Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Кондратюк Георгий Александрович

Выпускник 1938 года
.
.
Кондратюк Георгий Александрович родился 22 марта 1916 года на станции Ершов (Ершово) Новоузенского уезда Самарской губернии Российской империи (с 1963 года город Ершов, ныне Ершовского района Саратовской области РФ). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — рабочий из служащих.
Член ВЛКСМ с 1934 года. Женат.
Окончил школу девятилетку.
.
В рядах Красной Армии с 06.01.1938.
16.10.1938 года окончил 2-ю Краснознамённую Военную школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком в распоряжение Командующего ВВС Киевского особого ВО.
.
.
С 27.12.1938 — младший лётчик 12-го иап Киевского особого ВО г. Умань.
С 08.11.1939 назначен младшим лётчиком эскадрильи, а с 21.04.1940 — командиром звена 55-го иап Одесского ВО.
До начала боевых действий, весной 1941 года нёс боевое дежурство на пограничной полевой взлётно-посадочной площадке, перехватывая немецкие самолёты-нарушители. Летал на самолётах И-16 и И-153.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 в составе 55 иап 20 сад ВВС Одесского ВО (с 24.06.1941 Южного фронта). Выполнил около полусотни боевых вылетов на штурмовые действия против вражеских войск, прикрытие аэродромов и сухопутных частей.
.
Из истории 55 иап
12.09.1939–19.01.1940 — 55 истребительный авиаполк сформирован в Киевском особом ВО (г. Кировоград) на основе 43, 2, 12 и 17 иап (директива Командующего ВВС КОВО № 05875 от 12.09.1939).
С 28.08.1940 дислоцировался на аэродроме Семеновка пос. Сенгурены на окраине г. Бельцы. На этом аэродроме шло строительство бетонных полос и других сооружений, но к началу войны строительные работы не были закончены. В мае-июне 1941 г. учебной базой полка стал полевой аэродром Маяки в Красноокнянском р-не Одесской обл. Близ Унген у границы была оборудована запасная полевая аэродромная площадка Пырлица. Полк также использовал аэродромы и других полков 20 сад.
Перед войной на вооружении полка состояли истребители И-153 и И-16. В мае 1941 г. в полк прибыли 2 МиГ-3 и до конца месяца 4 лётчика переучились на новую технику.
К 22.06.1941 г. имел на вооружении 54 И-153 и И-16 (в том числе 15 неисправных), а также 62 самолёта МиГ-3, на которых могли летать 22 лётчика из 70-ти.
К началу войны полк располагался частично на аэродроме Маяки и Есиповка Фрунзовского р-на Одесской области, частично на аэродроме Бельцы. Звено В. Фигичева, командир аэ Ф. Атрашкевич и командир полка В. Иванов на МиГ-3 находились на аэродромной площадке Пырлица, а звено А. Покрышкина на МиГ-3 на аэродроме соседнего полка у Григорополя (на перелёте из Маяк в Бельцы).
22.06.1941 наиболее подготовленная 1-я эскадрилья Ф.В. Атрашкевича была рассредоточена: звено ст. лейтенанта А. Покрышкина находилось на аэродроме в Григориополе, и прибыло в Маяки после первых налётов противника. Звено В. Фигичева в Пырлице. В Бельцах находилось 5 рядовых лётчиков во главе с командиром звена Мироновым и адьютантом эскадрильи Овчинниковым.
22.06.1941 в результате налёта немецких бомбардировщиков на аэродроме в Бельцах погибло 2 человека, сгорел склад ГСМ, повреждено три МиГ-3. К концу дня лётчики полка одержали 10 побед. Погибло три лётчика.
.
 И-153
.
9 июля 1941 года командир звена 55 иап младший лейтенант Кондратюк Георгий Александрович погиб в воздушном бою на самолёте И-153, сбит истребителями противника (в других источниках - сбит зенитной артиллерией противника) в районе Криуляны (Молдавия). Место захоронения неизвестно.
Исключён из списков Красной Армии приказом по Главному Управлению ВВС Красной Армии № 03/пог. от 19.09.1941, а также приказом по Управлению кадров ВВС Красной Армии № 10/погиб. от 08.12.1941.
Увековечен в печатной Книге Памяти Саратовской области том 4 (с ошибкой в написании 4 иап вместо 55 иап).
.
Жена Кондратюк Людмила Александровна и сын проживали в г. Муроме по адресу ул. Свердлова дом 1 (по другим данным в г. Москве проезд им. Серова  дом 23 кв.19).
***
.
Из воспоминаний Карповича В.П.
.
"...После полудня комзвена Николай Котельников повел тройку «мигов» (ведомые Карпович и Хмельницкий) на прикрытие переправы через Днестр в районе Криулян. Звено было усилено парой «чаек», пилотируемых Кондратюком и Гичевским. Метеорологическая обстановка в районе патрулирования способствовала скрытому подходу противника к цели, и это настораживало. Небо к северу от переправы через Днестр, где на левом берегу находится город Дубоссары, было затянуто 8–9-балльной кучевой облачностью; на юг же от переправы, где на правом берегу располагается город Криуляны, было совершенно безоблачно, в чистом небе ярко светило солнце.
Наше звено заняло зону прикрытия со стороны облачности, в районе Дубоссар, барражируя со сменой высоты, попеременно выходя за облака и опускаясь под них. Пара Георгия Кондратюка заняла открытую и безоблачную зону прикрытия со стороны Криулян.
Когда по времени прошла добрая половина дежурства и наше звено снова меняло высоту, снижаясь через окно в облаках, мы напоролись на группу вражеских бомбардировщиков, которые, как оказалось, прикрывались двумя группами истребителей.
Котельников и Хмельницкий атаковали замыкающее звено «бомберов», а мне пришлось связать боем пару Me-109, следовавших в хвосте колонны. Мгновенно оценив обстановку, я решил атаковать одного из «мессов», находящегося ближе к моему самолёту, и метров с 50–70 открыл огонь из всех точек. «Месс» был сразу сражён и в штопоре пошёл к земле. Второй, заметив участь напарника, поспешил скрыться в облаках. Николай Котельников и Матвей Хмельницкий тем временем преследовали и добивали «юнкерса».
Пока мы вели бой с районе Дубоссар, в противоположной стороне, в районе Криулян, разгорелся неравный бой «Чаек» с «мессерами». Передовая группа Me-109 в количестве до четырёх пар, заметив в чистом солнечном небе два устаревших биплана, мгновенно набросились на них со всех сторон. Георгий и Павел мужественно сражались с превосходящим противником, приняв оборонительный бой на виражах, но силы и обстановка были не в их пользу. Вначале вспыхнула одна «чайка» — самолет, объятый пламенем, пошел к земле и упал на левом берегу Днестра. Со второго горящего И-153 лётчик выпрыгнул с парашютом. В этом неравном бою погиб командир звена Георгий Кондратюк..."
https://cdn.eksmo.ru/v2/ITD000000000242117/PDF/ITD000000000242117.pdf
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору