Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Девотченко Иван Георгиевич

Выпускник 1930 года
Лётчик-испытатель, полковник (22.03.1943)
 
.
О Девотченко Иване Георгиевиче рассказывает его двоюродная внучка Девотченко Виктория Вячеславовна.
.
Девотченко Иван Георгиевич родился 20 января 1902 года на хуторе Колодезный (Бирюков) станицы Мешковская Донецкого округа Области Войска Донского, ныне хутор Бирюковский Верхнедонского района Ростовской области. По национальности русский.
Всего в семье было семеро детей: двое мальчиков и пять девочек.
В 1917 году окончил школу. Помогал отцу кормить семью - работал молотобойцем.
Глава семьи Георгий Львович был очень жёстким человеком: как говорят, мог уничтожить одним взглядом. Прожил очень долго, пережил Ивана.
.
Отец и мать Ивана, у них на руках две сестры Екатерина и Антонина, посередине сам Иван (стоит)
.
Пять сестёр Ивана и младший брат Пётр.
Нижний ряд: моя бабушка Киролина, далее Валентина и самая младшая Зоя. Верхний ряд: Антонина, Пётр, Екатерина.
Киролина с младшей сестрой Зоей училась в Ленинграде. Перенесли блокаду, после снятия блокады их вывезли в Миллерово, забрали на работу в Новочеркасск, а оттуда угнали в Германию в концлагерь).
Зоя - участник Великой Отечественной войны, участвовала в боях за освобождение Польши. В звании сержанта закончила войну, лихо водила автомобиль военных времён
Антонина всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы.
Пётр до войны был женат, дети Светлана и Валерий. Во время войны пропал без вести под Лугой Ленинградской области. У его сына Валерия родился сын Алексей, который стал актёром - снимался в кино и играл в театре. Наверняка, все смотрели фильм "Бандитский Петербург", в котором Алексей Девотченко сыграл роль положительного милиционера Степана, напарника Никиты Кудасова (Кудасова играл Евгений Сидихин).
Екатерина (крёстная  Виктории) всю жизнь кормила свою семью (все сёстры кроме Валентины жили вместе), "держала три дачи".
.
В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны с апреля 1919 года, добровольно вступил в ряды Красной армии и проходил службу пулеметчиком в кавалерийском эскадроне 107-го Богучарского полка 40-й Богучарской кавалерийской дивизии 8-й армии. Участвовал в подавлении восстаний в своей станице Мешковской, станицах Вешенская и Казанская, боях с конницей генерала Мамонтова, с войсками Шкуро, Врангеля, Деникина на Южном фронте. С июня 1920 года — агент продснабжения. В ноябре 1920 года демобилизовался из армии в запас.
.
Снова работал с отцом в кузнице. Далее работал в Миллерово уполномоченным и председателем «Всерабоземлеса», с 1926 года — в Мальчевско-Полненском райисполкоме инспектором политпросвета.
.
В декабре 1927 года командирован Северо-Донецким окружкомом партии на учёбу в Военно-теоретическую школу ВВС РККА в г. Ленинград. В декабре 1928 года после окончания школы направлен в 1-ю военную школу летчиков, в августе 1929 года переведён во 2-ю военную школу лётчиков им. Осоавиахима в Борисоглебск. Окончил ВШЛ в 1930 году.
.
Служил в строевых частях ВВС на должностях младшего и старшего лётчика, командира звена и отряда.
С 24 августа 1937 года по 15 апреля 1938 года участвовал в гражданской войне в Испании. Был командиром звена, а затем 1-й эскадрильи и группы истребителей И-16. Совершил более 100 боевых вылетов. Проведя 30 воздушных боёв, сбил 8 самолётов противника (1 лично и 7 в группе). За мужество и героизм награждён двумя орденами Красного Знамени.
.
По возвращении в СССР назначен командиром 43-го отдельного истребительного авиационного полка ВВС Ленинградского военного округа в Пскове. С апреля 1939 года в распоряжении кадров ВВС РККА, откуда переведён на должность старшего лётчика-испытателя на завод имени Чкалова в Новосибирск.
В декабре 1939 года с началом Советско-финляндской войны направлен на Северо-Западный фронт командиром 28-го смешанного авиационного полка ВВС 9-й армии. За мужество и героизм награждён орденом Красного Знамени.
.
По окончании войны вернулся на прежнюю должность на завод.
.
В январе 1941 года назначен командиром 120-го истребительного авиационного полка 24-й истребительной авиационной дивизии ВВС МВО в город Клин.
Предвоенные годы. Девотченко Иван, его отец Георгий Львович, сестра Екатерина.
.
