Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Карабанов Михаил Николаевич

Выпускник 1939 года
.
.
Карабанов Михаил Николаевич родился в 1919 году деревне Селище ныне Оршанского района Витебской области Республики Беларусь. По национальности белорус. Социальное положение - из рабочих.
Холост. Член ВЛКСМ.
.
Окончил 7 классов средней школы, учился в Оршанском аэроклубе.
В рядах Красной Армии с 23.06.1938, поступил во 2-ю Военную авиационную школу лётчиков им. ОСОАВИАХИМа г. Борисоглебск.
23.06.1939 после окончания лётной школы с присвоением воинского звания младший лейтенант оставлен в ней на должности инструктора-лётчика. За весь период инструкторской работы подготовил 47 курсантов.
С 28.03.1941 — командир звена Армавирской ВАШЛ.
.
Участник Великой Отечественной войны с декабря 1941 года в должности командира звена 522 иап ВВС 2-й Ударной армии.
На 07.02.1942 — младший лейтенант, командир звена 522 иап 90 ад ВВС Волховского фронта.
21.03.1942 присвоено воинское звание лейтенант.
02.02.1943 присвоено воинское звание капитан и назначен командиром эскадрильи 522 иап.
.
Из истории 522 иап
08.10.1941–18.12.1941 522 истребительный авиационный полк сформирован при 14 запасном истребительном авиаполку Московского военного округа (г. Рыбинск) по штату 015/174.
В составе действующей армии с 25 декабря 1941 по 14 июля 1942, с 1 ноября 1942 по 29 апреля 1943 и с 26 мая 1943 по 30 сентября 1943 года.
В конце декабря 1941 года прибыл на Волховский фронт, разместился на аэродроме в Малой Вишере. До июля 1942 года действует в интересах 2-й ударной армии в районе Мясного Бора, Спасской Полисти в ходе Любанской операции и последующего вывода войск армии из окружения. Также ведёт боевые действия над Грузино и Киришами.
03.09.1942–15.10.1942 Во 2 зиап МВО (ст. Сейма Горьковской области) авиаполк переформирован по штату 015/284.
В октябре 1942 года направлен на фронт, действовал в районе западнее Калинина. В декабре 1942 года, в преддверии операции «Искра» вновь перелетел на Волховский фронт, разместился на аэродроме Колосарь, действует в ходе прорыва блокады Ленинграда, а затем, в феврале 1943 года поддерживает войска 54-й армии в ходе Красноборско-Смердынской операции. В феврале же 1943 года возвращён на Калининский фронт,
Подчинённость и участие на фронтах

25.12.1941- апрель 1942 —   ВВС 2 Ударной армии Волховский фронт
апрель 1942-14.07.1942 —   ВВС 2 Ударной армии Ленинградский фронт
10.11.1942-30.12.1942 215 иад 2 иак 3 ВА Калининский фронт
30.12.1942-23.02.1943 215 иад 2 иак 14 ВА Волховский фронт

.
Летал на самолётах ЛаГГ-3, Ла-5.
.
.
Всего Карабанов Михаил Николаевич выполнил более 200 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, в которых сбил лично 10 и в составе группы 12 самолётов противника.
.
Список известных побед капитана М.Н. Карабанова:
(из книги М.Ю. Быкова "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год)

