Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Соболев Константин Фёдорович

Выпускник 1940 года
Инструктор-лётчик Борисоглебской ВАШ с июня 1940 по ноябрь 1941
Герой Советского Союза Дата Указа 15.05.1946, медаль № 8081, орден Ленина № 59133
.
.
Соболев Константин Фёдорович родился 7 августа 1920 года в деревне Залуги Хатунской волости Серпуховского уезда Московской губернии (ныне Ступинского района Московской области РФ). По национальности русский.
С 1929 года жил в Москве. В 1936 году окончил 7 классов школы, затем школу ФЗУ. Работал фрезеровщиком.
В 1938 году окончил Ленинский аэроклуб города Москвы.
.
В рядах Красной Армии с 13.12.1938, добровольно поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1939. Обучался в 4-й лётной группе инструктора лейтенанта Вернова 2-й эскадрильи капитана Боровского Г.С.
11.06.1940 с отличием окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания лейтенант и оставлен в ней инструктором-лётчиком (приказ НКО СССР № 02573).
С ноября 1941 по май 1942 – лётчик 631-го истребительного авиационного полка ПВО, сформированного при Борисоглебской ВАШП на самолётах И-16.
В ноябре 1941-мае 1942 – лётчик 631-го истребительного авиационного полка ПВО, в мае-июле 1942 – командир звена 802-го истребительного авиационного полка ПВО. Нёс боевые дежурства в системе ПВО города Куйбышев (ныне Самара).
.
Участник Великой Отечественной войны: в июле 1942–мае 1945 – командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи, помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе и командир авиаэскадрильи 171-го истребительного авиационного полка. Воевал на Брянском, 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Участвовал в Воронежско-Ворошиловградской операции, оборонительных боях на воронежском направлении, Воронежско-Касторненской, Орловской и Брянской операциях, боях на витебско-полоцком направлении, Ленинградско-Новгородской, Старорусско-Новоржевской, Режицко-Двинской и Рижской операциях, блокаде курляндской группировки противника.
В 1944 году присвоено звание майор.
За время войны выполнил 172 боевых вылета на истребителях МиГ-3, Ла-5 и Ла-7, в 93 воздушных боях сбил лично 16 и в составе группы 3 самолёта противника.
.
В июле 1945 года окончил Липецкие офицерские лётно-тактические курсы ВВС. Служил в ВВС командиром авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Прибалтийском военном округе).
.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года майору Соболеву Константину Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
.
С июля 1946 года майор К.Ф.Соболев – в запасе.
.
.
В 1946-1947 гг. – старший пилот-инспектор Главного управления ГВФ.
В 1948 году окончил Школу высшей лётной подготовки ГВФ. Работал пилотом и командиром корабля в 1-й Московской авиагруппе ГВФ (Внуково).
.
.
В 1956-1962 – командир корабля в 235-м авиаотряде ГВФ (Внуково), осуществлявшем перевозку высшего руководства страны.
С 1962 года работал пилотом Московского управления транспортной авиации ГВФ.
Жил в Москве.
.
Умер 9 февраля 1965 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
.
.
Награждён орденом Ленина (15.05.1946), двумя орденами Красного Знамени (21.07.1943; 11.05.1945), орденами Александра Невского (8.09.1944), Отечественной войны I степени (25.07.1944), Красной Звезды (31.07.1942), «Знак Почёта» (7.01.1953), медалями.
***
.
171-й истребительный авиаполк, созданный накануне войны, получил боевое крещение под Тулой осенью 1941 года. На Брянском фронте летом 1942 года лётчики этого полка вели напряжённые воздушные бои. Тогда-то стало известно имя командира звена Константина Соболева.
.
13 августа 1942 года 8 Як-1 провели бой с 6 Ju-88 и 16 Ме-109. Старший сержант Гаврилов, старший сержант Панин, майор Свириденко сбили 5 самолётов. Лётчики Подволзан и Соболев - по одному Ме-109.
.
В конце июля 1942 года над районом Гремячье звено Соболева отразило налёт большой группы "Юнкерсов". Одного бомбардировщика сбил командир. Потом последовали его новые успешные бои, отмеченные благодарностями Военного совета Брянского фронта, командующего Воздушной армией генерала И. Г. Пятыхина и первой правительственной наградой - орденом Красной Звезды. Личный счёт Соболева и других лётчиков полка возрастал. Их позывные всё чаще слышались в воздухе.
