Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Мыльников Григорий Михайлович

Выпускник 1940 года
Дважды Герой Советского Союза Даты указов: 1. 23.02.1945 (медаль № 5992)
                                                                             2. 19.04.1945 (медаль № 37)

.
Родился 25 мая 1919 года в селе Егорьевка ныне Касторенского района Курской области в семье крестьянина. По национальности русский. Окончил школу ФЗУ.
.
В армии с 1939 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
.
На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Воевал в составе 174-го (с марта 1942 года - 15-го гвардейского) штурмового авиационного полка на Западном, Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Проявил высокое мастерство при выполнении особо сложных заданий на самолёте-штурмовике. Разыскал в непроглядной метели и уничтожил фашистскую дальнобойную батарею, которая обстреливала улицы Ленинграда. В другом полёте обнаружил и разбомбил незамеченный разведкой хорошо замаскированный железнодорожный эшелон с военной техникой. Одним из первых штурмовиков затопил в открытом море фашистский транспорт. К сентябрю 1944 года в должности командира авиационной эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (Ленинградский фронт) совершил 193 боевых вылета, нанёс противнику большой урон в живой силе и технике.
.
За мужество и героизм, проявленные в боях, командиру авиаэскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка капитану Мыльникову Григорию Михайловичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с врученем ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5992).
.
В дальнейшем его полк сражался в составе 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. В январе 1945 года на подступах к Кёнигсбергу под его руководством шестёрка Ил-2 с предельной точностью нанесла сокрушительные штурмовые удары по танкам и огневым точкам противника, находившимся в опасной близости от нашей пехоты. К февралю 1945 года довёл счёт до 223 боевых вылетов.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР командир авиаэскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка майор Мыльников Григорий Михайлович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 37).
.
За несколько дней до конца войны получил тяжёлое ранение. С 1945 года - в запасе. В 1954 году окончил Институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова, работал экономистом.
.
Жил в Москве.
Умер 26 сентября 1979 года. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
.
Подполковник (1979). Награждён орденом Ленина (1945), тремя орденами Красного Знамени (1942, 1944, 1945), орденами Александра Невского (1943), Отечественной войны I степени (1944), Красной Звезды (1941), медалями.
.
Бронзовый бюст Героя установлен в его родном селе.
***
.
С первых месяцев войны младший лейтенант Мыльников участвовал в боях. Штурмовой полк, в котором он находился, базировался под Ленинградом.
.
В яростных воздушных схватках с сильным и опытным противником молодой лётчик приобрёл опыт, закалял характер. Старательно изучал Мыльников действия в бою старших товарищей, тактику врага, кропотливо отбирал самое ценное, что могло пригодиться в дальнейшем. Постепенно приходило мастерство. Через несколько месяцев после начала войны он уже считался одним из лучших летчиков в полку.
.
Зимой, когда немцы плотным кольцом окружили израненный, голодающий город, ленинградцы впервые услышали фамилию Мыльникова.
.
В сложных метеоусловиях -приктически при нулевой видимости Мыльников вместе со своим напарником Палагушиным сумел уничтожить вражескую батарею обстреливающуюю осажденный город.
.
Прошло несколько недель. Командир полка Герой Советского Союза майор А.П. Цветенко приказал Мыльникову нанести удар по миномётной батарее.
На этот раз погода была на редкость хорошая. Лёгкие облака скользили по необъятному простору голубого неба. В воздухе чувствовался запах весны, хотя землю ещё покрывал снег. Вершины холмов выступали тёмными пятнами, над которыми прозрачной дымкой поднимался тёплый воздух.
Нева осталась позади. Штурмовики подходили к цели. Цели нет... Внизу только ровная заснеженная поверхность с тёмными лентами дорог. Мыльников не мог смириться с мыслью, что полёт будет безрезультатным. Чувство долга и ответственности заставило его трезво оценить обстановку. И он дал команду на разворот. Внезапно слева из-за деревьев одна за другой поднялись струйки дыма и растаяли в небе.
"Что же это такое?" - подумал Мыльников. И, не успев проанализировать, что толкнуло его принять решение, он приказал группе развернуться и повёл её в ту сторону, где продолжали расплываться в небе клочья дыма.