п / п
Д а т а
Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1
23.01.1942 г.
1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )
Шевелёво - Городок
ЛаГГ-3, Ла-5.
2
25.01.1942 г.
1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )
Мостки
3
26.01.1942 г.
2  Ме-109  ( в группе - 2 / 6 )
Ольховка - Спасская; Полисть - Мостки
4
1  Ме-109
Ольховка - Мостки
5
2  Ju-88  ( в группе - 2 / 3 )
Ольховка - Спасская Полисть
6
15.03.1942 г.
1  Hs-126  ( в группе - 1 / 5 )
Мостки
7
30.03.1942 г.
2  "Ме-115"  ( в группе - 2 / 4 )
западнее Мясной Бор
8
21.04.1942 г.
2  Hs-126  ( в группе - 1 / 4 )
юго - западнее Глушица
9
08.06.1942 г.
1  Ме-109
Кириши
10
10.06.1942 г.
1  Ju-88
восточнее Кириши
11
1  Ju-88  ( в группе - 1 / ? )
Кириши
12
12.06.1942 г.
1  Ме-109
Мясной Бор
13
1  Ju-88  ( в группе - 1 / ? )
Ольховка
14
07.01.1943 г.
1  Ме-110
юго - восточнее Подолье
15
14.01.1943 г.
1  FW-190
аэродром Лезье
16
15.01.1943 г.
1  Ме-109
Рабочий посёлок № 6 - Гонтовая Липка
17
24.01.1943 г.
1  Ме-109
Синявино - Рабочий посёлок № 5
18
1  Ме-109
юго - восточнее Рабочий посёлок № 5
19
09.02.1943 г.
1  FW-190
Синявино
20
10.02.1943 г.
1  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 )
юго - западнее Липовик
      Всего сбитых самолётов - 10+13;  боевых вылетов - 168;   воздушных боёв - 30
.
Согласно наградного листа на орден Красного Знамени, от 21 февраля 1943 года, капитан М.Н. Карабанов выполнил 168 боевых вылетов, провёл 30 воздушных боёв, сбил 10 самолётов противника лично и 14 в группе с товарищами. [М.Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 10 личных и 13 групповых побед лётчика.]
.
11 февраля 1943 года командир эскадрильи 522 иап 215 иад 2 иак 14 ВА  Волховского фронта капитан Карабанов Михаил Николаевич не вернулся с боевого задания на самолете Ла-5 в районе Будково (Тосненский район Ленинградская область).
Сестра Карабанова Зинаида Николаевна проживала в г. Андижан Узбекской ССР.
Исключен из списков Красной Армии приказом ГУК НКО СССР № 0172/пр.  от 30.05.1943 г.
Награждён орденом Красного Знамени (20.04.1942).
***
11 февраля 1943 года не вернулся на свой аэродром из района Будково самолёт Ла-5, который пилотировал капитан М.Н. Карабанов из состава 522-го истребительного авиационного полка 215-й дивизии. Это была весомая потеря. Михаил Карабанов на это время был уже состоявшимся пилотом, на его счету было около 25 побед. Последний самолёт противника, корректировщик Hs-126, записанный на его счёт, был сбит в группе с другими лётчиками полка накануне - 10 февраля 1943 года юго-западнее деревни Липовик.
.
"Что это был за лётчик!", - с восхищением вспоминает Герой Советского Союза, бывший командир 2-го гвардейского истребительного авиационного полка Емельян Филаретович Кондрат. В своей книге "Достался нам век неспокойный" он описывает события января-февраля 1943 года, когда его полк в составе 215-й истребительной дивизии находился под Ленинградом. Самый яркий момент его воспоминаний как раз связан с капитаном М.Н. Карабановым.
В те дни полки дивизии проводили облёты территории, на которой должно было начаться наступление. Командир полка вместе с группой лётчиков следили за посадкой своих самолётов:
"Майоров говорил, а в это время на посадку шёл Соколов. Вдруг из-за леса на бреющем выскочил истребитель, догнал Соколова и, обгоняя, закрутил вокруг него спираль, потом перевернулся на спину и понёсся почти над землёй вот так, кабиной вниз.
- Ё-моё! - воскликнул Майоров. Он подался всем телом, следя за таким удивительным полётом, в глазах полыхали восхищение и зависть.
- Карабанов! - уважительно произнёс Соболев."
.
Карабанова знали все - кто лично, кто понаслышке. Волшебник пилотажа, виртуоз. В бою неописуемо дерзок. Мастерское владение машиной позволяло ему применять в бою такие маневры, что порой в голове не укладывалось. Он, случается, врагов без стрельбы сбивает. Уходит из-под атаки пикированием. Фашист за ним, а он так низко выводит, что преследователь не успевает - и в землю...
.
На фюзеляже его самолёта нарисована пасть разъярённого тигра - символ, хорошо соответствующий бойцовской беспощадности Карабанова. Знали его и фашисты. По отличительному знаку, по манере боя, по тому урону, какой он наносил, по фамилии, которая звучала в эфире. Они и сами её произносили. Нередко наши радисты, настраиваясь на волну их радиопереговоров, слышали панические предупреждения:
- Ахтунг! Внимание! В небе Карабанов!..
.
Сейчас наши аэродромы были рядом, и Карабанов таким образом, возвращаясь к себе, передавал нам приветы.
Соколов зарулил, поставил самолёт, направился к остальным. Добродушному Соколову и возмутиться как следует не удаётся. У него даже это выходит без гнева.
- Что за народ! Сесть спокойно не дадут".
И вот не стало такого замечательного лётчика. В документах полка он до сих пор считается пропавшим без вести. Как сложилась его судьба? Погиб? А может быть попал в плен и сгинул там?
.
В воспоминаниях лётчика бомбардировочной авиации, генерал-полковника Андрея Герасимовича Рытова описан рассказ штурмана Елагина из его полка, который в мае 1943 года был сбит и попал в плен:
"Памятный весенний день 1943 года был моим последним днём в родном полку. Прямым попаданием вражеского снаряда разбило хвостовое оперение самолёта и левый мотор. Машина стала неуправляемой и начала беспорядочно падать. Саша Репин выбросился с парашютом на высоте примерно 1200 метров, а я почти у самой земли. Радист, старшина Говоров, вероятно, был убит в воздухе. Сколько я ни запрашивал его - ответа не получил. Территория была занята врагом, и нас, в конце концов, выследили и схватили. Меня посадили в легковую машину и повезли в Локоть, где показали результаты боевой работы нашего полка. Лежали убитые фашисты, догорали склады с горючим и автомашины, дымилось разрушенное здание бывшего горсовета, в котором располагался вражеский штаб.
- Смотри на дело своих рук, - зло сказал мрачный майор в гестаповской форме. - За это не щадят...
На той же машине меня отвезли на станцию Комаричи, откуда переправили в Орловскую тюрьму. Потом - Смоленск, Лодзь, Мосбург, местечко Оттобрун километрах в 60 от Мюнхена. В так называемом "рабочем лагере" были невыносимо тяжелые условия: голод, каторжный труд, издевательства надсмотрщиков. Но больше всего угнетала тоска по Родине.
Меня и моих товарищей ни на минуту не покидала мысль о побеге из фашистского плена. 29 августа 1943 года я, лётчик Карабанов, с которым встретился в Лодзи, и ещё 2 советских парня совершили побег. Добрались до Вены. Там на наш след напала полиция. Пришлось разъединиться. Я остался один и ушёл километров на 30 за Вену. Гестаповцы настигли меня и посадили в Венскую тюрьму, в которой я пробыл 1,5 месяца".
Может быть этим лётчиком, с которым бежал из плена Елагин, и был Михаил Николаевич Карабанов? Очень похоже на его характер... Но пока судьба Михаила Карабанова остаётся загадкой.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
.
От Администратора сайта. Точная дата рождения Карабанова М.Н. нам пока не известна. Помянем выпускника в день его гибели - 11 февраля.
Карта сайта Написать Администратору