Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Пилипенко Иван Маркович

Выпускник 1937 года
Герой Советского Союза (13.02.1942)
.
 
.
Пилипенко Иван Маркович родился 15 августа 1912 года в селе Щербиновка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Российской империи (с 1938 года поселок городского типа, ныне  Бахмутского района Донецкой области Украины) в семье крестьянина. По национальности украинец.
Окончил начальную школу. Работал на шахте № 11-12, а затем - на заводе имени Фрунзе в городе Константиновка Донецкой области Украинской ССР.
.
В Красной Армии с 1933 года, призван Липецким военным комиссариатом. В 1937 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени В.П. Чкалова. Служил на Дальнем Востоке.
Член ВКП(б) с 1939 года.
.
Участник Великой Отечественной войны с 10 августа 1941 года. Воевал в 40-м истребительном авиационном полка на Южном и Закавказском фронтах: заместитель командира эскадрильи, командир эскадрильи.
.
.
26 мая 1942 года группе из шести истребителей И-16 под командой капитана Ивана Пилипенко была поставлена боевая задача на прикрытие действий своих бомбардировщиков. В районе города Изюма Харьковской области Украины встретились с вражескими самолетами численностью до 40 машин. Пилипенко повел свою шестёрку в атаку. Двадцать минут длился неравный бой. Высокое лётное мастерство и подлинную отвагу проявили наши летчики, особенно ведущий группы И.М. Пилипенко. В ожесточённой схватке сбили 2 фашистских бомбардировщика и подбили 4. Несколько наших истребителей получили повреждения, но благополучно без потерь пришли на свой аэродром.
22 июля 1942 года группа из восьми истребителей, возглавляемая капитаном Иваном Пилипенко, вылетала под Ростов на прикрытие переправ через Дон. Встретилась с четырнадцатью Ме-110, и восьмью Ме-109. В завязавшемся скоротечном воздушном бою наши истребители сбили два «Мессершмитта-110» и четыре «Мессершмитта-109». Ведущий группы Пилипенко лично сбил Ме-109. Воздушный бой протекал на виду у бойцов и командиров наземных частей и жителей города. Он вызвал у них восхищение отвагой советских воздушных бойцов. Группа без потерь возвратилась на свой аэродром.
.
Командир эскадрильи 40-го истребительного авиационного полка (215-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Закавказский фронт) капитан Иван Пилипенко к сентябрю 1942 года выполнил 470 боевых вылетов, в 76 воздушных боях лично сбил 10 и в группе 28 самолетов противника. За эти подвиги представлен к званию Героя Советского Союза.
.
А война продолжалась... 2 октября 1942 года группа советских истребителей из 16 истребителей И-16, возглавляемая капитаном Иваном Пилипенко, вылетела на прикрытие 22 истребителей-бомбардировщиков И-153, которые должны были нанести штурмовой удар по крупному вражескому аэродрому у станицы Солдатской Прохладненского района Кабардино-Балкарской АССР. При подходе к аэродрому наши самолёты были обнаружены. С аэродрома попыталась взлететь пара Me-109, но были сбиты нашими истребителями. Капитан Иван Пилипенко сбил одного из них и ещё два поджёг на земле.
И-153 встали в круг и начали бомбить аэродром. Вскоре показалась группа «мессершмиттов», вызванная по радио с соседнего аэродрома. Группа прикрытия сковала их боем.
При выходе из пикирования капитан Иван Пилипенко, не успев набрать высоту, в тактически невыгодных условиях вынужден был принять воздушный бой. Его атаковали несколько вражеских истребителей. На высоте 150-200 метров Пилипенко, круто развернув свою машину, пошёл в лобовую на ближайший «мессер» противника. Гитлеровский лётчик не выдержал и отвернул. Пилипенко ударил в него пулемётной очередью. Фашистский истребитель вышел из боя и сел в поле на «вынужденную».