С началом войны 28 июня 1941 года подполковник Девотченко назначен инспектором по технике пилотирования 36-й истребительной авиационной дивизии в Киеве. Участвовал с ней в Киевской оборонительной операции. В декабре отозван в Управление ВВС РККА и направлен на завод № 21 в Горький на должность старшего лётчика-испытателя (ЛаГГ-3), с 10 мая 1942 года на той же должности на завод в Новосибирск (Як-7б).
В  январе  1942  года  из-за  остановки  двигателя  вследствие  отказа  системы  бензопитания  самолета  ЛаГГ-3  произвел  вынужденную  посадку  в  лес.
25 марта 1942 совершил аварию на ЛаГГ-3 при испытаниях, так как при взлёте не смог оторваться и выкатился за пределы аэродрома.
.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  июня  1942  года - направлен на фронт по личной просьбе. 
Со  2  июля  1942  года  по  6  сентября  1943  года  командовал  126-й  истребительной  авиационной  дивизией  ПВО.  Воевал  под  Москвой  и  Сталинградом,  летал  на  МиГ-3  и  Р-40  «Томагавк».
.
В конце декабря 1942 года дивизия была перебазирована в состав Пензенского бригадного района ПВО Южно-Уральского военного округа на аэродромы Астраханского аэроузла для прикрытия утта-элистинского направления. В ходе Сталинградской битвы полки дивизии выполняли задачи по прикрытию важных объектов и войск от воздушного нападения авиации противника.
В феврале 1943 года дивизия перебазировалась на Грозненский аэроузел в состав Грозненского дивизионного района ПВО Закавказского фронта с задачей прикрытия важнейших важных государственных объектов в городах Минеральные Воды, Грозный, Армавир, Тихорецк, Кропоткин, Краснодар. В этот период битвы за Кавказ части дивизии взаимодействовали с авиационными дивизиями 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта.
22  марта  1943  года  Девотченко И.Г. было  присвоено  воинское  звание  полковника.
В связи с высокой аварийностью в полках дивизии с должности был снят и назначен на должность заместителя командира 141-й истребительной авиационной дивизии ПВО Куйбышевского дивизионного района ПВО Восточного фронта ПВО.
.
В августе 1944 года назначен командиром 127-й истребительной авиационной дивизии ПВО Юго-Западного фронта ПВО.
После  окончания  войны  ещё  несколько  лет  служил  в  авиации.
Окончил курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиадивизий. С  1947  года  по  1  мая  1948  года  продолжал командовать  127-й  истребительной  авиационной  дивизией  Киевского  военного  округа.
.
В мае 1948 года зачислен в резерв офицерского состава при командующим артиллерией ВС СССР (ему подчинялись войска ПВО).
25  мая  1948  года  вышел  в  отставку  в  звании  полковника.
.
На фотографии слева направо:
Сестра Ивана Антонина, Иван, сестра Валентина (перед ними два ребёнка: Алик и Муся). Сзади Ивана сестра Кира. Слева от Валентины их папа. Около папы сестра Ивана Екатерина. Перед папой Светлана и Валерий (дети Петра, который пропал без вести под Лугой). Спиной стоящий ребёнок - мой отец Вячеслав.
.
.После увольнения с января 1949 года работал заместителем по снабжению директора Электровозостроительного завода в Новочеркасске.
.
Был женат четырежды. Четыре дочери: Эра, Инга, Светлана, Татьяна.
.
Четвёртая жена и дочь Татьяна. Обеих уже нет в живых. У Татьяны сын Вячеслав, в настоящее время проживает в Москве.  
.
Умер 22 августа 1956 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
.
Награждён четырьмя орденами Красного Знамени  (02.03.1938, 14.11.1938, 21.05.1940, 00.11.1940), орденом Отечественной войны I степени (18.08.1945), орденом Красной Звезды, медалями «За  оборону  Сталинграда»,  «За  оборону  Кавказа»,  «За  освобождение  Варшавы»,  «За  победу  над  Германией»  и  другими.
***
.
...Девотченко Иван Георгиевич с 20 августа 1937 года по 25 апреля 1938 года участвовал в национально-освободительной войне испанского народа.
Был командиром звена, а затем 1-й эскадрильи и группы истребителей И-16. Имел псевдоним "Педро". Два раза его самолёт повреждался в воздушном бою.
На аэродроме Каспе. Испанские и советские лётчики - участники налёта на Гарапинильос.
Иван Девотченко - слева сидит.
.
