Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Сачко Лев Андреевич

Выпускник 1937 года
Лётно-инструкторский состав Борисоглебской ВШЛ
.
Родился 13 января 1918 года в с. Голубовка ныне Кременского района Луганской области Украины. По национальности украинец.
В 1935 году окончил среднюю школу. В анкете отмечено: английский - читает и пишет со словарём.
.
В Красной Армии с 1935 года. Призван по спецнабору Лисичанским РВК. С 07.08.1935 по сентябрь 1937 года обучался в 11-й ВШП, г. Ворошиловград.
29 ноября 1937 года окончил Борисоглебскую ВШЛ. После выпуска оставлен в школе инструктором.
Скан УПК:
.
Член ВКП(б) с 1941 года.
 
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 года в связи с 20-летней годовщиной Борисоглебской Краснознаменной военной авиационной школы, пилотов и за заслуги в области подготовки летных кадров Военно-воздушных Сил Красной Армии капитан Сачко Лев Андреевич награждён орденом Красной Звезды.
.
Участник Великой Отечественной войны: с 22.04.1944 по 30.08.1944 проходил боевую стажировку в 41 гиап (1-й Украинский фронт).
В октябре 1944 года - командир эскадрильи 41-го гвардейского истребительного авиационного Черновицкого полка 2 ВА, гвардии капитан. Участвовал в воздушных боях, имеет на личном счету сбитые самолёты противника.
За успешное выполнение 30-и боевых вылетов 22.10.1944 награждён орденом Отечественной войны I степени. По окончании боевой стажировки 30 августа 1944 года направлен для дальнейшего прохождения службы в в Борисоглебское ВАУЛ.
Награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945).
6 ноября 1945 года награждён медалью "За боевые заслуги".
22.02.1948 награждён медалью "30 лет Советской Армии и Флоту".
.
В 1949 году - командир полка Борисоглебского ВВАУЛ на полевом аэродроме "Дуплятка".
.
Воинские звания:
лейтенант - 02.11.1938
старший лейтенант - 17.02.1939
капитан - 04.11.1942
майор - 08.08.1946
подполковник - 28.10.1949
.
Погиб 5 мая 1951 года на Ла-9. Похоронен в г. Борисоглебске.
.
От Администратора сайта. В августе 2007 года на Борисоглебском воинском захоронении мне удалось обнаружить могилу Сачко Л.А. Могила запущена, фотография повреждена вандалами...
  
.
===
.
Из воспоминаний Беликова Ю.Н.:
"САЧКО.
Подполковник. Командир полка, в который мы должны были перейти из теоретического батальона курсантов (ТБК). Имел репутацию аса. Аэродром Борисоглебск–1. Весна 1951 года. На Ла-9 вошёл в круг против направления круга и столкнулся с Як-18. Выпрыгнул из перевернутого положения, но был убит стабилизатором своего самолёта. Ла-9 упал в цветущие яблоневые сады за аэродромом, а Як-18 – на границе аэродрома"
.
Из воспоминаний Котельникова Б.И.:
"...С наступлением тепла, а оно в Борисоглебске, который в Воронежской области, наступает раньше, чем в Горьком, занятия по физкультуре из зала перенесли на стадион, расположенный на северном краю территории училища, а за стадионом стояли ангары, стоянки самолётов и далее - центральный аэродром.
   Однажды пришли мы на стадион в середине июня, а на центральном аэродроме шли полёты на Як-18 (первый учебный самолёт). Мы раздеваемся, посматривая на летающие самолёты, и мечтаем о времени, когда сами начнём летать. Полёты над аэродромом проходят по определённому прямоугольному маршруту – кругу, который бывает и левым и правым, а вход в круг для захода на посадку и выход из него, для ухода в зону, на маршрут, на полигон и тому подобное, производится строго по касательной к одному из разворотов. Вдруг слышим гул работающего мотора, но не Як-18, и видим, как против круга, против шерсти, между вторым и третьим разворотами, входит Ла-9, и на лобовых сталкивается с Як-18, у которого отваливается крыло, и он взрывается (высота полётов по кругу на центральном аэродроме была 500 метров). Ла-9 переходит в пикирование с углом градусов 30, из кабины вываливается лётчик, открывает сразу парашют, так как высоты и времени на задержку для открытия парашюта, чтобы отдалиться от падающего самолёта, не было. И лётчик, и его парашют попадают в спутную струю от работающего мотора самолёта. Стропы парашюта закручиваются, купол не наполняется, лётчик делает судорожные, как пловец, движения, чтобы выйти из струи, - взрыв на краю аэродрома и столбик чёрного дыма… От столкновения в воздухе до взрыва на земле прошло всего секунд 10-12, и всё это произошло на глазах и нас, и тех, кто в это время был на аэродроме. Мы не видели только последние метров 20-30 снижения Ла-9-го, так как они были закрыты стоящими на стадионе небольшими, в три ряда, трибунами. Произошла эта катастрофа утром, часов в девять. После обеда мы узнали, что на Як-18 летели командир звена с курсантом, которого он проверял перед самостоятельным вылетом. На Ла-9 летел командир 2-го полка подполковник Сачко, который возвращался с полёта на полигон, где при выполнении стрельб разбился курсант его полка. Это была первая и, к сожалению, не единственная катастрофа, которая произошла на моих глазах. Настроение у нас, всё это наблюдавших, конечно, было подавленным, о продолжении занятия не могло быть и речи. Да и вообще в ближайшие 2-3 дня все занятия были скомканные..."
.
Источники:
Сканы документов из ЦАМО предоставил Пширков С.Ю.
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Портал "Память народа"
Карта сайта Написать Администратору