Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Муштаев Павел Фомич

Выпускник 1926 года
Лётчик-испытатель III класса (1940), полковник
.
Муштаев Павел Фомич родился 27 июня 1901 года в с. Просяное Харьковской области (Украина).
В Красной Армии с 1920 года.
Участник Гражданской войны.
В 1926 году окончил 2-ю ВАШЛ (г. Борисоглебск). В 192? участвовал в перегонке Р-1 из Одессы в Кабул. Работал инструктором в лётной школе в Кабуле (Афганистан). Затем служил в 13-й авиабригаде (г. Новочеркасск), командовал 46 авиаотрядом. В 1937 был уволен из армии.
С 1937 г. был лётчиком-испытателем на авиазаводе № 18 (г. Воронеж).
С 1938 г. — лётчик-испытатель 8-го отдела ЦАГИ. Испытывал Do-215, участвовал в испытаниях скафандра.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. В июле 1941-августе 1943 — командир 31 иап.
Летом 1943 года лётчики его полка участвовали в Курско-Белгородской операции. На рассвете 5 июля в воздух поднялись 15 Ла-5, ведомых командиром 31-го иап майором П.Ф. Муштаевым. Для сопровождения 8 Ил-2, шедших на высоте 1200 метров, истребители разделились на подразделение непосредственного прикрытия и ударное подразделение, которое шло на 500-1500 метров выше. В районе линии фронта самолёты встретил сильный заградительный огонь - лётчики наблюдали в воздухе до 100 разрывов снарядов разного калибра. Ещё на подходе к цели истребители сопровождения 3 раза вступили в бой с "Мессерами", впрочем, не понеся потерь.
При приближении группы к Харькову огонь с земли ещё больше усилился, один из штурмовиков загорелся и упал в 6 км западнее Зайкина. Остальные "Илы" атаковали аэродром Харьков-Основа с пологого пикирования - истребители наблюдали 3 сильных взрыва и зафиксировали 3 горящих на земле неприятельских самолёта. От цели штурмовики уходили на бреющем.
Если верить боевому донесению, то истребители 31-го иап действовали выше всяких похвал. Командир полка предвидел возможность несоблюдения штурмовиками строя, поэтому ещё до вылета приказал сержантам Якубовскому и Барышникову прикрыть отстающих, что и было выполнено. Младший лейтенант Мещеряков защитил от неприятельских истребителей ещё один штурмовик, отставший от группы. В 8 воздушных боях "Лавочкины" израсходовали 1154 снаряда, сбив 4 Ме-109, которые записали на счёт командира части майора П.Ф. Муштаева, старшего лейтенанта В. Кравцова, младшего лейтенанта М. Цыкина и лейтенанта Н. Горбунова.
С 25 мая по декабрь 1944 года командовал 5-м гвардейским истребительным авиационным полком. С 1945 — заместитель командира 130-й Инстербургской истребительной авиационной дивизии. В воздушных боях сбил лично 8 и в группе 16 самолётов противника.
После войны был комендантом аэродрома ЛИИ.
Умер 28 декабря 1961 года.
Награждён орденами Красного Знамени (11.08.1942; 17.08.1943), орденом Отечественной войны II степени (19.11.1945).
*** 
.
Вспоминает Герой Советского Союза, лётчик-испытатель, М.Л. Галлай:
"Большая часть виднейших наших испытателей - универсалы. Многие из них, получившие широкую известность как испытатели тяжёлых кораблей, начинали с истребителей. Таковы В.К. Коккинаки, Я.И. Берников, А.П. Якимов. Реже случается обратное. Но всё же случается. Когда в наш институт пришёл военный лётчик - бомбардировщик П.Ф. Муштаев, он сразу заявил о своём желании летать "на всём", в том числе и на истребителях. Начальство отнеслось к этому скептически:
- Что ты, Павел Фомич!   Тебе и годков ближе к сорока, чем к тридцати, да и комплекцией бог не обидел, поздновато, вроде, на истребители...
Так и не дали. И, как показало дальнейшее, не дали напрасно. Вернувшись в самом начале войны в строй, Муштаев умолчал о том, что на истребителях в жизни не летал, и получил назначение... командиром вновь формируемого истребительного авиационного полка.
Он прошёл всю войну во главе этого полка, уверенно летая на своём "Яке", в чём могли убедиться все его однополчане, а также многие вражеские лётчики - особенно те 8, которых он сбил лично, не считая уничтоженных им в групповых боях. Вот тебе и "поздно на истребителях..."