7 февраля 1937 года стал одним из самых удачных для лётчиков-истребителей немецкого "Легиона Кондор". Практически одновременно к линии фронта подошли 1-я и 2-я эскадрильи J/88 для прикрытия своих бомбардировщиков и 2 эскадрильи СБ под руководством Митрофана Лисова и Андрея Стечишина. Заметив 22 двухмоторных самолёта, летевших без истребительного прикрытия, немцы в первый момент подумали, что это их коллеги из К/88, которые по каким-то причинам опередили их и теперь возвращаются назад. Однако немецкие пилоты быстро поняли, что ошиблись. Заметили противника и экипажи СБ. Не имея истребительного прикрытия, они стали быстро освобождаться от бомб и разворачиваться на обратный курс, но было уже слишком поздно.
Сначала самолёты 2.J/88, а потом и истребители 1.J/88 атаковали республиканские самолёты. Воздух быстро заполнился дымом горящих бомбардировщиков, среди которого появились купола парашютов. К моменту появления республиканских истребителей "Мессершмитты" с первой атаки сбили 4 СБ (из которых 2 было сбито одним Bf-109). He оставляли немцы без внимания и спускавшихся на парашютах авиаторов. Из экипажа сбитого СБ от огня "Мессершмиттов" не пострадал только лётчик Иван Суржин, штурман Пётр Латышев был расстрелян в воздухе, у стрелка Анатолия Горелова парашют сгорел во время спуска, и он разбился. В экипаже второго бомбардировщика выжили двое - лётчик Иван Смирнов и стрелок. Огнём истребителей их парашюты были продырявлены, и при приземлении с повышенной скоростью они хоть и получили переломы, но остались живы, штурман Иван Болдырев погиб. Испанские экипажи двух других СБ погибли.
После вступления в бой республиканских истребителей потерь среди бомбардировщиков больше не было.
.
Согласно воспоминаниям командира J/88 Г. Хандрика, "красные" истребители довольно быстро покинули поле боя, после чего подошли и без всяких проблем отбомбились бомбардировщики из К/88.
Пилоты J/88 претендует в этом бою на 10 сбитых СБ и 2 И-16, в том числе лётчик Бальтазар - на 4 СБ. Успех Бальтазара считается одним из ярких достижений истребителей "Легиона Кондор", так как больше 4-х побед в одном бою никто из немецких лётчиков не заявлял. Однако этот успех был одержан в группе, коллеги Бальтазара не меньше него претендуют на сбитые самолёты. Бальтазар в заключительной фазе боя получил такие тяжёлые повреждения от республиканских истребителей, что с огромным трудом на изрешечённом дымящемся самолёте перелетел линию фронта. "Теоретически, я был мёртв", - так он сам подвёл итог этого вылета. Отечественные документы практически полностью подтверждают потери, заявленные немецкими истребителями - сбито 4 СБ, 6 бомбардировщиков хотя и смогли вернуться на аэродром, требовали серьёзного заводского ремонта.
После этого боя Иван Девоченко был снят с должности и заменён А. Гусёвым, который в это время был уже выписан из госпиталя и находился в "группе выздоравливающих". Александр Гусев со слов Девотченко так описывает картину происшедшего в своей книге:
"Дело было так. Группа истребителей в составе 3-х эскадрилий под командованием Девотченко вылетела на прикрытие СБ. Эта задача имела чрезвычайно важное значение. Нашим СБ предстояло разбомбить скопление танков и наземных войск противника, которые развивали наступление на защитников Теруэля, и от успешного бомбометания в известной мере зависело, удержат республиканцы занимаемые позиции или нет. Передавая приказ, командование особо подчеркнуло, что прикрытие СБ есть главная и единственная задача группы. В операции приняла участие и наша эскадрилья под командованием Платона Смолякова.
Встреча истребителей с бомбардировщиками произошла вовремя и в назначенном месте. И-16 подстроились к боевому порядку СБ, и колонна двинулась к цели. При подходе к ней Иван Девотченко увидел впереди и ниже себя группу бомбардировщиков врага. Внезапно появившаяся новая цель была так удобна для атаки, что нервы Ивана не выдержали. Осмотревшись и убедившись в безопасности своих сопровождаемых, Девотченко пошёл в атаку на противника. Неожиданным ударом командир хотел заставить противника неприцельно сбросить бомбы, а затем быстро вернуться к подопечным. По сигналу командира группы 2 эскадрильи "ястребков" ринулись на "Хейнкелей". Только Смоляков не поддался на приманку и остался около СБ, усилил наблюдение за воздухом.
Тем временем командир группы, увлекшись атаками, всё дальше уходил от СБ, оставив свои бомбардировщики почти без прикрытия. Девотченко атаковал успешно: при первом же заходе истребители сбили 2 бомбардировщика противника.
А между тем со стороны солнца к группе СБ подошли 2 эскадрильи "Мессеров" и приготовились их атаковать. Эскадрилья Смолякова заметила противника и бросилась на перехват. Да, дорого обошлась бы нашим бомбардировщикам недисциплинированность командира группы истребителей, не окажись эскадрильи Смолякова на месте! Ребята нашей эскадрильи вышли на "Мессеров" на встречных курсах и сорвали первую, как правило, наиболее результативную атаку немецких машин. Затем И-16 повели огонь с дальней дистанции и заставили противника маневрировать. Потом связали, насколько могли, вражеские машины, не давая им возможности подобраться к СБ, атаковать свободно. А в дальнейшем, вступив в тяжёлый оборонительный бой, эскадрилья Смолякова сумела прикрыть наши бомбардировщики.
Истребители под водительством Девотченко, что напали на вражеские бомбардировщики, не сразу увидели, какая опасность нависла над СБ. Они подошли на помощь Смолякову с некоторым опозданием, когда СБ, прикрытые всего одной эскадрильей, уже выполнили боевое задание и точно отбомбились. Лихая атака Девотченко стоила нам 2-х самолётов СБ. Один из экипажей спасся на парашютах. Почти каждая машина эскадрильи Смолякова имела по несколько пробоин, но приказ командования она выполнила успешно и сбила один Me-109.
Честно говоря; не ожидал я такого финта от сдержанного, даже суховатого Ивана Девотченко. Да, видимо, нервы сдали..."

.
К этому рассказу следует добавить, что встреча бомбардировщиков и истребителей прикрытия произошла всё-таки не вовремя: СБ с 11:00 до 11:15 кружили над аэродромом истребителей в ожидании, когда те взлетят. В целом, рассматривая всю имеющуюся информацию, можно сделать предположение, что эскадрилья Смолякова скорее всего в начале боя не участвовала, но в заключительной стадии боя из всей группы истребителей только эта эскадрилья принимала участие.
Несмотря на то что республиканскими лётчиками была заявлена только одна победа, в документах, для того, видимо, чтобы сгладить горечь потерь, сделана противоречивая запись о 4-5 сбитых в этом бою самолётах противника: 3-4 "Мессершмитта" и 1 "Хейнкель".
.
Ко времени возвращения на Родину И. Г. Девотченко совершил более 100 боевых вылетов (140 часов боевого налёта). Проведя 30 воздушных боёв, сбил 8 самолётов франкистов (1 лично и 7 в группе).
.
Список известных побед старшего лейтенанта И.Г. Девотченко:

п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
1
21.12.1937
1 Fiat-32
Теруэль
( лично )
2
??.01.1938
1 Fiat-32
-
( в составе группы )
3
??.01.1938
1 Fiat-32
-
( в составе группы )
4
07.02.1938
2 Не-111
Каламоча
( в составе группы )
.
За успешное выполнение боевых заданий в небе Испании Награждён двумя орденами Красного Знамени (2.03.1938 и 14.11.1938).
.
С июня 1938 года по февраль 1939 года был командиром 49-го иап. В феврале 1939 года направлен в распоряжение начальника ВВС РККА.
.
В звании майора участвовал в советско-финляндской войне, был награждён третьим орденом Красного Знамени (21.05.1940).
.
В звании подполковника, с января по июнь 1941 года командовал 120-м иап.
.
"Я вспоминаю первую встречу с Девотченко в клубе, когда он только что прибыл в полк. Это было зимой, в январе 1941 года. Он стоял перед нами широченный в плечах, суровый. Я и сейчас будто воочию вижу бритую голову командира, мощную, как у борца, шею, на богатырской груди - три ордена Красного Знамени. Для нас он сразу стал "Богом". Такие награды! А как он летал! В звене управления стоял его И-16. Я видел, как он, широкий, грузный, с трудом втискивался в кабину, неторопливо выруливал. Полетав где-то недолго, внезапно появлялся над стартом, с бреющего, "королевским" боевым разворотом уходил в сторону и начинал пилотаж..."

(Из книги Н.Н. Штучкина "Грозное небо Москвы")
.
Участвовал в Великой Отечественной войне. С июля 1942 года по сентябрь 1943 года командовал 126-м ИАП. Воевал под Москвой и Сталинградом, летал на МиГ-3 и Р-40 "Томагаук". 22 марта 1943 года ему было присвоено звание полковник.
.
С 20 августа 1944 года до конца войны был командиром 127-й иад. Воевал на 1-м Белорусском фронте, участвовал в освобождении Польши, в боях за Германию.
.
Источники:
Сведения о семье Девотченко И.Г. и фотографии предоставлены Девотченко Викторией Вячеславовной
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Википедия
.
Карта сайта Написать Администратору