Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Горсков Максим Ильич

Выпускник 1940 года
.
Родился 5 февраля 1917 года в селе Петровское Макаровского, ныне Ишимбайского район Республики Башкортостан в крестьянской семье. По национальности русский.
В 1931 году окончил 4 класса начальной школы и переехал в Москву к старшему брату, который учился институте.
В 1933 году окончил школу ФЗУ кулинарного производства. Работал поваром в столовой, с 1935 года полировщиком на заводе шарикоподшипник № 1 им. Кагановича.
В декабре 1938 году был призван в Красную Армию Таганским райвоенкоматом города Москвы и направлен в школу летчиков.
В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов им. Чкалова.
Службу проходил в 163-м резервном авиационном полку Московского военного округа. Был лётчиком-инструктором, командиром звена. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны.
22-26 июня принимал участие в боевых действиях, был ранен, получил ожог лица.
С июля 1941 года служил в 14-м запасном авиационном полку, с ноября 1942 года базировавшимся в Иваново. Обучал лётчиков полетам на самолетах Як-7, ЛаГГ-3, "Харрикейн".
В мае 1943 года направлен в действующую армию. Воевал на Брянском, Белорусском, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском и 1-м Украинском фронтах в составе 937-го истребительного авиационного полка командиром звена, командиром эскадрильи. В ходе Орловской операции произвел 8 боевых вылетов и одержал первую победу.
Член ВКП(б) с августа 1943 года. Только за период с ноября 1943 по февраль 1944 года летчики его эскадрильи провели 250 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбили 28 самолетов противника.
12 февраля 1944 года в неравном воздушном бою против 8 ФВ-190 сбил один "Фоккер", но сам получил осколочное ранение в правое плечо. После госпиталя вернулся в свой полк в июле 1944 года, и в августе был назначен помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе. Несмотря на то, что после ранения имел ограниченную деятельность правой руки (не поднималась вверх), продолжал летать на боевые задания, показывая отличную технику пилотирования.
К октябрю 1944 года совершил 81 боевой вылет на самолетах И-16 и Ла-5, провел 20 воздушных боев, в которых сбил лично 5 самолетов противника: 1 Ю-88, 1 Хш-126 и 3 ФВ-190 (все до ранения).
В ноябре 1944 - январе 1945 находился на Курсах усовершенствования командного состава при Липецкой высшей офицерской авиашколе. По окончанию учебы получил направление в свою дивизию на должность помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе в 482-й истребительный авиационный полк.
В составе полка воевал до Победы. Летал в паре с командиром полка майором Диденко и трижды с командиром дивизии генералом Семеновым. Совершил 20 боевых вылетов, последний - 7 мая. Провел 3 воздушных боя и сбил 1 ФВ-190. Это была последняя шестая подтвержденная победа, хотя по словам ветерана сбил 11 самолетов. Всего на свету летчика Горскова 6 лично сбитых и 2 в группе.
После войны продолжал службу в том же полку. В сентябре 1946 года майор Горсков врачебной комиссией был признан ограничено годным, инвалидом 2 группы, по состоянию здоровья уволен в запас.
Вернувшись на родину, работал в городе Ишимбай на заводе № 411 начальником ЖКО. В 1947 году переехал в Иваново, где проходил службу в годы войны. Работал на заводе им. Королёва контрольным мастером литейного цеха.
В 1953 году окончил Всесоюзный заочный техникум легкой промышленности.
Жил в Иваново. Скончался 8 мая 2003 года. Похоронен на кладбище Балино.
Награжден двумя орденами двумя Красного Знамени (1944, 1945), Красной Звезды (21.07.1943), Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Библиография
- Дорогами войны: -2-е изд., испр. и доп. - Иваново, 2001. - С. 225-226
- Семенов А.Ф. На взлете. - М.: Воениздат, 1969. - С. 206
.
Подготовил биографию и прислал информацию для сайта Сергей Каргапольцев 
Карта сайта Написать Администратору