Но и машину Пилипенко огнем с других «мессершмиттов» подожгли. Продолжая вести бой, он сошёлся в лобовой атаке с Me-109. Оба самолёта неслись друг на друга, ведя огонь со всех огневых точек. Все ждали, что немецкий лётчик в последний момент отвернёт, как обычно и происходило. Но немец не отвернул и самолёт Пилипенко врезался в него. От удара оба истребителя взорвались в воздухе.
Долго в те дни говорили и вспоминали об Иване Марковиче и его подвиге. Одним из участников этой схватки был молодой пилот Георгий Гордеевич Голубев, будущий Герой Советского Союза, один из последних ведомых Александра Покрышкина, довольно подробно описавший этот эпизод в своей книге "В паре с Сотым": "...В память врезалось: навстречу друг другу несутся два истребителя - наш и фашистский. Длится это мгновение. Кто первый отвернёт, кто не выдержит?!   Огненное облако, оглушительный взрыв - и, кувыркаясь, летят к земле пылающие обломки, льётся огненный дождь бензина, ещё секунду назад наполнявшего самолётные баки..."
Ночью жительницы станицы, члены колхоза "Заветы Ленина" Анна Сушко, Татьяна Горожанкина и Екатерина Марченко, несмотря на грозившую опасность, пробрались к обломкам самолёта, нашли и захоронили останки лётчика.
.
В результате этого налёта на земле было уничтожено 32 вражеских самолёта, ещё несколько в воздухе. Однако и наши потери оказались немалыми - только 40-й истребительный авиационный полк потерял 4 машины (все наши летчики погибли). Одним из участников этой схватки был молодой пилот Георгий Гордеевич Голубев, будущий Герой Советского Союза, один из последних ведомых Александра Покрышкина, довольно подробно описавший этот эпизод в своей книге «В паре с Сотым».
К моменту гибели капитан Иван Пилипенко выполнил 520 боевых вылетов, провёл 108 воздушных боёв, уничтожил 13 вражеских самолётов лично и 29 в групповых схватках (по другим данным, сбил 11 лично и 33 - в группе), ещё 3 самолёта лично и 4 в группе уничтожил на земле при штурмовках. Все победы были одержаны им на истребителе И-16.
.
Похоронен в станице Солдатская Прохладненского района Кабардино-Балкарской республики. Над братской могилой могилой установлен гранитный памятник, вокруг него посажен парк.
.
.
.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года  за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Пилипенко Ивану Марковичу присвоено звание Героя Советского Союза.
.
Награждён двумя орденами Ленина (09.09.1942; 13.12.1942), двумя орденами Красного Знамени (23.12.1941; 27.07.1942).
.
Имя Пилипенко Ивана Марковича увековечено на мраморной плите в городе Дзержинске Донецкой области Украины на Мемориале Памяти:
.
.
Именем Пилипенко названы улицы в станице Солдатская и посёлке Щербиновка.
Навечно зачислен в списки 712-го гвардейского Черновицкого ордена Кутузова III степени истребительного авиационного полка (40 истребительный авиационный полк). С его имени начиналась вечерняя поверка, а его портрет висел в казарме 1-й авиаэскадрильи.
Именем Героя названы улицы в станице Солдатской и поселке Щербиновке, а также Щербиновская восьмилетняя школа, где учился отважный комэск. На стене дома, где родился И.М. Пилипенко, установлена мемориальная доска.
***
.
Командир 40-го истребительно-авиационного полка майор Чупиков и военный комиссар Гуськов в представлении к званию Героя Советского Союза писали:
«...Много героических примеров из боевой работы командира эскадрильи капитана И. Пилипенко характеризуют его храбрость, мужество и отвагу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
83 воздушных боя провёл Иван Маркович. Лично сбил 12 боевых самолётов противника и 29 — в составе группы. Кроме того, на земле при штурмовке сжёг три вражеских машины и повредил несколько. Сотни раз капитан Пилипенко водил группы на боевые задания и в самые критические минуты в воздушных боях своим бесстрашием, смелыми и дерзкими атаками выручал своих боевых товарищей...»
.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Биографию составил Кирилл Осовик
Дополнения и уточнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору