Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Ремезюк Василий Маркович

Первый начальник 2-ой военной школы летчиков с 1923 по 1924 годы
Фотографии из семейного архива предоставлены Ленской Марией, правнучкой Ремезюка Василия Марковича
.
Годы жизни: 1895-1937.
.
В декабре 1922 года начальником Главного управления Красного Воздушного Флота был издан приказ о формировании в Борисоглебске авиашколы. Школе присваивалось наименование "2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота". Сокращенно ее стали называть "2-я ВШЛ КВФ".
.
Первым начальником школы был назначен опытный летчик, командир Липецкого дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец» Василий Маркович Ремезюк, окончивший лётную школу еще в 1916 году в Севастополе.
.
Во время Октябрьской революции он встал на сторону большевиков и участвовал в подавлении мятежа татарского курултая в Крыму. В начале 1918 года Ремезюк был начальником авиации Крыма, затем командовал отрядом воздушных кораблей "Илья Муромец".
На фото - группа служащих дивизиона у "Муромца", Сарапул, 1920 г.
Во втором ряду сидят: 2-й справа И.С. Башко, 3-й - В.М. Ремезюк, 4-й - А.В. Панкратьев
.
 
.
Военным комиссаром 2-й ВШЛ был Ф.И. Шатов, кадровый политработник, работавший ранее в учебном отделе Главвоздухофлота. В школу он приехал, получив на это соответствующее разрешение, чтобы научиться летать без отрыва от основной работы, поэтому в школе пробыл недолго. Через полгода Шатов уже заканчивал программу летного обучения и в конце 1923 года был отозван в Москву в распоряжение военного комиссара вузов Красного Воздушного Флота (КВФ).
.
Первым помощником начальника школы по учебно-летной части был К.Ф. Капустян, бывший офицер старой армии, окончивший Севастопольскую летную школу еще в 1912 году. Там же он работал инструктором и начальником учебно-летной части. В 1922 году участвовал в формировании авиационной школы стрельбы и бомбометания в Серпухове, и некоторое время был ее начальником.
.
5 января 1923 года В.М. Ремезюк, Ф.И. Шатов и К.Ф. Капустян приступили к формированию 2-й ВШЛ из кадров и средств, выделенных отделом устройства и службы Главного управления Красного Воздушного Флота и дивизиона авиаспециалистов.
.
Всё, что выделялось для 2-й ВШЛ, сосредоточивалось на московском аэродроме. Для постоянного базирования школы необходимо было найти место, удобное для размещения авиаторов и для учебных полетов. Начальник школы и его помощник побывали в Борисоглебске, и, возвратившись в Москву, доложили начальнику вузов Красного Воздушного Флота, что условия там благоприятные: место равнинное; вся школа может разместиться на восточной окраине города, рядом с площадкой, пригодной для аэродрома, к которой подходит железная дорога; уже имеется военный городок для размещения личного состава и служб. Борисоглебск был признан удобным во всех отношениях.
29 марта 1923 года начальник военно-учебных заведений Красного Воздушного Флота СССР отдал приказ о переводе формируемой школы летчиков к постоянному месту базирования. С 6 по 13 апреля школа двумя эшелонами передислоцировалась из Москвы в Борисоглебск.
В то время в школе насчитывалось 118 человек, к концу апреля добавилось 45 курсантов из Егорьевской теоретической школы, в том числе и В. П. Чкалов, прибыл командный и летный состав.
.
Большую помощь в формировании авиашколы оказали местные власти. Председатель уездного исполкома Н.С. Пешков, секретарь уездного комитета партии В.М. Верховых и секретарь уездного комитета комсомола Иван Корольков провели разъяснительную работу среди населения. Борисоглебцы быстро нашли общий язык с авиаторами и стали им помогать. К концу 1923 года школа летчиков установила тесные шефские связи со многими организациями города.

.
26 октября 1923 года состоялся первый выпуск курсантов. День первого выпуска курсантов отмечался как праздник. Были организованы показательные полеты трех курсантов-выпускников, затем в ангаре 3-го отряда состоялся товарищеский чай для курсантов, комсостава и гостей. Начальник школы и военком распорядились в день выпуска улучшить питание и выдать всему личному составу по фунту белого хлеба. Вечером в городском кинотеатре состоялось торжественное собрание совместно с представителями города, после чего был дан большой концерт силами участников самодеятельности. Виновниками торжества были первые выпускники - Константин Дадонов, Сергей Демехин, Василий Кузнецов, Георгий Макарский, Леонид Максимов, Алексей Маркович, Николай Новиков, Петр Пумпур, Федор Уваров, Валерий Чкалов.
.
Борисоглебская школа продолжала напряженную работу по обучению курсантов, численность которых все время увеличивалась. На 1 ноября 1923 года в школе уже было 129 курсантов.
.
7 декабря состоялся второй выпуск - 9 курсантов.
.
К концу 1924 года летная школа была почти полностью укомплектована.
.
В 1924 году 2-я военная школа летчиков значительно расширила свою базу. По просьбе командования школы уездный исполком Советов и горкомхоз передали школе строения бывшего винного склада в районе элеватора, на юго-западной границе аэродрома. Там разместились склад горючего и смазочных материалов, гараж и другие службы.
.
Вначале полеты проходили на одном аэродроме, но весной и летом 1924 года была проделана большая работа по подготовке другого аэродрома, в нескольких километрах от города. Там тоже начались полеты, а строители приступили к постройке нового ангара.
.
В 1924 году школа сделала 8 выпусков и подготовила 92 летчика, из них 75 направила в Московскую первую высшую школу красвоенлетов и 17 - в Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове...
.
Статья из журнала "Огонёк". 1935-1936 год, незадолго до ареста:
 ***
.
Николая Михайловича Мыльникова и Василия Марковича Ремезюка судили в один день, 15 июня 1937 года, выездная сессия Военной коллегии Верховного Суда СССР. Обоих приговорили к высшей мере наказания по печально знаменитой статье 58.8 и 58.11. Уголовного Кодекса РСФСР. В тот же день оба были расстреляны в Ростове на Дону.
.
Бывшего партийного вожака завода Н.М. Мыльникова реабилитировала посмертно 13 июня 1956 года та же Военная коллегия Верховного Суда СССР, а известного в те годы на всю страну лётчика-испытателя В.М. Ремезюка реабилитировали посмертно 16 июня 1957 года.
***
.
СПИСОК
репрессированных жителей Азово-Черноморского Края,
представленный УФСБ по Ростовской области

...
П-14059 Ремезюк Василий Маркович, 1895 года рождения, уроженец г. Севастополя, до ареста работавший начальником авиаслужбы Наркомтяжпрома. 15 июня 1937 года выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР приговорен по ст.ст. 58-8 и 58-11 УК РСФСР к ВМН - расстрелу с конфискацией всего лично принадлежащего ему имущества. Приговор приведен в исполнение 15 июня 1937 года. Определением Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 16 июня 1957 года приговор в отношении Ремезюк В.М. по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело о нем производством прекращено за отсутствием состава преступления.
...
Самолёт "Илья Муромец" в полёте:
.
От Администратора сайта. Точная дата рождения нам пока не известна. Помянем Василия Марковича в день его смерти - 15 июня.
Карта сайта Написать Администратору