось взлетать и садиться. На земле надо выдержать направление самолёта самым точнейшим образом. Чуть вильнёшь, и машина может оказаться на боку. Добиться же необходимой прямолинейности можно только ногами. Они должны как бы чувствовать педали. А тут протезы...
И всё-таки настал день, когда Белоусов получил разрешение вылететь самостоятельно, без инструктора. Радовался этому весь полк. Теперь майор сможет отводить душу хоть на маленьком ПО-2.
Но Леонид Георгиевич решил перебраться в кабину истребителя. Получилось то же самое: безногий летчик справился с боевым истребителем Ла-5. Майора Белоусова включили в боевой расчёт.
Правда, он сразу почувствовал, что его стараются выпускать в воздух пореже и задания подбирают полегче. Белоусов понимал, что товарищи поступают так из самым лучших побуждений. Но он строго-настрого запретил делать ему поблажки. Надо лететь на разведку - он готов. Сопровождать штурмовиков - в любое время. Никто из лётчиков не скажет, что он им в тягость. Когда пришлось вести воздушный бой с фашистскими истребителями, лётчики видели, что сражался он наравне со всеми. И тот немецкий истребитель, который пытался сбить его сзади, сам был сбит.
.
Так майор Леонид Георгиевич Белоусов вернулся в строй. И лишь когда закончилась война, он согласился уйти в отставку. Но и после этого не порвал с авиацией. Многие питомцы Ленинградского аэроклуба помнят, что именно он поднял их в небо.
.
Со времени войны минуло много лет, и вот фамилия балтийского лётчика вновь появилась в газетах. На этот раз в Указе Президиума Верховного Совета СССР. 10 апреля 1957 года Родина удостоила мужественного лётчика звания Героя Советского Союза...
.
Источники:
Изначальную информацию предоставил Михайлов Дмитрий Владимирович
Уточнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору