Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Крепешков Николай Васильевич

Выпускник 1928 года
.
.
Крепешков Николай Васильевич родился 23 июля 1905 года в х. Карпо-Русский Каменского юрта Донецкого округа Области войска Донского Российской империи (ныне не существует, территория Каменского района Ростовской области РФ). По национальности русский. Социальное положение и происхождение - рабочий из рабочих. Женат.
Член ВКП(б) с 1925 года.
В 1926 году окончил один курс совпартшколы 2-й ступени в г. Ростове.
.
В рядах Красной Армии с 25.06.1926, поступил в военно-теоретическую школу ВВС РККА в г. Ленинграде.
12.07.1927 года после прохождения теоретического курса направлен для лётного обучения во 2-ю Военную школу лётчиков в г. Борисоглебске, которую окончил в 1928 году.
16.01.1929 назначен младшим лётчиком, а 10.01.1931 — старшим лётчиком 24-й авиационной эскадрильи.
С 28.12.1931 — командир корабля войскового соединения № 1589.
С 09.11.1933 — слушатель КУНС (курсы усовершенствования начальствующего состава) при Военно-Воздушной Академии, по окончании которых 10.03.1934 назначен командиром отряда 92-й тяжелобомбардировочной эскадрильи ВВС Московского ВО.
14.03.1936 присвоено воинское звание капитан.
С 04.12.1937 — слушатель Высших авиационных курсов усовершенствования Московского ВО, по окончании которых 11.12 1937 назначен инспектором-лётчиком отдела запаса Управления ВВС РККА.
17.02.1939 присвоено воинское звание майор.
С 23.11.1939 — инспектор-лётчик 1-го отделения 7-го отдела Управления кадров ВВС РККА.
С 08.06.1940 допущен, а 13.07.1940 утверждён в должности старшего инспектора-лётчика 2-го отдела 4-го Управления ВВС РККА.
15.10.1941 назначен на должность старшего инспектора-лётчика 5-го отдела Управления ВУЗ  ВВС Красной Армии.
.
Участник Великой Отечественной войны с мая 1942 года на Брянском, Воронежском, Донском, Западном и 1-м Украинском фронтах.
С 17.06.1942 — заместитель командира 208-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии.
По переписи 20.07.1942 — заместитель командира 223-й ближнебомбардировочной авиационной дивизии.
21.01.1943 окончил КУКС (курсы усовершенствования командного состава) при Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии.
В дальнейшем воевал в составе 326-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии.
.
Заместитель командира 326 ночной бад гвардии подполковник Крепешков Николай Васильевич погиб 16 февраля 1944 года - был сбит истребителями противника при выполнении боевого задания.
Захоронен в с. Медвин Богуславского района Киевской области Украинской ССР.
.
.
Награждён орденом Отечественной войны I степени (11.04.1944, посмертно).
Исключён из списков Красной Армии как погибший приказом ГУК НКО СССР по личному составу армии № 01274 от 28.04.1944.
.
Жена Крепешкова Александра Михайловна проживала в г. Москве по адресу ул. В. Масловка д. 77 кв. 3.
Мать Крепешкова Зинаида Дмитриевна проживала в х. Карпо-Русский Глубокинского района Ростовской области.
.
Письмо Крепешковой З.Д. начальнику учётно-статистического управления:
.
***
.
События дня 16.02.1944 года. Корсунь-Шевченковская операция.
.
За неимением специальных транспортных частей, доставка горюче-смазочных материалов 2-й и 6-й ТА была положена на 326-ю нбад 2-й ВА. На протяжении 8 суток (8.02–16.02) дивизия выполнила 822 самолётовылета, перевезя 49 т горючего, 65 т боеприпасов, 525 реактивных снарядов. Следует отметить, что эта импровизация была очень рискованной. Ведь самолёты По-2 и Р-5, выполнявшие перевозки были почти беззащитны перед немецкими истребителями. Причинами были маленькая скорость (150-180 км/ч) и слабое вооружение самолётов (1 пулемёт калибра 7,62 мм). Лишь плохая погода до поры до времени спасала советские воздушные конвои от разгрома. Вдобавок груз, который поднимали По-2 и Р-5 был слишком мал - 300-400 кг максимум.
16.02.1944 пилотов 326-й нбад, которые осуществляли грузовые перевозки, ожидал неприятный сюрприз. На рассвете на площадку возле поселка Старая Буда вылетели 47 У-2 с грузами для наземных войск. Вылеты осуществлялись поодиночке с интервалом 1-2 минуты. Погода как будто не благоприятствовала действиям вражеской авиации. Облачность была высотой 100 м, шёл снег, скорость ветра достигала 12 м/с.
Но в районе Медвина облачность оказалась выше - до 300 м. В этот момент У-2 были неожиданно перехвачены парой немецких истребителей, ведомой одним из асов 54-й эскадры Гейнцем Вернике. Первыми же атаками Вернике и его напарник лейтенант Детлеф Юнг сбили 3 и повредили 4 советских самолёта. 7 других самолётов, которые находились в непосредственной близости от места событий, начали приземляться, чтобы не быть сбитыми. При этом были разбиты еще 4 самолёта, и лишь 3 - сели более или менее удачно. Не считаясь с этим около 12:00 тем же маршрутом вылетела другая группа - 14 У-2. А в 15.30 - ещё одна группа из 12-ти У-2. Результат вылета был тот же - из второй группы пилот 1/NAGr 2 лейтенант Кольхаген сбил 3 самолёта, из третьей ещё 3 были сбиты унтер-офицером Иеронимом Бартошем из 10/JG 51. Таким образом из 55-ти самолётов, которые принимали участие в операции было потеряно 17, в том числе 11 не подлежали ремонту. Было ранено 13 членов экипажей, 4 - пропали без вести, двое были убиты (в том числе заместитель командира дивизии подполковник Крепешков).
Этот эпизод произвёл на пилотов 2-й ВА удручающее впечатление. «Солдатский телеграф» быстро распространил несколько искажённые детали происшествия по другим подразделениям.
Характерен отзыв о нём пилота 90-го гшап Т. Лядского: «Грязь! Весь транспорт, который снабжал войска, застрял на дорогах от Белой Церкви до Лисянки. Начали перебрасывать грузы на У-2, но лётчикам дали неправильную линию фронта, и они попали на немецкую территорию. Из 14 самолётов ни один не вернулся. Когда летали на задания, видели: валяются по полям битые. Кроме этих У-2, в тот день не вернулось еще 5 самолётов. Поохотились "фоккеры".
К счастью для пилотов 326-й нбад немецкие истребители на этом и успокоились.
.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Изначальную информацию помог отыскать Симонов А.А.
Карта сайта Написать Администратору