***
.
"Хвастать - не косить, спина не болит"
.
От советского информбюро. Оперативная сводка от 9 июля 1943 года:
"Нашими войсками на Орловско-Курском и Белгородском направлениях за день подбито и уничтожено 304 танка. В воздушных боях и зенитной артиллерией сбит 161 самолёт противника".
.
Газета "Правда", 10 июля 1943 года:
"Бои на Белгородском направлении характеризуются огромной активностью авиации с обеих сторон. Воздушное сражение, начавшееся с первых же часов немецкого наступления, не прекращается. 11 самолётов Ла-5 во главе с ведущим лётчиком Муштаевым сопровождали группу штурмовиков Ил-2. В районе одного населённого пункта их встретили 4 Ме-109. Пара наших истребителей завязала с ними бой, а остальные продолжали сопровождать штурмовиков. На пути им пришлось встретиться ещё с несколькими группами Ме-109 общей численностью свыше 20 машин. В воздушном бою наши лётчики сбили 3 Ме-109Ф и один подбили. Штурмовка прошла успешно".
.
Из книги "СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945. Краткая хроника. 30 июля, пятница, 1943 год:
"Лётчик 31-го истребительного авиаполка старший лейтенант Н. Е. Глазов во время воздушной разведки по команде с радиостанции наведения атаковал вражеский самолёт - корректировщик. Израсходовав весь боекомплект, Глазов таранил самолёт врага, сам погиб смертью героя".
.
Командиром 31-го ИАП был мой отец, Муштаев Павел Фомич...
.
Я никогда не слышал, чтобы отец рассказывал об Афганистане, где ему довелось поработать инструктором в лётной школе. В 1928 году с дружеским визитом приезжал глава афганского правительства Эмир Амманулахан, и в Москве, на Центральном аэродроме, высокому гостю была показана авиационная техника.
Известный лётчик - испытатель А.Б. Юмашев продемонстрировал тогда на самолёте-разведчике Р-3 высший пилотаж. Самолёт понравился Эмиру Амманулахану, и вскоре Советское правительство подарило Афганистану несколько боевых самолётов, на которых из Одессы группа авиаторов совершила перелёт в Кабул.
В этой группе был и мой отец, которому потом предложили остаться в Кабуле и поработать там инструктором в лётной школе.
.
Никогда не слышал от отца, что он был знаком с В.П. Чкаловым, пока в одном из писем Анатолий Васильевич Виноградов, пилот ещё старой школы, с которым отец служил в 13-й авиабригаде в Новочеркасске, не рассказал мне, как в сентябре 1932 года ему довелось впервые увидеть В.П. Чкалова.
"...Находясь в командировке в Москве с П.Ф. Муштаевым, - пишет он мне в письме, - мы ежедневно ездили на Центральный аэродром, и однажды оказался свидетелем тёплой встречи двух друзей - Муштаева и Чкалова. Тут я узнал, что два авиатора учились в Борисоглебской школе военных лётчиков и не виделись почти 10 лет". 
.
Никогда отец не рассказывал и о работе лётчика-испытателя на Воронежском авиационном заводе, а потом и в 8-м отделе ЦАГИ, ставшим в 1940 году Лётным исследовательским институтом, не рассказывал отец и об изгнании из армии и об исключении из партии в 1937 году, никогда не рассказывал о войне.
.
"Хвастать - не косить, спина не болит!" - любимая поговорка отца.
.
С мистическим ужасом смотрю на пожелтевшую от времени и порванную на сгибах бумажку. Как много она значила для отца! Не будь этой справочки о восстановлении в партии, сейчас уже потерявшей всякий смысл, не было бы и возможности вернуться в авиацию, поработать лётчиком-испытателем, сформировать 31-й иап в годы войны, не было бы и той малости, чем жила семья, когда по болезни он был вынужден уйти на пенсию. Вот уж воистину: без бумажки ты - букашка, а с бумажкой - человек.
.
Кто и за что выгнал отца из партии и из армии? Вопрос чисто риторический. "Кто-то" исключал, "кто-то" восстанавливал. Отцу, как говорится, крупно повезло. Но чтоб "повезло" в те годы, надо было иметь сильный характер.
Все, с кем мне довелось поговорить, собирая материл об отце для повести "Анкеты пишутся кратко", говорили о его характере максималиста, когда есть одна мера: всё или ничего, друг или враг, люблю или ненавижу. И никаких компромиссов: ни с кем и никогда. Он умел держать слово даже тогда, когда это было опасно для него, и когда исчезали причины, заставившие его дать это слово, он никогда не менял своих мнений и оценок, даже тогда, когда менялись времена.
.
Помню, после ХХ съезда партии мы навалились на него с моим дружком, требуя ответа, как такое могло быть? Наше юношеское негодование проистекало не столько от мысли, что мог существовать Сталин, сколько оттого, что могло существовать само общество, которое смотрело на Сталина с обожанием. Откуда тогда мне было знать, что соединение, которым он командовал в годы войны, 16 раз получало благодарность Сталина, что демобилизовался он по сталинскому приказу № 100, оставлявшему пожизненно демобилизованному последний оклад как пенсионное обеспечение, выделялась земля в любом уголке страны и выплачивалась безвозмездная ссуда на строительство дома.
Отец спокойно выслушал нас, а потом сказал:
- На мёртвого льва и собака лает.
Нас это искренне возмутило. Размахивая руками, мы кричали о беспринципности и трусости старшего поколения, об антигуманности сталинизма, изгоняющего из жизни всё личностное и индивидуальное, кричали, что "если бы да кабы", а смертельно больной отец тихо сидел и грустно смотрел на нас.
Когда мы накричались, он встал, прошёл к себе в комнату, набил трубку табаком, раскурил её, хотя врачи категорически запрещали ему курить, и, вернувшись к нам, сказал:
- Придёт время, и вы узнаете многое из того, что не знаем сейчас. Сталин - сложнейшая личность в истории, вобравшая и хорошее, что люди ценят, и плохое, что люди осуждают. Пройдёт много лет, и кто-нибудь обязательно скажет, что личность Сталина сфокусировала сложнейшую диалектику эпохи. Сталина вылепило общество, вылепило таким, каким хотело видеть сильную личность: справедливым, беспощадным, знающим ответы на все вопросы истории. Вылепило, а потом ужаснулось... да было поздно. Ведь однажды промолчав, другой раз, поддакнув, на третий, испугавшись - никогда уже не возразишь. Думаете, не повторится? Повторится, и не однажды. Сами ещё в этом поучаствуете.
.
В начале 1930-х годов, помню, в ВВС участились катастрофы при ночных полётах. Причиной тому были просчеты в пилотировании и слабое оснащение навигационными приборами. Тогда многие командиры авиационных соединений пострадали: и из партии их исключали и из ВВС изгоняли. А многие оказались в лагерях и тюрьмах. Ночные полёты прекратились. Кому охота рисковать собственной судьбой? Но прошёл год, и ночные полёты вышли из-под запрета. А спустя много лет, уже на фронте, мне рассказали, что на докладной записке наркома обороны Сталин синим карандашом начертал, лётчиков, мол, надо обязательно учить летать ночью, хотя любому грамотному лётчику понятно и без этой резолюции, что авиация не может существовать без ночных полётов.
Но главное состоялось: это решил Сталин! И постепенно стали привыкать к простой мысли, что только Сталин, один Сталин может решить, только он один знает правильный ответ. Возможно, это всеобщее восхищение сталинской мудростью и рождало в нём чувство непогрешимости, переоценку собственных способностей и возможностей. А у подножия священной пирамиды с трепетом и восхищением внимали ему простые люди со всеми своими слабостями.
Кажется, Гейне принадлежат вещие слова, когда растёт тело, съёживается душа. А проверить свою принципиальность и смелость у тебя ещё будет возможность. Вот жаль только я не смогу быть свидетелем твоей отваги.
С того дня прошла вечность, но даже если бы отец и прожил эти годы рядом со мной, он не увидел бы моей отваги, а мнения и оценки за эти годы менялись чаще, чем менялись времена.
.
В авиацию отцу помог вернуться Чкалов, в армию он вернётся перед войной, заслужив эту честь лётно-испытательной работой, в частности, испытаниями немецкого бомбардировщика "Дорнье-215".
А дело в том, что в начале марта 1940 года комиссией, возглавляемой И.Ф. Тевосяном, были закуплены несколько штук основных типов боевых самолётов Германии: истребители Ме-109, Ме-110 и Не-100, бомбардировщики Ju-88, Do-215, транспортные Ju-52...
- Организуйте изучение нашими лётчиками немецких самолётов. Сравните их с нашими новыми. Научитесь бить, и дайте рекомендации в войска, - приказал Сталин.
