Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Горбко Юрий Николаевич

Выпускник 1932 года
Герой Советского Союза Дата указа: 21.03.1940 (медаль № 255)


Родился 5 апреля (23 марта по старому стилю) 1908 года в городе Новоград-Волынский Житомирской области. По национальности украинец.
Член КПСС с 1930 года.
В 1926 году окончил школу-семилетку в Москве. Работал клепальщиком на заводе в Москве.

В декабре 1929 года призван в ряды Красной Армии.
В 1932 году окончил Борисоглебскую военно-авиационную школу лётчиков.
В 1940 году участвовал в советско-финляндской войне.
--------------------
Штаб 2-й авиационной эскадрильи размещался в небольшой комнатушке. Командир эскадрильи капитан Юрий Николаевич Горбко, высокий, стройный шатен с голубыми глазами, задумавшись, стоял возле карты района полётов. Послезавтра, согласно полковому плану, лётный день его подразделения. Маршрутные полёты. А они требуют особой подготовки в зимнее время в пограничном районе.

Накануне финская артиллерия открыла огонь по нашим пограничникам в районе селения Майнила. Через три дня провокация повторилась. Отдельные отряды нарушителей просочились на советскую территорию. 30 ноября 1939 года наши войска перешли в наступление с задачей отбросить противника от города Ленинграда и обезопасить границы СССР, На аэродроме прозвучал сигнал: боевая тревога!

Капитану Ю. Н. Горбко было приказано своим подразделением нанести бомбовый удар по железнодорожному узлу южнее Выборга. Противник располагал зенитной артиллерией. Район с воздуха прикрывается истребителями. Синоптики хорошей погоды в районе цели не обещали. Но нужны было пройти.

Шли последние минуты перед вылетом. Прогреты моторы, экипажи в кабинах ждут старта. И вот сигнал. Взревели моторы. Тяжело покачиваясь, бомбардировщики пошли на взлёт. Ю. Н. Горбко слегка взял штурвал на себя. Набрав высоту, самолёты быстро собрались на большом круге над аэродромом.

Острый клин девятки самолётов развернулся вправо и журавлиным ключом лёг на северо-запад. Внизу справа проплыли берега Ладожского озера, отороченные хвойными лесами, слева в дымке виднелся Финский залив. А вскоре под плоскостями снова замелькали леса, одетые в пышные снежные папахи.

Пересекли государственную границу. Ю.Н. Горбко взглянул за борт. Молчаливая, настороженная чужая земля. И вдруг облако, словно всплывший из глубин океана айсберг. Бомбардировщики вонзились в ватную громаду. Стало темно. А когда, наконец, выскочили, капитан Ю.Н. Горбко оглянулся. Чётко, выдерживая интервалы и дистанции, шли в строю все его ведомые.

Было решено зайти на цель с тыла противника. Если финны и обнаружат, подумают, что свои. Отклонились вправо. Слева по борту змеей уползала вдаль тонкая ниточка железной дороги. Внизу лес, снег. Капитан Ю. Н. Горбко качнул плоскостями самолёта два раза. Бомбардировщики сомкнулись плотнее.

Залп! Машину подбросило. Привычное ощущение, когда бомбы освобождаются от зацепов замков и устремляются к земле. Враги не ожидали столь внезапного визита. Только когда бомбардировщики развернулись на повторный заход, слева в небе на разных высотах повисли разрывы зенитных снарядов. Но это не помешало нашим самолётам сделать еще один заход.

На второй день пурга усилилась. Трудно было наступать наземным войскам. Лесистая местность, бездорожье, заносы, завалы и обжигающий мороз. Трудно было штурмовать главную укрепленную полосу "линии Маннергейма". А это 350 дотов с двухметровыми железобетонными стенами, на несколько этажей в землю.

Доты сверху прикрыты трёхметровым слоем плотного грунта. В промежутках между ними 2400 деревоземляных огневых точек, тщательно замаскированных под фон местности. 20 рядов надолб, 30 рядов колючей проволоки, противотанковые рвы, ловушки, завалы, минные поля.

На авиацию фронта возлагалась задача: помочь наземным войскам разбить долговременные опорные пункты врага, подавить артиллерию, парализовать действия пехоты. Вся трудность для лётчиков состояла в поиске цели. С высоты полета видна бескрайняя однообразная даль, покрытая лесом, засыпанная толстым слоем снега.

Договорились, что наземные войска выложат из чёрных полотнищ стрелу в сторону дота, дзота или дадут ракету в том направлении, где они расположены. Артиллеристы уточнят разрывами своих снарядов. И впрямь, дела с поиском цели пошли лучше. Летали каждый день и по нескольку раз. Противник ощетинился плотным зенитным огнём. На линии фронта рыскали вражеские истребители, но бортовые стрелки дружным и метким пулемётным огнём не подпускали их близко.

Погода капризничала. Туманы, дымка. То вдруг поднимается пурга. Снежная лавина обрушивалась на самолёты в воздухе. Мороз колючими иглами вонзался в тело, руки еле удерживали штурвал. Но капитан Ю. Н. Горбко был уверен в своих товарищах. Сквозь вьюгу и барьеры зенитного огня шли они за ним на цель.

Авиация, в действиях которой самое активное участие принимала эскадрилья капитана Ю.Н. Горбко, помогла прорвать 80-километровую укрепленную полосу, охватить противника в районах Выборга, Кексгольма, Сортавалы, сломить сопротивление финской армии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за отличное выполнение 48 боевых вылетов по уничтожению дотов, дзотов, живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм капитану Юрию Николаевичу Горбко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 255).
---------------
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Снова по тревоге в воздух. Эскадрилья майора Ю.Н. Горбко бомбит танковые колонны фашистов на марше, уничтожает живую силу и технику оккупантов в пунктах сосредоточения и на исходных рубежах. Каждый день - полёты. Каждый день - воздух. Каждый день - бой.

Воевал на Западном, Брянском, Юго-Западном фронтах.
В августе 1941 года майор Ю. Н. Горбко был назначен командиром 24-го бомбардировочного авиационного полка "Пе-2". В феврале 1942 года Ю.Н. Горбко было присвоено воинское звание подполковника.

27 мая 1942 года разведка донесла что в районе Изюм - Барвенково большое скопление танков и живой силы противника. Через десять минут тяжелогруженые "Пе-2" были в воздухе. Линия фронта встретила зенитным огнем. Ю.Н. Горбко, маневрируя по курсу и высоте, не давал зенитчикам пристреляться.

И вдруг его машина вздрогнула, правый мотор стал работать с перебоями. Прошло еще несколько минут, и машина снова вздрогнула. Возле центроплана в плоскости зияла дыра. Когда же подошли к цели, небо потемнело от разрывов зенитных снарядов. Змеями вились трассы от крупнокалиберных пулемётов. Сплошная стена огня.

В лесу много танков и автомашин. Левее. Ещё левее. И через минуту бомбы полетели в цель. Земля покрылась облаками дыма. Бушевало пламя. Но в это время пламя уже охватывало и самолет. Ю. Н. Горбко по радио передал заместителю: "Выхожу из строя, веди полк домой". На одинокий горящий самолет стаей набросились "Мессершмитты". Пылающая машина неслась к земле.

И вдруг впереди по курсу тускло блеснула вода. Болото, камыш, торфяники. Командир подал команду - приготовиться к посадке на живот. И через несколько минут бомбардировщик действительно пополз животом по травянистой прогибающейся подушке. Кажется, все благополучно. Но нет: совершенно непредвиденное препятствие на пути - пень в болотистой топи.

Глухой треск. Проламывается пол кабины. Искореженные педали управления намертво прижимают переломанные ноги Ю. Н. Горбко к металлическому основанию сиденья. Уже выключен мотор, но пламя увеличивается. Штурман и стрелок пытаются оторвать командира от сиденья. Безрезультатно. Штурман и стрелок в отчаянии.

Юрий Николаевич Горбко понял, что помочь ему товарищи ничем не смогут. Тогда он сорвал с груди Золотую Звезду Героя Советского Союза, вынул из кармана гимнастерки партбилет, удостоверение личности, протянул штурману и сказал: "Держи! И немедленно уходите. Сейчас взорвутся баки"...
 
Похоронен в городе Елец Липецкой области.

Награждён двумя орденами Ленина (21.03.1940) и посмертно (06.06.1942), орденом Красного Знамени (24.05.1942), медалью «За отвагу» (15.01.1940).

Источник: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=3902
Карта сайта Написать Администратору