Через мгновения увидели, как по железнодорожному полотну от Гатчины в сторону Мги шёл состав. На открытых платформах стояли зелёные танки, торчали толстые стволы самоходных пушек. Паровоз был выкрашен в белый цвет. Он медленно двигался, увлекая за собой огромный эшелон.
Штурмовики с ходу пошли в атаку. Сброшены бомбы. Крутой разворот. Мыльников зашел спереди на паровоз и выпустил длинную очередь из пушек.
После посадки Мыльников прибыл в штаб и доложил командиру, что заданной цели не обнаружили, но нанесли удар по эшелону с танками и артиллерией.
Командир с недоумением посмотрел на него.
- Откуда там такой эшелон? - удивился он. - Ты представляешь, как это важно? Значит, фашисты в районе Мги готовят наступление.
Через несколько часов в указанный Мыльниковым район по приказу командующего был послан самолёт-разведчик, который сфотографировал атакованный штурмовиками эшелон. На снимке были видны горящие вагоны, перевёрнутые танки и орудия, лежащий на боку паровоз. За этот вылет маршал Говоров объявил всей группе благодарность, а Григорий Мыльников был награждён орденом Александра Невского.
Наблюдательность, быстрая реакция, умение мгновенно принять правильное решение помогли Мыльникову обнаружить эшелон.
.
А летом 1944 года эти качества летчика опять сыграли большую роль, помогли устранить угрозу, нависшую над его полком.
Дело было так. Мыльников летел ведущим небольшой группы. Недалеко от аэродрома находился редкий лесок. При полёте над ним Григорий заметил, как несколько человек мотнулись с поляны к деревьям.
"Что это за люди? - подумал он. - Если наши бойцы, то они не будут прятаться от нас. Значит, враги. И так близко от аэродрома? Нельзя, чтобы они оставались здесь". Группа развернулась и над самыми верхушками деревьев пролетела в сторону аэродрома. При этом Мыльников несколько раз качнул крыльями. Ещё заход. Штурмовики не стреляли и не сбрасывали бомб, но фашисты поняли, что они обнаружены, а скрыться некуда...
И когда группа пролетела над ними в третий раз, несколько человек подняли руки вверх и побежали в сторону полёта штурмовиков. В следующий заход лётчики увидели, что из леса выходит большая группа фашистов. Мыльников передал по радио на аэродром, что самолёты "гонят пленных". Вскоре взвод охраны разоружил группу фашистов, которую "взяли в плен" штурмовики. Как потом выяснилось, это была диверсионная группа, ей было поручено произвести налёт на аэродром, уничтожить охрану и самолёты, склады горючего и боеприпасов. Фашисты ожидали наступления темноты, но Мыльников вовремя обнаружил их.
.
Однажды Мыльников получил несколько необычное задание - нанести удар по вражескому кораблю.
Готовился к полёту тщательно. Над морем трудно вести визуальную ориентировку. Однообразная водная поверхность только кое-где расцвечена тёмными и светлыми пятнами-тенями от облаков, издали похожими то на плавающие льдины, то на фантастические острова. Хорошо изучил и береговую полосу, все характерные ориентиры вблизи неё.
Вылетел рано утром. Набрал заданную высоту. Внизу были видны характерные ориентиры - озеро, разбитая пристань на берегу.
Мыльников ещё раз уточнил курс, скорость, высоту. Где-то неподалеку должна быть цель. Но найти корабль нелегко.
Серое, затянутое облаками небо, тускло-зелёная вода внизу. Не видно горизонта, небо и вода сливаются. Тучи всё ниже. Их становится всё больше. Самолёт начинает потряхивать. Впереди тёмное, почти чёрное пятно. Тряска усиливается. Справа наползают кучевые облака. Самолёт приближается к району цели. Машина послушна, всё идет как надо. Но вот неизвестно, откуда в самолёте появился дым.
"В чем же дело? Что горит? Ясно - на борту пожар. Что же делать? До аэродрома далеко. А до цели? Главное - цель, корабль. И его нужно уничтожить. А дыма всё больше. Может всё-таки возвратиться? Тогда корабль подойдет к берегу и высадит фашистов, выгрузят оружие, снаряды, мины, патроны".
Спешка не в характере Мыльникова. Он выключил все потребители электроэнергии и перешёл на аварийную сеть. А дым плотной пеленой окутывал всё внутри и, казалось, проникал в мозг, туманил мысли. Нужно немедленно что-то делать...
В эти опасные для жизни минуты Мыльников не дрогнул, не растерялся. Он сумел взять себя в руки, преодолеть страх, продолжал думать о том, как выполнить боевую задачу. Чувство долга подчинило всё остальное.
Маневрировать становилось всё сложнее, от дыма першило в горле, слезились глаза. Мышцы всего тела ныли от напряжения. Перед вылетом один из опытных лётчиков, не раз летавший на морские цели, рассказывал, какие особенности нужно помнить во время поиска, как атаковать, но не мог же он предположить, что всё сложится так: болтанка, дым в кабине, низкая облачность. А усталость наливала тело. Она давила, прижимала к сиденью, туманила сознание... Но вот впереди мелькнула среди волн чёрная точка и тут же исчезла. Может, показалось? Нет, вот она снова появилась...
Мыльников пристально вглядывался. "Да, это цель. Наконец-то!".
Мыльников резко повёл самолёт на снижение, направив его на центр вражеского транспорта.
Жёлтые вспышки слепят глаза. Огонь ведут зенитные пулеметы и пушки. От разрывов снарядов самолёт несколько раз подбросило. Но цель уже близко. Лётчик нажимает кнопки бомбосбрасывателя.
Удар был точным. Разворачивая самолёт, Мыльников стал смотреть на место, где шёл корабль, и увидел огромные взрывы. Корабль был уничтожен.
Но что же произошло в самолёте? Причина выяснилась только после возвращения домой. Виноватым оказался техник самолёта.
Вроде бы небольшую оплошность допустил техник, готовивший самолёт к вылету. Он не осмотрел как следует машину, не заметил, что много лишней смазки на тягах управления. Смазка попадала на детали, которые в полёте сильно нагревались, начала испаряться и дымить. И вот к чему это привело! Боевая задача была выполнена только благодаря хладнокровию, мужеству и мастерству лётчика.
.
Особенно запомнился Мыльникову и его товарищам такой боевой вылет.
Это было в январе 1945 года. Наши войска подошли к южной окраине Кёнигсберга. Подступы к нему оказались укреплёнными. Танки, стоявшие плотно друг к другу, открыли сильный огонь. Мины и надолбы мешали движению нашей техники, и пехота залегла.
Мыльников получил приказание шестёркой "Илов" нанести удар по огневым точкам противника и помочь войскам ворваться в город.
Придя в район цели, наши штурмовики восемь раз атаковали врага. И когда группа легла на обратный курс, лётчики увидели, что советские бойцы машут им вслед руками. Сразу после посадки Мыльникова вызвал командир. - Как бомбил? Своих не задел? - тревожно спросил он. - Ударили точно, - коротко ответил Мыльников. - Ну, держись: только что передали, что генерал Хрюкин находился на КП и сам видел вашу работу. Сейчас на ПО-2 сюда вылетел.
Мыльников молчал. Он ещё раз вспоминал всю штурмовку. Нет, всё правильно!
Через несколько минут лёгкий ПО-2 приземлился и подрулил к старту. Выслушав рапорт командира полка, генерал Т.Т. Хрюкин приказал выстроить лётный состав. Когда лётчики построились, генерал спросил:
- Кто вылетал два часа назад шестёркой?
По его тону нельзя было определить, что таится за вопросом, и лётчики встревожились: неужели ударили по своим? Мыльников и его ведомые вышли из строя. Полк замер. Генерал сделал несколько шагов им навстречу и сказал:
- Спасибо вам. Молодцы. Помогли войскам, да ещё как! Лично проверю, чтобы вас наградили за этот полёт!
.
За несколько дней до конца войны Мыльников попал в госпиталь. Ранение было тяжёлым. И когда он поправился, из авиации пришлось уходить... Тяжело было штурмовику расставаться с любимым делом, но он не пал духом. 
.
Источники:
http://geroykursk.narod.ru/index/0-146
Карта сайта Написать Администратору