.

Командир полка С. И. Орляхин ( 4-й справа ) уточняет полётное задание.
Слева от него: С. Трошин, К. Ф. Соболев, И. А. Вишняков, В. И. Александрюк, А. Блинов; справа - А. Стоянов, Г. И. Подколзин, А. М. Винокуров. 1942 год.
.
Весной и ранним летом 1943 года среди офицеров 15-й Воздушной армии всё чаще слышалось: "Нашего полку прибыло". И может быть, тогда самым трудным для командования был вопрос о том, где разместить новые лётные части: аэродромов явно не хватало.
На фронте повсеместно ощущались коренные сдвиги, происшедшие в производстве советской авиационной техники, которая хорошо зарекомендовала себя в боях и полюбилась лётчикам. Никому не приходило в голову подсчитывать, каким будет соотношение сил в воздухе на Курской дуге, - это в своё время сделали в штабах, определив численное превосходство советской авиации более чем в 2 раза.
Новые силы вливались в организм Воздушной армии. Полки, дивизии и подчас корпуса, оснащённые современными самолётами, увеличивали ударную мощь армии, способной поддерживать наземные войска в самых трудных и сложных сражениях.
Полнокровными были не только авиационные части, которые направлялись сюда по приказу Ставки, но также пополненные техникой и лётным составом армейские полки, уже проявившие себя в небе над Воронежем и Касторное.
Первой в строй 15-й Воздушной армии вступила 315-я истребительная авиадивизия, вооружённая самолётами Ла-5 и Як-7. В начале мая 1943 года её командир полковник В.Я. Литвинов подробно докладывал генералу А.А. Саковнину о боевом составе дивизии.
- Два полка из вашей дивизии, особенно 171-й, нам хорошо знакомы, воевали вместе осенью и зимой, - заметил начальник штаба армии после доклада Литвинова.
Разговор командира дивизии с генералом Алексеем Антоновичем Саковниным продолжался долго. Начальник штаба армии, обладающий отличной памятью, называл имена лётчиков, с которыми приходилось встречаться во время прошлогодних боёв.
- Иван Вишняков у вас? Его, кажется, величали в шутку "полтора лётчика". А "живчик" Костя Соболев?
- Здравствуют и тот и другой. Командуют эскадрильями. Молодёжными. Ребята там недавно из училищ и запасных полков, все как на подбор.
.
Командир дивизии назвал молодёжным не один этот полк. Новички преобладали и в других частях дивизии. Вместе с тем встречалось здесь немало людей с большим фронтовым опытом.
.
Нетрудно представить себе, какую важную роль играла 3-я гвардейская танковая армия в развитии операции "Кутузов", проводимой частями Красной Армии летом 1943 года. Вот почему за её продвижением с таким пристальным вниманием следили на КП Брянского фронта, куда в то время прибыли представители Ставки Верховного Главнокомандования. Командующий ВВС находился в 15-й Воздушной армии, имея возможность лично убедиться в том, что авиационные полки и дивизии в состоянии выполнить самые сложные задачи. На рассвете 12 июля 1943 года под прикрытием дымовых завес, поставленных штурмовиками, наземные войска пошли в атаку.
.
С 19 июля штаб 15-й Воздушной армии основное внимание уделял обеспечению ввода в прорыв 3-й Гвардейской танковой армии, её действий в тактической и оперативной глубине обороны противника. По приказу Генерала Н. Ф. Науменко на поддержку и прикрытие танкистов были выделены большие силы: 120 штурмовиков, 112 бомбардировщиков и 200 истребителей.
Истребители надёжно прикрыли танки во время марша на выжидательные и исходные позиции. Как ни высматривали с целью контроля свои разведчики - не смогли обнаружить "коробочки". Оставалось ждать сигнала, чтобы авиационные полки направились в заранее намеченные районы для прикрытия основных сил 3-й гвардейской танковой армии, которые ещё только готовились к прорыву.
Неожиданно поступил сигнал от заместителя командующего 15-й Воздушной армией, который находился у танкистов. Танковые батальоны одной бригады укрылись в роще, замаскировались, готовились к атаке. Вражеские разведчики не раз пролетали над рощей и не заметили ничего подозрительного. Пространство вокруг было безлесным, и роща сама по себе привлекала внимание. Утром один фашистский разведчик бросил здесь наугад несколько бомб. Две запылавшие машины демаскировали танковые подразделения. Это стало известно представителям Ставки.
- Жди сейчас "Юнкерсов", - в сердцах произнёс маршал Г.К. Жуков.
Звонок генералу А.А. Саковнину на КП штаба Воздушной армии последовал немедленно. Саковнин с полуслова понял обстоятельства. Необходимо было действовать молниеносно.
- Будет исполнено, - коротко ответил он, уточнив лишь координаты злополучной рощи.
И сразу вопрос оперативному дежурному:
- Орляхин ещё не взлетел?
- Нет, штурмовики на подходе к его аэродрому.
Дежурный по узлу связи явился к начальнику штаба в ту минуту, когда генерал только закончил писать текст радиограммы командиру 171-го истребительного авиаполка: "Отставить сопровождение. Следовать в квадрат 505,4".
.
20 Ла-5 из 171-го Тульского истребительного авиаполка перехватили немецких бомбардировщиков на подходе к роще и стремительно атаковали. Разумеется, ведущие капитан Григорий Трубенко и старший лейтенант Константин Соболев, командир звена Алексей Нестеренко, летчик Юрий Иванов - любой из группы не думал в эти мгновения о том, что десятки напряжённых взглядов обращены на их "Лавочкины", появившиеся над вражеским строем, что там внизу, на КП 63-й армии и фронта, нервно сжимают кулаки военные в генеральской форме.
Лётчикам не довелось увидеть, как улыбнулся строгий маршал, когда близ КП упал один, а вслед за ним и другой Ju-87, но участники вылета заметили, что бомбы, сбрасываемые впопыхах с "Юнкерсов", разрывались в стороне от рощи. Вскоре истребители услышали в наушниках шлемофонов голос Соболева, докладывающего командиру полка: "Задание выполнено. Потерь нет. Идём домой".
.
17 июля 1944 года капитан К.Ф. Соболев со своей восьмёркой выполнял задание по прикрытию войск. 16 FW-190 появились выше его группы, но наши истребители успели набрать высоту и атаковать в тот момент, когда вражеские самолёты начали сбрасывать бомбы. Несмотря на численное преимущество, противник уклонился от боя. Бомбардировка была сорвана.
.

Слева направо: К. Ф. Соболев, П. Г. Сузик, Н. И. Кириллов, А. Г. Шевцов, А. И. Халутин, Ф. А. Кибаль, И. А. Вишняков, С. Т. Ивлев, А. А. Казанский.
.
В августе 1944 года 6 истребителей Константина Соболева сражались против 12 вражеских самолётов и уничтожила 8 из них.
.
К апрелю 1945 года командир эскадрильи 171-го истребительного авиационного полка майор К.Ф. Соболев выполнил 168 успешных боевых вылетов. Проведя 93 воздушных боя, лично сбил 16 и в составе группы 3 самолёта противника.
.
Список всех известных побед майора К. Ф. Соболева:
(из книги М.Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год)
.

п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1 27.06.1942 г. 1  Ju-87 Гремячье МиГ-3, Ла-5, Ла-7.
2 12.07.1943 г. 2  FW-190 Суворово - Победное
3 20.07.1943 г. 1  FW-190 Спасское
4 17.07.1944 г. 1  FW-190 Лудза
5 04.08.1944 г. 1  FW-190 Раксана
6 2  FW-190 Були
7 22.08.1944 г. 1  FW-190 Эргли
8 25.08.1944 г. 1  FW-190 оз. Кале
9 26.08.1944 г. 1  FW-190 оз. Инэсис
10 14.09.1944 г. 1  FW-190 Яузаны
11 30.09.1944 г. 1  FW-190 Лекмани
12 1  FW-190 сев. - вост. Сунтажи
      Всего сбитых самолётов - 16 + 3  [ 14 + 0 ];  боевых вылетов - 168;  воздушных боёв - 93.
.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Карта сайта Написать Администратору