И уже в конце марта начались их лётные испытания. На Ме-109 - ведущий лётчик-испытатель И.Д. Селезнёв, на Не-100 - ведущий лётчик-испытатель П.М. Попельнюшенко, на Do-215 - ведущий лётчик-испытатель П.Ф. Муштаев, на учебно тренировочном "Бюккере" - ведущий лётчик-испытатель И.И. Шелест. 
Для тех, кого заинтересует эта страничка в истории авиации, посоветую прочесть книгу заслуженного лётчика-испытателя СССР И.И. Шелеста "С крыла на крыло". Эту же историю вспоминает и Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР М.Л. Галлай в своей книге "Испытано в небе".
.
Войну отец встретит в Каунасе, работая старшим инспектором ВВС Прибалтийского округа. В те годы служба в армии ценилась высоко!
.
Всю жизнь, собирая по крупицам биографию отца, недавно узнал, что на истребителях, которые базировались на аэродроме в Каунасе, за сутки до начала войны, были сняты пулемёты и отправлены в мастерские на "профилактику"! Вот так начинали войну...
.
У меня сохранилась его лётная книжка. Кратко, как пишутся анкеты, отсюда и название повести об отце - "Анкеты пишутся кратко", рукой полкового писаря заполнены графы:
1. Фамилия - Муштаев
2. Имя - Павел, отчество - Фомич
3. Год и месяц рождения - 1901, 27 июня
4. С какого года в ВВС КА - с 1922
5. С какого года летает - с 1925
А дальше перечислены самолёты, на которых довелось летать отцу, командуя 31-м иап на Юго-Западном фронте - И-16, И-153, УТ-2, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-7, Ла-5, Як-1. Тип самолётов, количество боевых вылетов и продолжительность полётов заверены печатью и подписью начальника штаба 31-го иап Павловым и начальником штаба 295-й Краснознамённой Ново-Московской иад Богдецким.
.
Начиная с 25 мая 1944 года он командует 5-м гвардейский иап, и снова перечислены типы самолётов - Ла-5, количество боевых вылетов и продолжительность полётов, и только печать иная - печать 5-го гвардейского и подпись начальника штаба - гвардии подполковника Калашникова.
.
Войну отец закончил тяжёлыми боями в небе Кёнигсберга, будучи заместителем командира 130-й истребительной Инстербургской авиационной дивизии - 52 вылета с налётом 31 час 11 минут. Из них 15 успешных боевых вылетов (так написано) с налётом 14 часов 34 минуты. За годы войны отец сбил 8 самолётов лично и 16 - в групповых боях.
И последняя запись - Управление 1-й Воздушной армии 3-й Белорусский фронт, 9 апреля 1945 года, Як-3, перелёт Бартенштайн-Инстербург - сопровождение "Дугласа" в Каунас на похороны полковника Бурбело. Печать и подпись - полковник Тетерядченко.
П.Ф.Муштаев.
Что поделать, и лётные книжки пишутся кратко...
.
А закончить хочу вот какой историей. Спустя 10 лет после окончания войны, осенью 1955 года я начинал свою армейскую службу в Черняховске. В первом же письме ко мне отец писал, что знает этот городок, и что в конце января 1945 года садился на взлётно-посадочную полосу аэродрома Инстербурга, на котором, в годы войны, базировалась эскадра тяжёлых бомбардировщиков Люфтваффе.
И всё. Ничего больше. Хвастать - не косить, спина не болит...
Только в 1989 году, готовя повесть к изданию в "Молодой гвардии", узнал от друзей отца, что командование тогда предполагало, что полоса может быть заминирована. Фронт-то двигался стремительно, сапёры просто не успевали проверять и разминировать уцелевшие здания, склады, аэродромы.
Так вот, первым на аэродром в Инстербурге приземлился мой отец и прорулил всю полосу от начала и до конца, а вслед за ним пошли на посадку и лётчики авиаполков 130-й Инстербургской истребительной авиационной дивизии. В лётной книжке об этом ни слова. И правильно, это была посадка, а не боевой вылет...
.
Прошло уже много лет, отец умер 28 декабря 1961 года, а я всё говорю и говорю с отцом. Говорю чаще, чем при его жизни. И не могу наговориться...
Владислав Муштаев, март 2005 года.
.
Источники:
Информацию помог отыскать Симонов А.А. 
Карта сайта Написать Администратору