Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Брагин Михаил Николаевич

Выпускник 1939 года
.
.
Брагин Михаил Николаевич родился 31 октября 1918 года в д. Мещерино Коломенского уезда Московской губернии РСФСР (ныне Ступинского района Московской области). В многодетной семье Брагиных Николая Ивановича и Прасковьи Николаевны было пять сыновей Михаил, Петр, Александр, Евгений, Иван и одна дочь. По национальности русский. Социальное положение и происхождение — рабочий их рабочих.
Холост.  Профессия — слесарь.
Член ВЛКСМ с 1937, член ВКП(б) с 1942 года.
.
В 1934 году окончил 7 классов школы № 50 г. Москвы и школу ФЗУ завода № 1 оборонной промышленности. Летал в аэроклубе.
.
В рядах РККА с декабря 1938 года, призван Малинским РВК Московской области, поступил во 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную школу лётчиков. Военную присягу принял 23.02.1939.
.
.
05.11.1939 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную школу лётчиков имени В.П. Чкалова по первому разряду (на самолёте И-16) с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 5 запасного авиационного полка.
С 03.01.1940 — младший лётчик 89 иап.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 по 15.08.1941 в составе 89 иап 14 сад ВВС Киевского особого ВО (Юго-Западного фронта). Летал на самолётах И-16, ЛаГГ-3.
.
Из истории 89 иап
89-й истребительный авиационный полк  сформирован 22 марта 1940 года на аэродроме Овруч Житомирской области и вошёл в состав 35-й истребительной авиабригады в Киевском Особом военном округе. Имел 4-х эскадрильный состав, вооружён новейшими истребителями И-16 последней 28-й серии с двумя пушками ШВАК, двумя пулемётами ШКАС и установками РС под плоскостями.
Осенью 1940 г. перелетел в г. Луцк. В поле, в 5 км от Луцка, полк стал строить новый аэродром (ангары, склады, землянки и т.д.). Он находился всего в 38 км от демаркационной линии с Германией. Полк интенсивно готовился к боевым действиям, летали много и даже начали осваивать ночные полёты.
Весной 1941 г. перелетел в летние лагеря, на полевой аэродром в местечко Колки (севернее г. Луцк). Входил в состав 14 сад. Лётчики осваивали слепые полёты (с закрытой кабиной), полёты на больших высотах, интенсивно велись воздушные бои. Перед самой войной одна из эскадрилий полка получила на вооружение новые истребители ЛАГГ-3.
22.06.1941 в 3 часа ночи в полку была объявлена боевая тревога. Лётчики и техники начали готовить самолёты к вылету. Около 4-х часов утра аэродром базирования подвергся бомбежке вражеской авиации (6 бомбардировщиков He-111). В результате налёта было ранено около 10 человек личного состава и сгорел 1 самолёт. В первые часы войны полк полностью сохранил боеспособность. В течение дня лётчики летали на боевые задания. В одном из вылетов сопровождали девятку бомбардировщиков СБ летавших на бомбардировку г. Хельм. В течение дня аэродром Колки ещё два раза подвергался бомбежке вражеской авиацией, однако полк больших потерь не понёс. К вечеру был получен приказ перебазироваться на свой аэродром в г. Луцк.
С 23 по 26.06.1941 полк вёл активные боевые действия с аэродрома Луцка, прикрывал город и наземные войска. За эти дни понёс значительные потери как в личном составе, так и в материальной части.
27.06.1941 перелетел на аэродром под Ровно, откуда летал на боевые задания в течение 3-х дней. Затем на аэродром Фёдоровка под г. Новгород-Волынский, где базировался в течение 4-х дней. После этого перелетел на аэродром Скоморохи под г. Житомир. Через два дня после перебазирования на аэродром Скоморохи полк получил новую задачу: оставшимся самолётам перелететь на аэродром Володькова-Девица под г. Нежин, туда же прибыть и наземному составу. Прибыв к месту назначения получили приказ: - лётчикам, не имевшим самолётов, убыть в Москву; - техникам, не имевшим самолётов, убыть в станицу Крымская на Кубань вместе со штабом полка; - оставшимся самолётам перелететь на аэродром под г. Переяславль (теперь Переяславль-Хмельницкий). Туда же приказано убыть и заместителю начальника штаба полка Звереву.
На новом месте вошёл в состав 15 сад. Начались действия остатков полка по обороне Киева. Был образован сводный полк, в который входили остатки всех полков, воевавших в первые дни войны на приграничных фронтах. В него вошли: 10-15 самолётов И-16 от 89 иап, 3-5 самолётов И-153 от 62 шап, а в основном были самолёты И-15 от 66 шап. Командиром полка был назначен полковник А.И. Сидоренко (бывший командир 23 иап), военным комиссаром - батальонный комиссар Панченко, начальником штаба - капитан Зверев из 89 иап. Полк помогал обороне Киева наземными войсками в основном со стороны юга. Лётчики делали по 7-9 боевых вылетов в день. Ответственную задачу выполнял полк по прикрытию Каневского моста через р. Днепр.
После Переяславля полк вёл боевые действия с аэродрома Чернобай (под Винницей). Последний аэродром, откуда полк летал на штурмовку войск противника наступающих на Киев, а также на прикрытие мостов через р. Днепр и своих наземных войск - аэродром Хорол.
17.07.1941 передан в состав 15 сад. Перевооружён самолеёами ЛаГГ-3.
10.08.1941 вошёл в состав 36 иад.
В сентябре 1941 года расформирован.
.
04.09.1941 Брагину М.И. присвоено воинское звание лейтенант.
С 10.10.1941 - пилот 92 иап. В период 01.10.1941–12.10.1941 полк  на переформировании в 11 зап в г. Ростов-на-Дону Северо-Кавказского ВО по штату 015/174). К марту 1942 г. полк был вооружён самолетами ЛаГГ-3.
08.01.1942 присвоено воинское звание старший лейтенант.
С 08.03.1942  - пилот 92 иап 1-й ударной авиагруппы ВВС Волховского фронта.
На 22.04.1942 - лейтенант, пилот 92 иап Резерва Ставки ВГК ВВС Волховского фронта.
За время боевых действий (на 22.04.1942) выполнил более 60 боевых вылетов, в 18 воздушных боях сбил лично один самолёт противника Ю-88 и один самолёт в группе. Дважды был ранен.
На 20.07.1942 (по переписи) — командир звена 160 иап. 
С 08.08.1942 в действующей армии в составе 160 иап 278 иад 14 ВА Волховского фронта.
.
27 августа 1942 года командира звена 160 иап старший лейтенант Брагин Михаил Николаевич на самолёте ЛаГГ-3 сбит в воздушном бою, погиб.
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУФУ войск Красной Армии № 01092 от 20.11.1942.
Похоронен в братской могиле д. Поляны Мгинского района Ленинградской области.

Позже перезахоронен в с. Путилово Кировского района Ленинградской области.
.
.
Награждён орденом Красного Знамени (22.4.1942).
Увековечен в печатной Книге Памяти Московской области том 25 и печатной Книге Памяти г. Ступино.
.
Отец Брагин Николай Михайлович проживал в д. Мещерино Малинского района Московской области.
Изначальную информацию помог отыскать Андрей - Akai (Украинский историко-фортификационный форум)
Собрал полные сведения и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору